Количество преступлений экстремистской направленности возросло более чем вдвое
"Количество преступлений экстремистской направленности возросло более чем вдвое В пятницу генпрокурор Юрий Чайка пугал сенаторов экстремизмом.
- За последние годы значительно увеличилось число преступлений экстремистского характера. В 2005 году правоохранительными органами было зарегистрировано 125 таких правонарушений, в 2006 - уже 263, - рассказал сенаторам об очень тревожащей его тенденции прокурор.
Полномочия
Для борьбы с экстремизмом прокуратура и меры предлагает экстремальные: просит дополнительных полномочий и ужесточения ответственности за правонарушения.
- Генеральная прокуратура обратилась к президенту с предложением внести изменения в законодательство, которые позволили бы ФСБ и МВД проводить оперативно-розыскные мероприятия, направленные на выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений экстремистского характера. В противодействии экстремизму существует ряд проблем. Главная из них - отнесение основной массы преступлений экстремистской направленности к категориям преступлений небольшой и средней тяжести (хулиганство, вандализм), по которым закон не позволяет проводить оперативно-розыскные мероприятия, - отметил генпрокурор.
То есть речь по существу идет о переводе целого ряда правонарушений из разряда незначительных в категорию тяжких. Может быть, милиции это работу и облегчит. Однако уменьшит ли это сам экстремизм? Более чем сомнительно.
Причины
Бороться с экстремизмом путем ужесточения наказаний, не устраняя его причин, - то же самое, что пытаться удержать пар в кипящем котле, плотнее закрывая крышку. Чем сильнее давление, тем сильнее рванет.
Самое удивительное, что, предлагая именно такие меры, сам Чайка прекрасно осознает истинные причины экстремизма.
- Основные причины совершения преступлений экстремистской направленности закладываются, прежде всего, в обществе. Это имущественное неравенство, отсутствие социальных перспектив для многих молодых людей, - заявил он.
Так почему же во главу угла ставится ужесточение полицейских мер, а не устранение причин?..
Похоже, прокурор прогнозирует не улучшение, а ухудшение социальной ситуации в стране. Тогда усиление карательных мер - действительно, единственное, что остается для сдерживания экстремизма.
Эмоции
Однако при всей опасности экстремизма все же вызывает удивление, что власть столь озабочена этой проблемой. За прошлый год только зарегистрированных преступлений в стране совершено 3 миллиона 800 тысяч, да еще порядка 12 миллионов преступлений незарегистрированных. С чего бы такая эмоциональность по поводу двух с половиной сотен правонарушений в год, которые даже не капля, а молекула в океане российской преступности?
Увы, при всей мизерности количества экстремистских правонарушений эта истерика далеко не случайна. Социальная ситуация в России далека от благополучной. Уровень бедности – 87 процентов при том, что страна на втором месте в мире по количеству долларовых миллиардеров. Достаточно искры, чтобы прогремел взрыв.
- Власть осознает, что не решила ни одной из социальных проблем, поэтому и боится взрыва недовольства населения, - заявил «Твоему ДНЮ» депутат Госдумы, член Комитета по безопасности Виктор Илюхин. – У страха, как известно, глаза велики, и власти готовы объявить экстремизмом любое проявление недовольства. Ни к чему хорошему это не приведет, поскольку социальная ситуация действительно очень напряженная. Ну как в том же Дагестане не процветать воинствующему ваххабизму, если там 80 процентов населения не имеют работы? Село полностью спилось от безработицы и безнадеги. Народ бедствует, а российская верхушка 15 лет занята тем, что делит деньги и власть, забыв, что надо трубы в домах менять, лекарства производить, хлеб растить, стариков обеспечивать, с бедностью бороться. Ничего же не сделано. Если не изменить социальную ситуацию, экстремизм никакими жесткими мерами сдержать не удастся.