"Недавно вышла в свет книга известного российского адвоката Павла Астахова «Рейдер». Читатели смогли увидеть в романе множество параллелей с действительностью. О художественных достоинствах произведения адвоката можно поспорить, однако в достоверности представленных фактов, на которых основана книга, сомневаться не приходится. Здесь описан классический случай проведения рейдерской компании – с участием ЧОПа, с применением административного ресурса и даже с серией заказных убийств.
Сейчас многие гадают, с кого списан один из главных героев романа – рейдер Петр Спирский. Конечно, образ этот собирательный. А в жизни за примерами далеко ходить не надо. Некоторые совпадения удивительны. Взять хотя бы экс-сенатора от Ненецкого автономного округа Александра Сабадаша.
Жизненный путь Сабадаша и книжного персонажа, как и их возраст, практически совпадают. Оба «учились, но не доучились» (Сабадаш окончил всего три курса Высшего военно-морского училища подводного плавания им. Ленинского комсомола), оба занялись предпринимательством в довольно молодом возрасте, причем начинали с малого. Так, про Сабадаша рассказывают СМИ, что он и шашлыками торговал, и русской водкой на финской границе, и даже занимался пошивом «алясок» и джинсов. С помощью отца, который имел широкие связи в высоких кругах, сын познакомился с авторитетными персоналиями новой эпохи - братьями Черными и с Шамилем Тарпищевым, в то время президентом Национального фонда спорта.
Возможно, именно связи помогли Александру Сабадашу заняться более крупным легальным бизнесом, таким, например, как дистрибуция алкогольных напитков иностранного производства, в частности водки Absolut шведской компании V&S (разные источники утверждают, что Absolut этот был самопальный, хотя от шведов нареканий не было). А в 1997 году посредник сам стал одним из владельцем петербургского ликероводочного завода «Ливиз».
Однако предприниматель не остановился на алкоголе и в 1998 году, как утверждали СМИ, приобрел активы Выборгского ЦБК через оффшор. Схема захода на комбинат давно уже стала классической: сначала штурм предприятия с помощью отряда спецподразделения Минюста «Тайфун» (правда, неудачный – рабочие отбили атаку и даже сломали Сабадашу ребро), затем, наш герой поступил по-другому, со своими же обидчиками, которые, как писали СМИ, получив по тысяче рублей и выдерживавшие осаду родного предприятия около двух лет, сдались. Итог – Выборгский ЦБК вошел в состав «Выборгской целлюлозы», к тому времени уже бывшую под контролем у фирм Сабадаша.
Другие знакомства способствовали занятию гостиничным бизнесом. Впрочем, знаменитую петербургскую «Асторию» прибрать к рукам Сабадашу все-таки не удалось. Зато, удачно переведя на некие фирмы кредиторскую задолженность завода по производству минеральных удобрений «Фосфорит», предприниматель выгодно продал, как утверждали СМИ, контроль над предприятием группе МДМ.
Поддержка Валерия Сердюкова на выборах губернатора Ленинградской области оказалась для Сабадаша и его партнеров весьма кстати – в том же 1999 году на крупнейшем некогда заводе по производству дизельных двигателей «Русский дизель» шла процедура банкротства, бизнесмен получил контроль над предприятием. Но вовсе не для того, чтобы возрождать былую мощь машиностроительного завода, а, как говорилось в СМИ, чтобы использовать огромные площади предприятия для розлива водки и сдавать оставшиеся территории в аренду концерну Ford для производства автомобилей.
И героя романа Астахова, и нашего героя называют «виртуозом бизнеса по типу «купи-продай». Очевидно, такая слава несколько лет тому назад дала повод СМИ говорить о Сабадаше как о возможном захватчике совхозных земель «Горки-10» в элитном районе Подмосковья, неподалеку от резиденции российского президента в Ново-Огареве.
К этому моменту предприниматель уже стал членом Совета Федерации РФ от Ненецкого автономного округа, заполучив сенаторское с перевесом в один голос. Однако сближение с властью – лишь возможность и далее развивать свой бизнес. Ведь вся деятельность Сабадаша – это, по сути, постоянный поиск выгоды для себя при минимуме затрат. Благо нужные знакомства, в том числе и в правоохранительных кругах, в этом бизнесмену очень помогали. Поэтому многие уголовные дела, возбуждаемые в отношении топ-менеджеров принадлежащих Сабадашу компаний, разваливались буквально на глазах. Впрочем, услугами «нужных знакомых» широко пользовался и сам водочный магнат. Известен случай, когда «Русский дизель» через суды в Калмыкии, в которой в пору существования в республике оффшорной зоны Сабадаш имел ряд фирм для отмывания средств, добивался возврата из федерального бюджета НДС на проданную, но только на бумаге, продукцию.
Следуя известному принципу, что в борьбе все средства хороши, было, по всей вероятности, сфабриковано уголовное дело против Вениамина Грабара, совладельца ликерно-водочного холдинга «Ладога», арест которого по надуманному обвинению в вымогательстве взятки длился несколько месяцев. Это была своего рода месть Илье Клебанову, занимавшему в 1998 году пост вице-губернатора Петербурга и возглавлявшего в горадминистрации комитет по экономике и промышленной политике, чьим помощником был Грабар. Именно Клебанов, как утверждали СМИ, одним из первых уличил Сабадаша в уходе от уплаты налогов.
Обвинения не стали простым сотрясанием воздуха и в 2005 году, по сообщениям СМИ, против руководства «Ливиза» Главное следственное управление ГУВД Петербурга возбудило уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов. Основанием послужила проведенная на предприятии налоговая проверка, которая выявила, что в результате совершенной «Ливизом» в 2001 году сделки на поставку водочной тары государство недополучило 125 млн. рублей налогов.
Именно этот скандал послужил поводом к тому, чтобы в 2006 году спикер СФ Сергей Миронов потребовал лишить Сабадаша статуса сенатора за незаконное занятие предпринимательской деятельностью. Неприятности, связанные с уголовным преследованием гендиректора и бухгалтера «Ливиза», проверки других предприятий Сабадаша и лишение неприкосновенности вынудили нашего героя покинуть одну родину ради другой. Предприниматель уехал в США, где давно уже имел вид на жительство.
Похоже, отъезд оказался своевременным, т.к. потеряв из вида фактического обвиняемого в налоговом преступлении, следствие по делу «Ливиза» стало сходить на нет. Более того, возможный нарушитель Налогового кодекса, имеющий лицензии на выпуск водок таких популярных марок, как «Столичная Кристалл», «Московская Кристалл» и «птицу» от «Гжелки», получил право разливать водку Stolichnaya на экспорт. И все это благодаря своим деловым связям с руководством ФКП «Союзплодоимпорт». А недавно СМИ стало известно, что ФКП не только хочет расширить линейку водочных марок, разливаемых на «Ливизе» от имени государства, но и вообще приобрести активы предприятия, которые, как полагают эксперты, не задержатся надолго в федеральной собственности. Гадать, кому перейдет очищенный актив, не приходится.
Впрочем, покровители вымышленного Петра Спирского из свежего романа также не позволили талантливому дельцу сесть за решетку, даже уличив рейдера в шпионаже в пользу Запада. Известно, что и Александр Сабадаш благополучно вернулся в Питер, несмотря на то, что в свое время он оказался в центре еще и политического скандала – предпринимателя, как живописали СМИ, подозревали в финансировании подготовки «оранжевой» революции в России.
Кто они, – покровители реального героя – мы попробуем разобраться в следующем материале.
При подготовке статьи были использованы информационные и аналитические материалы с сайта infobureau.ru."