Если экипаж "Курска" не спасут, репутация российского государства будет безнадежно испорчена
"В продолжающейся трагедии в Баренцевом море более всего заботит судьба экипажа - но его почему-то уже трое суток не вытаскивают на поверхность. Неужели руководство флота, армии и страны хочет использовать все имеющиеся ресурсы для спасения в первую голову самой подводной лодки? Идеология советских времен морально одряхлела, но продолжает довлеть над головами начальства: подчиненный должен погибнуть сам, но не допустить гибели ценного военного имущества. В спорах министра обороны Сергеева и начальника Генштаба Квашнина присутствовало большое количество цифр и геополитических выкладок, но отсутствовала "человеческая составляющая". Ни в планах переустройства Вооруженных сил страны, ни в попытках сохранить нынешний статус-кво не просматривается главная цель любых реформ в современном мире - уменьшить нагрузку на людей, которые и составляют нашу армию, не допускать совершенно нетерпимых сегодня потерь среди военнослужащих и вообще сделать главным вектором силовой составляющей государства национальную безопасность в прямом смысле этого слова - безопасность граждан. Их жизни и здоровья, включая и тех россиян, которые в армии служат.
Лозунг "любой ценой" уже не работает - но путь к вершинам власти и первые месяцы президентства Владимира Путина в силу трагических обстоятельств оказались щедро политы кровью россиян. Погибшие в своих постелях в результате взрывов жилых домов, сотни павших в прошлом году в Дагестане и продолжающих умирать в бесконечной антитеррористической кампании в Чечне солдат, несчастные жертвы тротила в августовской Москве, несчитаное количество погибших мирных жителей той же Чечни складываются в страшный типологический ряд.
В этой связи критическим для общественного мнения в России и в мире может стать трагический случай аварии на атомной подводной лодке - если экипаж не будет спасен, то начало "эры Путина" окажется сравнимым с первыми годами правления Михаила Горбачева. Тогда, всего 15 лет назад, обществу казалось, что настало долгожданное время перемен, и первые шаги нового руководителя многих вдохновляли - были провозглашены приоритет машиностроения, ускорение социального и экономического развития, одновременно молодой генсек вербально ублажил ветеранов, вспомнив добрым словом 9 мая 1985 года заслуги "Верховного главнокомандующего Иосифа Виссарионовича Сталина"... Но почти одновременно последовали катастрофы с "Нахимовым" и "Лермонтовым", Чернобыль, Спитакское землетрясение, трагедия экипажа подводной лодки "Комсомолец" - тень Ходынки нависла над Горбачевым и над страной.
Пока что имя и дела Владимира Путина не ассоциируются с чередой катастроф и трагедий, даже наоборот, считается, что он пытается вытащить страну из прорыва. Зримым и реальным доказательством его добрых для России и россиян намерений станет ясный и недвусмысленный приказ Верховного главнокомандующего своим генералам и адмиралам: спасти людей на "Курске" - любой ценой, даже ценой безвозвратной потери самой лодки.
P.S. Вчера в 16.00 операция по спасению экипажа - трое суток спустя после аварии - началась. Лишь бы не было слишком поздно...
Вторые сутки идут спасательные работы в районе аварии атомной подводной лодки "Курск" Северного флота, лежащей на дне Баренцева моря в 180 км от Североморска и в 90 км от берега на глубине 108 метров.
На месте аварии находятся полтора десятка боевых кораблей, аварийно-спасательных судов, подводных лодок, в том числе и подводных спасателей. На тяжелом атомном ракетном крейсере "Петр Великий" расположен штаб спасательной операции, которой руководит командующий СФ адмирал Вячеслав Попов.
Штормовая погода с ветром до 20 м/сек и высотой волны до 3 метров с полудня вторника не позволила спасательным судам "Алтай" и "Рудницкий" использовать их спасательные средства для обеспечения экипажа аварийной АПЛ электроэнергией и кислородом. Улучшение погоды прогнозировалось во вторник после обеда с ветром до 10 м/сек и волнением моря высотой до полутора-двух метров.
Обследование лежащей на грунте субмарины, произведенное автономным подводным снарядом-спасателем, показало наличие больших повреждений наружного корпуса "Курска" в районе носовых торпедных аппаратов и ограждения боевой рубки. По сообщениям начальника штаба СФ вице-адмирала Михаила Моцака и пресс-центра СФ, несколько носовых отсеков АПЛ "Курск" затоплено. Нельзя исключать, что находящиеся в них подводники погибли. Такое положение аварийной подводной лодки не позволяет поднять ее на поверхность вместе с экипажем.
Именно поэтому главнокомандующий ВМФ РФ адмирал флота Владимир Куроедов заявил, что "шансы на спасение подводной лодки невелики, главное сейчас - спасти людей". Прогноз возможных последствий происшествия на АПЛ "Курск" для жизни ее экипажа представляется крайне тяжелым. Главком ВМФ считает, что "возможность благоприятного исхода операции по спасению подводников в значительной степени определяется сейчас ситуацией внутри прочного корпуса подводной лодки", где находится ее экипаж.
До окончания работы правительственной комиссии по расследованию причин катастрофы атомохода "Курск" под руководством вице-премьера Ильи Клебанова и его заместителя адмирала флота Владимира Куроедова, в которую включены представители Центрального конструкторского бюро Морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", судостроители, специалисты Минатома и других заинтересованных ведомств РФ, никто точно не может сказать, что же явилось причиной этой трагедии.
Комиссия сможет приступить к полноценной работе только после окончания операции СФ по спасению экипажа аварийной подлодки. Вместе с людьми, возможно, будут подняты и судовые документы, где зафиксированы события как на подводной лодке, так и в море вокруг нее, предшествующие аварии. Только анализ этих документов, а также документации штаба руководства тактическим учением СФ, беседы с членами экипажа и руководителями учения, изучение их рапортов по этому случаю, моделирование ситуаций, если понадобится, то с применением тренажеров и компьютерных технологий, позволят членам правительственной комиссии отбросить версии, основанные на субъективных мнениях, и установить объективные причины катастрофы. Эта работа может занять несколько недель и даже месяцев.
Пока что на основе анализа обнаруженных повреждений корпуса корабля и его состояния можно предположить о существовании двух версий причин аварии. Первая - взрыв одной или нескольких боевых торпед на АПЛ "Курск" (что на крейсере "Петр Великий" в полдень 12 августа услышали как хлопок). Такой же звук слышали подводники АПЛ "Комсомолец", находящиеся на спасательном плоту 7 апреля 1989 года в Норвежском море, когда при ударе субмарины о грунт взорвались ее боевые торпеды с обычными боеголовками. Там причиной взрыва явилась детонация боеголовок от гидравлического удара на глубине 1585 метров.
Вторая версия - столкновение "Курска" в подводном положении с иностранной подводной лодкой (вероятнее всего, с АПЛ ВМС США, одна-две из которых постоянно ведут разведку на подходах к базам Северного флота) после значительного изменения курса или глубины погружения нашей лодки. Именно в таких условиях произошло большинство из тех двух десятков столкновений подводных лодок ВМФ СССР и России с американскими АПЛ в период с 1967 по 1993 год. В том числе и столкновение на полигоне боевой подготовки СФ в марте 1993 года стратегического ракетоносца "Борисоглебск" с АПЛ "Грейлинг" ВМС США. Или столкновение в июне 1970 года на полигоне боевой подготовки у Камчатки нашей АПЛ "К-108" с американской АПЛ "Тотог", где нашу лодку от гибели спасли только удача (удар был нанесен в проницаемую часть легкого корпуса) и мастерство командира лодки капитана первого ранга Бориса Багдасаряна и его инженера-механика.
Как правило, такие столкновения являются непреднамеренными, происходят при остром дефиците информации, времени и пространства, так как командиры подводных лодок и их экипажи ничего не видят, а полагаются на информацию гидроакустических комплексов в пассивном режиме их работы (шумопелингования). При движении на встречных курсах (или под острым углом после поворота нашей лодки на обратный курс) потерявшая контакт с ней и пытающаяся ее повторно обнаружить иностранная АПЛ идет в район потери контакта. Повторное обнаружение происходит на расстоянии менее одного километра, пока накапливается информация о характере сближения, дистанция сокращается до 200-300 метров и одной минуты времени. Огромные объекты массой от 5 тыс. до 24 тыс. тонн имеют и огромную инерцию, поэтому никакие действия командиров подводных лодок и экипажей уже не могут предотвратить столкновение.
В данном случае столкновение (на что указывает и повреждение передней части ограждения боевой рубки) сначала привело к повреждению торпедных аппаратов на "Курске" и детонации боевых торпед. Поскольку иностранная АПЛ находилась на меньшей глубине погружения, она нанесла скользящий удар нижней частью своей носовой оконечности и, продолжая движение, ударила в ограждение боевой рубки (где расположены всплывающая камера и рубочные люки, через которые экипаж спускается в лодку и выходит из нее).
В результате первый и второй (в нем находится главный командный пункт - ГКП корабля) отсеки мгновенно обесточились и быстро заполнились забортной водой. Именно поэтому опытный командир "Курска" капитан первого ранга Геннадий Лячин и расчет ГКП не успели продуть главный балласт АПЛ аварийно и поднять ее на поверхность, что обычно делается в подобных ситуациях. Подводная лодка с затопленными носовыми отсеками легла на грунт без заметного крена и дифферента.
В первые же секунды аварии автоматически сработала аварийная защита обоих ядерных реакторов (ЯР), расположенных в шестом отсеке. После чего компенсирующие решетки ЯР, управляющие их работой, наверняка были поставлены специалистами на концевые механические стопора. Таким образом, оба реактора должны быть надежно заглушены. Ядерные боеголовки тактических ракет и торпед по соглашению с США на кораблях ВМФ РФ и ВМС США выгружены еще в 1992 году. Поэтому угрозы радиоактивного заражения окружающей акватории и дна Баренцева моря нет. Радиационная обстановка вокруг аварийной субмарины и на поверхности нормальная.
По оценке генерального конструктора этой лодки из ЦКБ МТ "Рубин" Игоря Баранова, ее экипаж по запасам кислорода и энергии имеет резерв времени 5-6 суток. Однако если авария действительно произошла 12 августа, то для спасения экипажа осталось не более 2-3 суток. Во вторник, несмотря на шторм, продолжалось обследование аварийной субмарины автономными подводными аппаратами. На момент подписания номера командующим СФ адмиралом Вячеславом Поповым должно было быть принято решение о способе эвакуации подводников из лодки. Для этого из трех находящихся на ней спасательных устройств осталось одно - аварийный люк со специальной комингс-площадкой над девятым отсеком. Аналогичное устройство над первым отсеком и ВСК над вторым, судя по всему, недосягаемы для экипажа "Курска".
Связь с экипажем поддерживается водолазным способом - перестукиванием металлическим предметом по корпусу согласно специальной кодовой таблице. Но она малоинформативна. С постановкой на комингс-площадку девятого отсека спасательного устройства типа "Колокол" и подачей электроэнергии на аварийную АПЛ, а также с помощью водолазов- глубоководников можно будет отдать кормовой всплывающий аварийный буй "Курска", который обеспечит телефонную связь экипажа с поверхностью.
Во всех случаях спасение людей необходимо проводить не позднее среды и четверга текущей недели, когда метеоусловия будут более или менее благоприятными.
Предлагаемую ВМС США, Франции и Великобритании помощь в проведении спасательной операции командование ВМФ РФ и Северного флота отклонило, так как равные нашим технологии имеют только США, а находящихся в районе аварии российских сил и средств вполне достаточно.
Спасательная операция СФ в районе аварии "Курска" продолжается. Главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал флота Владимир Куроедов регулярно докладывает президенту страны Владимиру Путину о ее ходе и результатах.