Особенности столичного озеленения: чтобы не украли
Воры сняли с высокого дерева домик для птиц, с личным автографом столичного мэра, уже на следующий день
"Украденный в воскресенье скворечник, который в субботу мэр Лужков лично прибил к березе и украсил своей подписью (смотрите фото в номере "Известий" за вторник), - первая ласточка сезона охоты на городские объекты благоустройства и озеленения. Традиционно он открывается в апреле-мае, когда распускаются тюльпаны, высаженные осенью флористами в оранжевых тужурках.
Cлева: Лужков вешает своречник, справа: эта же береза спустя сутки. Фото: "Известия"
Не нужно обладать особой наблюдательностью, чтобы заметить четкую тенденцию. Многолетние тюльпаны озеленители предпочитают высаживать в труднодоступных местах - в центре участков кругового движения: Лубянская площадь, Планетная улица и т.п.; на озелененных разделительных полосах: Ленинский проспект, у Триумфальной арки; на особо охраняемых милиционерами территориях: Калужская площадь, Александровский сад, Поклонная гора. Двухлетники анютины глазки также не рассаживают где попало: эти весенние цветы обычно растут в клумбах возле солидных учреждений вроде префектур, управ и ДЕЗов. Летом в таких особых местах появляются петунии, ирисы, бегонии. Дворы, обычные скверы и улицы украшают растения попроще: маргаритки, бархатцы, ромашки.
Причина ботанической сегрегации города не в деньгах - луковица тюльпана стоит даже дешевле, чем сеянец бархатца. Озеленители объясняют это художественными замыслами авторов проектов озеленения. Но упоминают и еще об одной причине: растения, наиболее популярные у цветочных воров, приходится высаживать подальше от нечистых рук. По данным ОАТИ, примерно шестая часть клумб в течение сезона подвергается нашествию вандалов и воров. А третий год подряд у озеленителей по весне появляется еще одна забота: как уберечь от грабителей подвесные кашпо и древообразные конструкции с вазонами - устройства для вертикального озеленения, недавно вошедшего в моду. И здесь просматривается несложная закономерность: на бойких местах "вертикали" выше и цветы недоступнее. Исключение - обеспеченные правоохранительным вниманием улицы вроде Тверской.
- Есть граждане, предпочитающие озеленять свои дачные участки за чужой счет, - призналась "Известиям" сотрудница ГУП "Мосзеленхоз-1". - Многолетние и двухлетние растения воруют чаще. Особенно страдают разноколерные клумбы - те, где высажены растения одного вида, но разного цвета. Бороться с этим сложно, ведь воруют обычно ближе к ночи, когда стемнеет. Дорогие цветы можно высаживать в недоступных для пешеходов местах, но наши люди при желании преодолевают любые препятствия.
Нечистые на руку дачники не брезгуют и крупной формой - красиво цветущими кустарниками. Шиповник, сирень, жасмин, миндаль обычно исчезают на следующий год после первого цветения - воры изучают оттенок цветков и берут уже наверняка.
Как ни прискорбно, больше грешат люди старшего поколения. Видимо, дело в дурных привычках. Во-первых, живуч советский обычай воровать все государственное, что плохо лежит. Во-вторых, навык экономить на всем, включая покупку семян и рассады, даже если финансы это позволяют, неистребим.
Что еще воруют москвичи у Москвы
По наблюдениям коммунальных служб, в столице крадут все, что можно украсть: с улиц исчезают урны, из дворов пропадают скамейки, дома теряют памятные таблички и указатели. Список похищений продолжают бордюры, туалетные кабинки и предназначенный для городских цветников чернозем.
Последнее время садоводы начали демонтировать даже звукоизоляционные экраны, которые ставят на обочинах Третьего транспортного кольца и МКАД. В руках народных умельцев эти "голубые щитки" превращаются в симпатичный дачный забор или просторную беседку с прозрачным потолком.
Инспекторы столичной ГИБДД ежегодно сетуют, что москвичи питают особую слабость к дорожным знакам. Сотрудники автоинспекции списывают эти хищения на модную молодежь, которая украшает свои квартиры табличками с номерами автобусов, "кирпичами" и указателями "слепые пешеходы".
Непреодолимую тягу горожане испытывают к вывескам городских аптек (ежегодно с улиц исчезает около десят-ка зеленых крестов) и указателям Московского метрополитена. Не так давно двое студентов, поспорив на ящик пива, попытались украсть букву М с козырька станции "Чертановская". Бравые парни взяли молоток и веревку, но похитить символ столичной подземки им не удалось - мимо проезжал наряд милиции. Впрочем, на этом список украденного не заканчивается. Москвичи крадут экскаваторы, бульдозеры, катки, "лежачих полицейских", парковые ограждения, клумбы, мусорные контейнеры, ночную иллюминацию и уличные фонари.
Психологи списывают такие особен-ности поведения сограждан на "весеннее обострение", работники ЖКХ - на невысокий уровень жизни. Вот толь-ко универсального средства борьбы с "коммунальным" воровством пока не придумал никто._Николай Морозов
"Расчистка от самосевных насаждений"
Богдан Степовой
Во вторник депутаты Мосгордумы разбирались в нюансах законопроекта "О комплексе природных и озелененных территорий Москвы". Новый документ запрещает любое строительство на природоохранных территориях, кроме прокладки дорог, газо- и водопроводов. Беседа проходила на фоне массовой вырубки зелени в Царицынском лесопарке и Серебряном Бору (здесь под топор попало более 4 тысяч деревьев).
Напомним, что в музее-заповеднике "Ца-рицыно" с начала весны идет беспрецедентная вырубка деревьев и кустарников ("Известия" писали об этом 4 апреля 2007 года). В процессе работ "по озеленению и реконструкции территории парка" принято решение вырубить 3315 деревьев и 201 826 кустарников. В распространенном столичным департаментом природопользования пресс-релизе происходящее названо работой "по санитарной вырубке и расчистке от самосевных насаждений". Цель - реконструкция и реставрация парка вокруг усадьбы Екатерины II, которая "предполагает точное восстановление согласно историческим документам".
- Это весенняя форма обострения на экологическом фронте, - диагностирует протесты экологов руководитель департамента природопользования Леонид Бочин. - Все работы в Царицыне ведутся согласно проекту, который прошел федеральную экологическую экспертизу. Мы собираемся восстановить вокруг дворцов пейзажный парк в первоначальном виде - без вырубки здесь не обойтись. Cейчас там прореживается лес, уничтожается сухостой. Все работы ведутся в присутствии дендрологов и представителей экологической милиции. Правда, при создании оранжерейного комплекса были повреждены корни нескольких деревьев. Но виновные уже наказаны.
Вырубки немногим меньшего масштаба ведутся и в другом памятнике природы - Серебряном Бору. Росприроднадзор сообщает, что в ходе проверки инспекторы обнаружили 1,4 тыс. загубленных деревьев и 150 кустарников. Вырубка проводилась ГУ "Специализированный лесхоз "Красногорский" "в санитарных целях".
"Лесхоз должен был спилить только сухие и больные деревья, но на самом деле на месте проведения работ были обнаружены пни здоровых деревьев и нетронутые сухостойные деревья. Такой характер вырубки может свидетельствовать о расчистке площадки под строительство", - бьет на своем сайте тревогу Росприроднадзор.
Леонид Бочин и федеральным инспекторам не верит:
- Мы выдали порубочный билет на удаление сухостоя. Работы начались в присутствии экологической милиции и дендрологов, но некий высокопоставленный чиновник, там живущий, заметил из окна вырубку и отдал распоряжение своим подчиненным помешать этому.
Новый закон, проект которого вчера обсуждали в Мосгордуме, как обещают все те же чиновники, должен серьезно затруднить массовые вырубки деревьев в городе.
- Все зеленые зоны Москвы будут поделены на две группы: особо охраняемые природные территории (ООПТ) и озелененные территории, - объяснила заместитель руководителя департамента природопользования Наталья Бринза. - В ООПТ изменение их границ и строительство запрещены. На озелененных территориях может состояться перепланировка - например, если земля принадлежит ТСЖ. Но если это парк или сквер - их трогать нельзя. Даже если в парке погибли все деревья, это не повод для появления стройплощадки.
Несмотря на то что новый документ запрещает любое строительство на городских зеленых территориях, кроме прокладки дорог, газо- и водопроводов, уже предусмотренных генпланом, экологи и депутаты чиновникам не верят.
- За 4 года было сделано 128 корректировок природоохранных территорий, - возмущается депутат Мосгордумы Сергей Митрохин. - Землю в основном отдавали под застройку. В новом законе есть статьи, которые могут привести к подобным злоупотреблениям. В нем нет ни слова о согласованиях так называемых озеленительных работ с органами местного самоуправления и Мосгордумой, что лишает москвичей возможности повлиять на жизнь в своем районе. Кроме того, в законе есть пункт о переводе озелененных территорий из одной категории в другую, по которому, например, неприкосновенный сквер могут перевести в разряд земель ТСЖ, а затем использовать под строительство.