Должен ли ученый сдавать крестильный крестик в гардероб?
"В той ситуации, что разворачивается вокруг социологического факультета МГУ, я не могу молчать. Мне больно и обидно видеть, что активность оппонентов декана Владимира Добренькова, членов так называемой OD-group и соучастников сравнивают с действиями диссидентов СССР! Советское правозащитное движение, как бы к нему ни относиться теперь, имело одно общее и обязательное для всех участников свойство: оно было открытым с самого начала, никаких анонимов в нем не было. Студенты (а их было достаточно), отстаивая свои убеждения, рисковали не только отчислением из вузов, но и потерей свободы. Так же, между прочим, действовала молодежь Праги и Парижа в конце 1960-х.
Но сравните, пожалуйста, репрессии советского времени с теми репрессиями, которых якобы боятся студенты и преподаватели социологического факультета МГУ! Диссидентов травили, а эти - травят сами. Те - выступали открыто, не боясь репрессий, а эти в большинстве своем анонимы. На сайте "несогласных студентов" названо всего 8 имен студентов. Вот вам и вся разница. Если же поверить OD-group, что все на факультете поддерживают их, но вот только боятся об этом заявить - остается лишь вздохнуть: "измельчал народ!" Не думаю я, что кто-то кого-то до сих пор боится. А просто "узок круг OD и страшно далеки они от народа"!
Весь этот бунт какой-то невнятный, анонимный, как и требования студентов, исключая, быть может, призыв снизить цены в студенческом кафе. Как призналась мне участница OD Марина, это требование и выдвинули на начальных переговорах первым и единственным, чтобы привлечь как можно больше студентов. Потому как объяви они сразу целью своих выступлений пересмотр учебного процесса, за ними бы никто не пошел. Так и было задумано: начинать с малого - и раскручивать. Вопрос лишь - что будет дальше?
Не повторяют ли эти бедные дети слепо и бездумно опыт бунтов западного студенчества? Было бы неплохо, если бы над этим призадумалось не только руководство МГУ и московские власти, но и сами члены OD-group. Хотят ли они, чтобы в Москве и в России в 2007-м все закончилось так же, как в Париже и во Франции в 1968-м?
В Париже тоже начиналось с чепухи - с права для юношей заходить в женские общежития. В Москве выступили изящней: начали с чашки чая. Но ведь это только начало!
И - обратите внимание - все делается с учетом прежнего революционного опыта: сначала недовольство общепитом, а потом - капитана с офицерами (декана с преподавателями за борт)! Ничего не напоминает?..
Кухарка, конечно, может управлять государством, но шеф-поваром - никогда!
Нельзя забывать, что события происходят на факультете, СОЗДАННOМ именно В.И.Добреньковым. Пришли студенты учиться и объявляют, что маститый социолог, автор 15-томной "Фундаментальной социологии" УЧИТ ИХ НЕ ТАК, КАК ОНИ СЧИТАЮТ ПРАВИЛЬНЫМ! Причем, замечу, среди критиков учебного процесса не только старшекурсники, но и студенты младших курсов. Они, еще только приступив к изучению предмета, УЖЕ раздают оценки. И не просто преподавателям - корифеям изучаемой науки!
То, что происходит на факультете социологии МГУ и вокруг него, - не просто студенческий бунт, но еще и совершенно откровенная ТРАВЛЯ одного человека: ученого, педагога и руководителя факультета, главой которого он был в течение 15 лет со дня основания. Хотя теперь и этот общеизвестный факт опровергается.
И увы - это не академический спор, а войнушка без правил. Дискуссии как таковой нет: идет шельмование и травля по сценариям недавнего советского прошлого, с некоторыми вариациями на тему "Париж, 1968-й год". Требования, чтобы ученый, входя в научное или учебное заведение, оставлял свое православное мировоззрение за порогом, а крестильный крестик сдавал в гардероб вместе с плащом и шляпой, абсолютно тождественны запретам на демократические воззрения в недавних 1960-х - 1970-х годах. Что это: выступления против РПЦ или дискриминация верующих в науке?!
Кстати, об ученом. Просмотрев охапку обвинений против В. И. Добренькова, я удивляюсь, почему человек до сих пор не подал в суд на безобразников! По христианскому незлобию и долготерпению, надо полагать. И по великой снисходительности к студентам, которые наивно повторяют вслух те пакости, которые им шепчут на ухо.
Противники Добренькова отстаивают даже не просто атеистическую, а агрессовно-атеистическую позицию. Их призыв "оставить веру (идеалы, мировоззрение) за рамками учебного процесса" касается, по умолчанию, только приверженцев чуждого им мировоззрения.
Отделение Церкви от государства отнюдь не означает дискриминации религиозного мировоззрения в угоду атеистическому. Любой ученый имеет право рассматривать раздел своей науки со СВОЕЙ точки зрения.
Православие, государство и этнообразующая религия - от этой формулы и вправду никуда не уйти! На этой основе возросли все российские святые, был воспитан великий народ, создавший сильное государство, богатую культуру. Переориентация же общества на материальные ценности, на устроение "царства земного" имела результатом великие скорби, политические нестроения, экономический полуразвал, нарушение нравственных законов и растление народа, кризисное состояние семьи и школы.
Совершенно непонятно, почему мировоззренческие вопросы должны выноситься за рамки учебного процесса. Православие в России - реальность, с которой должен считаться и социолог, и философ, и историк, и вообще педагог. У меня нет ни малейших сомнений в том, что социология просто ОБЯЗАНА в своих исследованиях учитывать фактор Православия и его влияние на жизнь общества, поскольку Россия все-таки, слава Богу, православная страна - не только в контексте истории, но и современных общественных процессов. Государство у нас светское по Конституции! Но социология изучает жизнь общества в целом, а не его государственный строй. И поскольку Православие играет все большую роль в жизни страны, факт изучения социологами влияния Православия на общество и оценка этого влияния говорят лишь о том, что они идут в ногу со временем. Это и есть профессионализм.
Православие, как фактор российской действительности, должно занять свое место и в социологии - это, по-моему, совершенно очевидно. И почему бы в рабочем кабинете православного человека не висеть иконам, а в дипломных работах выпускников вузов православной страны не иметь православной проблематики?
Социология должна изучать в первую очередь реалии НАШЕЙ жизни, накапливать опыт их изучения и осмысления, а не слепо следовать западным образцам. Хотя знакомиться с работами западных коллег в эпоху свободного распространения информации никому не возбраняется, тем более что это так просто: вышел в Интернет - и читай! Но посылать студентов изучать социологию за границу не всякому учебному заведению под силу в финансовом отношении. Тем более когда даже своих учебников не хватает.
Страшно представить, что какая-то гуманитарная наука будет развиваться в России с упором на, безусловно, интересное, но, в общем-то, чуждое нам западное мировоззрение. И при этом - устраивать запреты и гонения на свое, исконное, традиционное православное мировоззрение! Дело в том, что представители OD-group боятся признаться, что их главный враг - Православие как таковое. Как мировоззрение, что определяет подход к любому творчеству, в том числе и научному. И это изобилие ничем не подтвержденных анонимных обвинений в адрес ученого и педагога В.И.Добренькова, вся эта нечистоплотная попытка сформировать из личности уважаемого профессора устрашающий образ маргинала, мошенника и факультетского тирана (все в одном лице!), заставляет непредвзятого наблюдателя задуматься: "а против чего, собственно, борются все эти люди НА САМОМ ДЕЛЕ?"
Разумеется, вы можете критиковать цены в буфете и добиваться права стажироваться за границей. Но почему же так трусливо?! В годы моей молодости ваши ровесники если уж протестовали, то делали это открыто, и документы протеста подписывали полным именем. Не только студенты, но и академики. А.Д.Сахаров, например, например, которого часто звали А.Д.
Подпольный студенческий бунт - это же надо такое придумать! Нет, господа, далеко, очень далеко вашему ОД до нашего А.Д.! Уж извините.
Без малейшего уважения к трусливой молодости, Юлия ВОЗНЕСЕНСКАЯ"