"Кризис с дополнительным обеспечением лекарственными препаратами стал для главы министерства здравоохранения и социального развития, по его признанию, неприятной неожиданностью. Во всяком случае, это было то объяснение, которое Михаил Зурабов избрал главным в своем выступлении на заседании правительственной комиссии по взаимодействию федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации.
- Невозможно было просчитать кризис, - расписался министр в прогнозном бессилии. - У нас вскрылись совершенно новые группы населения, которые раньше никогда не пользовались дополнительным лекарственным обеспечением.
Вообще-то, за последние два года Зурабов вполне мог бы стать одним из главных кандидатов в президенты: его рейтинги и количество цитирований зашкаливают за все разумные пределы. Правда, только в том случае, если бы они не были отрицательной величиной. После же всех вызовов на ковер Зурабов избрал новую манеру поведения - теперь он не оправдывающийся за просчеты своего ведомства министр. Теперь он нападающий, ведь самый верный способ защиты - нападение.
- Кто мог предположить, что в Тверской области есть мальчик, на лечение которого каждый месяц уходит 9 миллионов рублей? - задавал риторический вопрос министр, который еще два года назад рапортовал о том, как налажена система, как правильно составлен регистр льготников. И теперь спустя некоторое время он же говорит о том, что никто не знал, чем больны федеральные льготники и сколько денег на их лечение потребовалось.
"В Калуге тоже есть ребенок, лечение которого стоит 77 миллионов рублей в год", - продолжал Зурабов.
По подсчетам его ведомства, на эту группу населения, которая составляет 6% льготников, уходит 37% всех средств, выделяемых по программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО). "Они раньше никогда не получали эту помощь", - вдруг заметил глава минздравсоцразвития.
Проблема ДЛО, по мнению министра, имеет и субъективные причины. К примеру, факт того, что с начала года был выписан 131 миллион рецептов по ДЛО, Зурабов связывает не с чем иным, как с низкой квалификацией врачей первичного звена, считая, что большинство этих рецептов было выписано под "диктатом пациентов".
Поэтому, послушав советы премьер-министра Михаила Фрадкова ответственно отнестись к разрешению кризиса, Зурабов предлагает заниматься повышением квалификации врачей первичного звена, уменьшением торговых наценок на медицинские препараты, оптимизацией перечня ДЛО, в очередной раз, сократив его, теперь еще на лекарства, используемые для стационарного лечения, и опять заменить ряд лекарств более дешевыми аналогами. В общем, сделать все для того, чтобы больные перестали жаловаться, а главное - пользоваться программой ДЛО. Тогда не будет и претензий, поскольку необходимости получать дешевые аналоги, которые никак не помогают больным, не будет. Так же как и обращений за лекарствами, которые просто вычеркнут из перечня.
Как заметил министр, был проделан глубокий анализ баз данных по больным, страдающим социально значимыми заболеваниями, такими как онкогематология, рассеянный склероз, сахарный диабет, восстановление после трансплантации органов. С начала года на эти цели было израсходовано 23 миллиарда рублей из федеральных средств. А вот в этом должны помочь, по мнению министра, региональные власти. Ведь недаром их позвали на Краснопресненскую набережную. Премьер объяснил это тем, что вопрос обязательно надо обсудить с участием руководителей регионов "с тем, чтобы определить комплекс неотложных мер по тому, как с наибольшим эффектом нам организовать работу, контакты с губернаторами. И разрешить ряд проблем, которые сегодня еще продолжают оставаться актуальными с точки зрения финансирования, возмещения задолженности фармацевтическим компаниям, обеспечения нуждающихся в дорогостоящих лекарствах".
- От вас, уважаемые руководители регионов, очень многое зависит, - обратился Фрадков к прибывшим в Белый дом губернаторам. - Вы на местах эту работу ведете и чувствуете весь комплекс вопросов. Наряду с тем, что это ответственность федерального центра, это все на ваших плечах. Мы об этом говорили с вами, друг друга предупреждали, поэтому я просил бы максимально ответственно отнестись к проведению этой работы.
Губернаторы обреченно вздыхали. Зурабов же продолжал рассматривать причины кризиса. Еще одним негативным моментом стал выход почти половины льготников из программы в 2006 году, которые предпочли получать деньги вместо лекарств. При этом в конце года многие из них, по мнению министра, постарались обеспечить себе максимальный бесплатный лекарственный запас. В конце 2005 года было выписано 33 миллиона рецептов. Отсюда якобы и задолженность федерального бюджета перед поставщиками, которая составила более 30 миллиардов рублей по итогам 2006 года. Правда, поплатился за это лишь глава Росздравнадзора Рамил Хабриев.
Не сказал Зурабов только о том, что не все льготники, выбравшие социальный пакет, в который включено лекарственное обеспечение, получают бесплатные медикаменты. Ведь есть и те, кто не получает ни денег, ни лекарств. Но, видимо, такой статистики у министра нет. Ответственность за кризис Зурабов, несмотря на то, что "готов и в отставку уйти, и в Госдуму ходить хоть каждую неделю", явно не хочет брать на себя.
Зато готов получить право провести аттестацию всех заместителей глав регионов, руководителей органов управления здравоохранением и территориальных фондов ОМС, поскольку считает, что уровень их квалификации, с которой они приезжают, трагичен. "Но не всех, конечно же, - снисходительно заметил он. - Как можно такие программы реализовывать, когда на уровне субъектов, я подчеркну, не всех, у нас нет никакого отклика! Я еще раз повторю, что это не только проблема министерства".
- У нас свет в конце тоннеля есть, - успокоил Фрадкова Зурабов. - Но с этой шахтерской лампочкой, которая сейчас у меня горит во лбу, я даже до середины тоннеля не дойду.
- Доведут! - мрачно поправили из зала.
Кстати
Вчера правительство приняло решение об индексации с применением коэффициента 1,08, исходя из уровня инфляции, с 1 января 2007 года размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС"