"Ночь с 15 на 16 августа в районе катастрофы ПЛА "Курск" прошла в безуспешных попытках спасателей пристыковать автономный глубоководный снаряд к кормовому аварийному люку субмарины. Всего были предприняты четыре попытки, после которых спасатели и руководители операции убедились в неэффективности их дальнейшего использования из-за разницы в скорости подводного течения в районе корпуса "Курска" и скорости движения самих снарядов. Скорость снаряда всего один узел, а скорость течения 2-3 узла (примерно полтора метра в секунду). Снаряд не может зависнуть над люком и состыковаться с ним, его постоянно сносит течением в сторону.
В штабе спасательных работ составлен план работы на ближайшие сутки. В соответствии с ним в 9 часов утра 16 августа начался спуск нового отечественного спасательного аппарата "Бестер". Скорость его движения под водой 2 узла, на борт он может принять одновременно 20 человек. На него спасатели возлагают большие надежды. Спуски "Бестера" продолжатся до 18 часов. Если и "Бестер" не удастся пристыковать к люку, придется вводить в действие другой план спасения экипажа. Он заключается в следующем. На дно по обоим бортам лодки опустят металлические понтоны. Первая трудность - как закрепить их на лодке на глубине 108 метров, куда не могут спуститься водолазы? После того как эта техническая задача будет решена, из понтонов удалят балласт. За счет полученного таким образом дополнительного запаса плавучести лодку, как надеются спасатели, удастся оторвать от дна и в подводном положении отбуксировать в район моря с глубинами до 60 метров, на которых могут работать водолазы-спасатели. Вся операция при самом благоприятном развитии продлится минимум несколько суток.
Гидроакустические комплексы, сосредоточенные в районе аварии кораблей, работающие в оптимальном для данной ситуации пассивном режиме, с утра 16 августа перестали фиксировать какие-либо звуки в прочном корпусе атомарины.
По оценкам специалистов, среди которых военные медики, конструкторы "Курска", его строители, у экипажа остается в запасе еще достаточное количество патронов для регенерации воздуха в отсеках, то есть удаления из воздушной смеси углерода и выработки кислорода для того, чтобы продержаться до 18 августа. При этом подводники должны беречь кислород - как можно меньше двигаться. Критической датой в штабе спасательных работ на Северном флоте считают 25 августа. Если к этому дню на лодку не удастся подать дыхательную смесь, то шансов спасти оставшихся в живых членов экипажа уже не будет.
В спасательных работах можно было бы использовать возможности научно-исследовательского судна "Академик Мстислав Келдыш", оснащенного двумя подводными обитаемыми спускаемыми аппаратами "Мир-1" и "Мир-2". Эти аппараты уже участвовали в исследовании корпуса подлодки "Комсомолец", затонувшей в Норвежском море в 1989 году. Но для эвакуации людей "Миры" не предназначены.
По мнению некоторых специалистов, с которыми нам удалось побеседовать, в такой спасательной операции можно было бы использовать и нефтяную платформу. Правда, платформу еще никогда не применяли для спасения людей, да и для ее транспортировки к месту трагедии уйдет немало времени. При этом в случае использования платформы при подъеме лодки нельзя поручиться за целостность многотонного корпуса субмарины.
В настоящее время в Баренцевом море в спасательных работах используются автономные глубоководные снаряды. Лодка лежит с продольным креном. Из-за сильного подводного течения положение лодки периодически меняется. При идеальном положении снаряд должен опускаться прямо на шлюзовой люк. Но в сложившейся ситуации опустить точно на люк снаряд невозможно. Поэтому надводным операторам снаряда необходимо рассчитать траекторию движения таким образом, чтобы он сначала опустился на верхнюю точку корпуса подлодки, а после касания о лодку началось сползание снаряда к люку. В этот момент необходимо, чтобы снаряд, на днище которого находится шлюзовой отсек, проходя мимо шлюзов лодки, зацепился бы фиксаторами за шлюзовое кольцо на самом корпусе. Сделать это чрезвычайно сложно. Подобный механизм был разработан еще в восьмидесятые годы. Однако попытка применить его в случае реальной спасательной ситуации используется впервые. Сильное подводное течение неизбежно влияет на спускаемый аппарат. А это, как и отсутствие радиосвязи с экипажем подлодки, затрудняет работу.
Читатели "Красной звезды" часто задают вопрос: "Почему члены экипажа не воспользовались имеющимися на лодке спасательными средствами, в частности всплывающей спасательной камерой (ВСК), которая расположена в районе рубки?"
Характер повреждений прочного корпуса в районе первого и второго отсеков свидетельствует о том, что взрыв большой мощности произошел в первом - торпедном - отсеке. В результате взрыва первый и второй отсеки, где расположен главный командный пункт корабля и где расположен люк в ВСК, были разрушены внутри и затоплены забортной водой, а следующие за ними третий и четвертый отсеки, скорее всего, затоплены. Таким образом, члены экипажа, оставшиеся в 5, 7, 8 и 9-м, оказались отрезанными от ВСК, которая, судя по всему, в результате деформации корпуса, а также дифферента и крена лодки не смогла бы оторваться от стыковочного узла.
В шестом - реакторном - отсеке температура сейчас может быть около 80 градусов по Цельсию и больше. Несмотря на то, что реактор заглушен, в чем не сомневаются специалисты, он остается "горячим". Циркуляционные насосы не подают забортную воду для его охлаждения, так как они или обесточены, или забиты илом и песком.
Таким образом, у экипажа остался единственный путь к спасению - кормовой аварийный люк. Однако выход на поверхность с глубины 108 метров методом свободного всплытия крайне опасен, и прибегнуть к нему можно лишь в том случае, если не останется другой надежды на спасение.
17 лет назад в бухте Саранная у берегов полуострова Камчатка затонула атомная подводная лодка "К-429". Во время аварии погибли 15 членов экипажа.
- Команду давал на вывод каждого человека лично я, командующий флотом, - рассказывал одному из нас несколько лет назад бывший командующий ТОФ адмирал Владимир Сидоров. - Без моего указания командир субмарины одному члену экипажа дал разрешение выходить из кормового отсека - и тот запутался в тросе и погиб.
"Курск" лежит на большей, чем "К-429", глубине в зоне сильного течения. Поэтому воспользоваться опытом камчатских подводников было бы по меньшей мере преждевременным решением.
Аварии с атомными подводными лодками происходят в мире, к сожалению, часто. Последняя произошла 2 декабря прошлого года на стратегической ПЛА "Вэдженс" ВМС Великобритании. В результате замыкания электропроводки на ее борту начался пожар, который продолжался 4 часа. Было принято решение об эвакуации экипажа. Это четвертая лодка типа "Венгард". В боевом составе находилась к моменту аварии менее года. Все эти лодки базируются в шхерах залива Ферт-оф-Клайд в северной части Великобритании.
К сожалению, не во всех случаях причины аварий были раскрыты со всесторонне исчерпывающей полнотой.
Западные СМИ сообщают о возможностях своих флотов принять участие в спасении экипажа терпящей бедствие подлодки.
Великобритания обладает подлодкой-спасателем LR5, способной одновременно эвакуировать до 16 человек. Англичане также готовы предоставить дистанционно управляемый аппарат для изучения подводной обстановки. Соединенные Штаты Америки, также предложившие свою помощь, располагают двумя мини-субмаринами "Avalon" и "Mystic", предназначенными для глубоководных спасательных работ на глубине до 610 метров. Они находятся на военно-морской базе в Сан-Диего, штат Калифорния, и способны "присасываться" к борту терпящего бедствие корабля. Миниатюрные подлодки были изготовлены после того, как в апреле 1963 года в Северной Атлантике затонула американская субмарина "Tresher", на борту которой находилось 129 человек.
Есть своя субмарина-спасатель УРФ и у шведских ВМС, использовавшаяся четыре года назад в ходе норвежско-шведских учений. Она позволяет вызволять подводников с глубины до 460 метров. Она способна брать на борт сразу 35 моряков. Однако российские специалисты, например Герой Социалистического Труда, главный конструктор подводных аппаратов "Мир" Игорь Михальцев, считают, что размеры аварийного люка "Курска" не соответствуют стандартам иностранных подлодок-спасателей.
В других странах, предложивших свою помощь России в спасении экипажа, в том числе во Франции и Израиле, также нет необходимого для спасения наших подводников оборудования. Правительство Франции, в частности, предложило направить для участия в спасательных работах команду из 10 специалистов: военных медиков, водолазов и экспертов-ядерщиков. В настоящее время изучается возможность использования опыта иностранных специалистов, совместного сотрудничества со странами блока НАТО. Для этого, как сообщили в пресс-службе ВМФ, в Брюссель вылетает группа адмиралов главного штаба ВМФ которую возглавляет заместитель начальника главного штаба ВМФ вице-адмирал Александр Побожий.
Тем временем стало известно, что самолетом Ан-124-100 "Руслан" в район спасательной операции будет доставлена английская малая подводная лодка. Она должна прибыть в норвежский порт Тронхейм. Ее сопровождают 12 человек - тренированные подводники и операторы. Масса субмарины и оборудования - около 40 тонн. Размеры аппарата - 11х3,75х2,84 метра. Подводная лодка способна вмещать 16 человек.
Мнение американского эксперта Две американские субмарины отслеживали ситуацию в районе учений Северного флота России в Баренцевом море. Об этом в интервью германскому телевидению заявил военно-морской эксперт США Норман Полмэн, подчеркнув, что не располагает информацией о том, что в районе аварии российской атомной подводной лодки "Курск" был зафиксирован подводный взрыв.
По словам эксперта, подобные учения привлекают внимание военных США, пусть даже не в том объеме, как это было во времена Советского Союза. Комментируя отказ командования ВМФ России от иностранной помощи, Норман Полмэн обратил внимание на то, что речь идет об "очень современной и мощной российской субмарине, оснащенной крылатыми ракетами, предназначенными для нанесения удара по американским и британским авианосцам".
Полмэн не разделяет точку зрения о том, что российский флот деградировал и не в состоянии выполнять свои задачи. Конечно, признал он, после распада СССР ситуация ухудшилась, нет возможности проводить ремонт в полном объеме, отсутствуют достаточное финансирование и кадры. Тем не менее, отметил он, "есть подводные лодки с обученными экипажами, которыми командуют опытные командиры". По его мнению, исходить следует не из того, сколько кораблей находятся в море, а сколько готовы к выполнению задач.
Сегодня, указал Полмэн, в море вышли два десятка российских кораблей, включая подводные лодки. В этой связи, заметил он, США продолжают наблюдение за российским флотом, стремясь выяснить, какие новые тактические приемы или вооружения используются. В наблюдении, сообщил он, задействованы корабли, авиация и космические спутники США.
В Главном штабе Военно-Морского Флота и в штабе Северного флота открыты "горячие линии", по которым родственники моряков могут получить информацию о ходе спасательной операции.
Телефон в Москве: (095) 204-22-78, в Североморске: (81537) 7-79-78.
"
17.08.2000
Андрей Гавриленко, Владимир Гундаров Красная звезда