"Бывший старпом подводной лодки проекта № 641 Виталий Тутубалин (Владивосток): Два стука означают: "Есть у вас живые?"
- Помимо двух устоявшихся версий - столкновение с чужой подводной лодкой и взрыв торпеды на стадии ее пуска, - вполне вероятна еще одна. Еще со времен войны в тех водах осталось полно мин. Мы же сами в 40-е годы нашпиговали ими все северные воды, дабы морское противостояние у наших берегов свелось к войне авиации. Разница принципиальная. Взрыв мины военного образца не так силен, как разрыв в торпедном отсеке. В простой торпеде около 380 килограммов тротила, а в торпеде-ракете, которыми оснащен "Курск", - еще больше.
Если брать этот, самый страшный случай, то картина после аварии вырисовывается неутешительная. Фактически мгновенно разгерметизировался и залился водой первый отсек, а на момент пуска там могло находиться от четырех до шести человек экипажа. Они просто не успели бы спастись. Второму отсеку, скорее всего, тоже пришлось несладко. Взрывом его наверняка повредило и тоже залило водой. Поскольку там расположены более ста аккумуляторных батарей (таких же, как в автомобилях, только в полтора метра высотой и предназначенных для питания электроэнергией судна, когда отключена главная энергетическая установка), подводная лодка и осталась без электричества. В "здоровые" же отсеки ни вода, ни пожар проникнуть не могли - под водой по корабельному уставу положено идти с задраенными люками.
О спасении самой лодки сейчас, думаю, даже не идет и речи. Главное - эвакуировать экипаж. Учитывая, что у ребят заклинила спасательная катапульта, на которой могла спастись хоть часть экипажа, остается два выхода. Первый вариант - система "Колокол". Но, учитывая пятибалльный шторм и наклоненное положение лодки на дне, его применение фактически невозможно.
Второй вариант - батискаф. Он берет до двадцати человек и буквально "присасывается" к аварийным люкам. Почему таким образом не вытащили моряков до сих пор? Ситуация нестандартная, случается очень редко, флот мог оказаться попросту не готовым к ней.
Что же до реального положения в лодке сейчас: там кромешная тьма и холод - не больше, чем 12 градусов тепла. Между отсеками можно перестукиваться специальными сигналами (Например, два раза - "есть у вас живые?"). Но если их не помнить на память, в темноте таблицу не прочитать. Сколько лодка с живыми людьми еще может пролежать на дне - сказать трудно. Теоретически на судне есть три так называемые эпроновские выгородки, через которые можно подавать внутрь воздух высокого давления для техники, обычный воздух в отсеки и выводить углекислый газ наружу. Но вся эта система работает, проще говоря, через шланги, которые при таком сильном шторме просто разорвет...
P.S. После дождичка, в четверг... Вчера вице-премьер Илья Клебанов сообщил: правительственная комиссия, созданная в связи с катастрофой подлодки "Курск", соберется на свое заседание... в четверг. Такая "оперативность" чиновников в период, когда каждая минута может стать решающей, мягко говоря, удивляет.
"
16.08.2000
Дмитрий Стешин, Сергей Герасименко, Константин Соловьев, Анна Коршунова Комсомольская правда