Уровень доверия россиян к религиозным организациям стабилен
"Аналитический центр им. Юрия Левады опубликовал 9 апреля результаты социологического исследования, посвященного доверию россиян к государственным и общественным институтам (в опросе они обозначены как «институты власти»). На вопрос: «В какой мере, на ваш взгляд, заслуживают доверие Церковь, религиозные организации?» 42% респондентов дали ответ «вполне заслуживают». Это означает чистое второе место в рейтинге – после президента, которому доверяют 64% опрошенных. Как отмечают социологи, доверие россиян к религиозным организациям на протяжении последних 12 лет стабильно держится на уровне 37–42%.
Как соотносятся эти цифры с числом верующих в России? Любопытными наблюдениями на этот счет поделился с «НГР» председатель исследовательского комитета социологии религии Российского общества социологов, профессор кафедры государственно-конфессиональных отношений Российской академии государственной службы Ремир Лопаткин. Он отметил, что в начале 90-х годов прошлого столетия доверие к Церкви декларировало 57% россиян, при этом лишь 30–35% считали себя верующими. Это свидетельствовало о том, что доверие Церкви оказывала и значительная часть людей нерелигиозных, надеясь, видимо, что религия сможет сыграть позитивную роль в преодолении кризиса, охватившего российское общество. Но за 15 лет в общественном мнении россиян произошло весьма своеобразное изменение. Сегодня верующими называют себя порядка 60–65% россиян, и лишь 42% заявляют о доверии к религиозным организациям.
«Среди этих 42% по-прежнему немало и нерелигиозных людей, которые, например, положительно оценивают благотворительную, общественную деятельность религиозных организаций. Если мы это учтем, окажется, что от одной трети до половины тех, кто в опросах декларирует себя верующими, сегодня не оказывают Церкви полного доверия», – делает вывод Ремир Лопаткин. Причем, по его мнению, люди, отвечавшие на вопросы социологов из Левада-центра, преимущественно имели в виду Русскую Православную Церковь (РПЦ), поскольку в выборке из 2107 человек мусульман оказывается не больше 4%, а число иудеев, католиков и протестантов и вовсе незначительно.
Интересно сопоставить эти показатели с данными исследований, осуществленных недавно в США. По данным соцопроса, проведенного в марте по заказу журнала Newsweek, 9 из 10 американцев считают себя верующими. При этом, как показало исследование компании Harris Interactive, однозначно доверяют религиозным организациям (organized religion) лишь 27% граждан США.
Согласно данным ВЦИОМ, доверие к РПЦ в России резко пошло на убыль в 1994–1996 годах. При этом спад составил порядка 20%! С чем это связано? По мнению Ремира Лопаткина, снижение доверия россиян к Церкви во многом объяснялось ее политизацией, а также двусмысленной позицией, которую РПЦ заняла в ходе октябрьских событий 1993 года. На снижении уровня доверия к РПЦ сказались и скандальные публикации в СМИ, посвященные ее коммерческой деятельности, а также пассивность Церкви в оценке негативных процессов в социально-экономической сфере, происходивших в стране. В то же время нужно отметить, что вплоть до «эпохи Путина» Церковь со своими 37–40% все равно удерживала первое место в рейтинге доверия населения к властным структурам и общественным институтам.
Проведенный Левада-центром соцопрос едва ли дает исчерпывающее представление о доверии россиян к религиозным организациям. Остается неясным, какими критериями руководствуется респондент, отвечая «да» или «нет». Православный, например, может доверять РПЦ и не доверять другим религиозным организациям, и наоборот. Важен уровень информированности респондента: он может оказаться, что называется, «в теме», а может и вовсе ничего не знать о положительных или, напротив, отрицательных сторонах деятельности Церкви. Говоря о доверии к Церкви, он может иметь в виду своего приходского священника или, например, митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (Гундяева), которого регулярно видит на телеэкране в передаче «Слово пастыря». Другой же формулирует свое мнение о Церкви, не имея никаких личных контактов с нею, а судя только по попавшимся на глаза критическим публикациям.
Таких нюансов много. Поэтому, по мнению Ремира Лопаткина, то, что социологи фиксируют как «уровень доверия», – это скорее показатель не «доверия» или «недоверия», а тех ожиданий, которые обращены к Церкви. Общество в целом надеется на то, что Церковь поможет решить по крайней мере часть тех острых проблем, которые мы наблюдаем в социальной сфере, в области этики. «От самой Церкви зависит, сможет ли она соответствовать этому запросу», – резюмирует социолог."