Западная пресса о ситуации вокруг подлодки "Курск"
""Кошмару на борту российской подлодки" (роттердамская "Альхемейн дахблад") посвящены первые страницы большинства европейских газет. Цюрихская "Тагес анцайгер" и мадридская "Мундо" пессимистически оценивают шансы экипажа выбраться живыми. Итальянская "Стампа" размышляет, действительно ли закончилась холодная война между Россией и Западом, "ни на секунду не перестающими шпионить друг за другом". Такие военные игры, считают в "Стампе", все больше походят на "нелепое продолжение вышедшей из моды игры, в которой, однако, люди умирают не понарошку". Ей вторит германская "Франкфуртер рундшау", подчеркивающая, что гонка вооружения всегда чревата авариями, способными превратиться в катастрофу.
По мнению британской "Крисчен сайнс монитор", затопление "гордости российского флота" означает тяжелый удар по престижу России и способно заставить ее отказаться от притязаний на роль мировой морской державы. Независимо от исхода происшествия, пишет газета, потерпел крах символ российского ядерного паритета с США. Многие военные аналитики, отмечает "Сайнс монитор", связывают аварию на "Курске" с хроническим недофинансированием флота и падением квалификации личного состава. В том же ключе комментирует инцидент британский "Дэйли телеграф", называя затопление "Курска" "унижением для российского ВМФ и серьезным подрывом усилий президента Путина по восстановлению морального духа российских военных". Достичь паритета с США, подчеркивает газета, было давней мечтой флотских начальников еще в советские времена, когда начали строиться субмарины класса "Оскар". Теперь, считает "Дэйли телеграф", этим притязаниям положен конец. Британская "Таймс" расценивает случившееся как "серьезный удар по амбициям Путина, нацелившегося на возрождение ВМФ, на создание флота по размерам и возможностям близкого к британскому и французскому". "Курск" готовился к предстоящим в ноябре учениям, призванным стать самой яркой за последнее десятилетие демонстрацией российской морской мощи (подлодка должна была войти в состав группировки, направляющейся в Средиземное море). Россия унаследовала большую часть советского ВМФ, но не имеет средств для его поддержания в боеспособном состоянии. В годы правления Ельцина ВМФ пришел в упадок. Флот атомных подлодок, в 1990 году насчитывающий 114 единиц, к сегодняшнему дню сократился до 28, из которых лишь 10, включая "Курск", могут выходить в море.
По информации АР, западные эксперты скептически относятся к сообщению об отсутствии ядерного оружия на "Курске". Так, британский военный аналитик Пол Бовер заявил, что обычно субмарины выходят в море с полным боекомплектом или "по меньшей мере готовыми к военным действиям". Не верят на Западе и заверениям о невозможности утечки радиации. Так, Лионелл Триппетт, аналитик международной организации по вопросам ядерного разоружения, считает, что "если подлодка получила повреждения, залегла на дно, то вполне вероятным является возможность радиоактивного заражения акватории".