Авария атомохода поставила под вопрос поход российских кораблей в Средиземное море
"Из досье "НГ": АПЛ "Курск" проекта 949А (по НАТОвской классификации - "Оскар-2") построена на Северодвинском машиностроительном предприятии в 1994 году, вступила в боевой состав СФ в 1995 году и является одним из самых новых кораблей российского флота. Имеет подводное водоизмещение 23 860 тонн, максимальную подводную скорость 32 узла (60 км/час), глубину погружения 500 метров, экипаж 107 человек, в том числе 52 офицера, ее автономность 120 суток. Вооружена 24 сверхзвуковыми противокорабельными крылатыми ракетами "Гранит", предназначенными для уничтожения авианосцев и крупных боевых надводных кораблей противника на расстоянии до 500 км. Кроме того, на ее вооружении находятся 24 единицы противолодочных ракет и универсальных торпед с дальностью стрельбы до 50-80 км. По своим размерам и водоизмещению подлодки проекта 949А являются вторыми в мире и уступают лишь стратегическим подводным крейсерам класса "Тайфун".
Этот тип корабля относится к числу наиболее важных и ценных для ВМФ России, так как он в одиночку способен уничтожить до половины боевого охранения авианосной ударной группы противника (4-6 кораблей) и повредить ударный авианосец, сорвав выполнение его задач. В составе Северного и Тихоокеанского флотов России находится 11 таких АПЛ. В настоящее время ядерного оружия на борту этих подводных лодок нет.
До нынешнего происшествия крупных аварий на подводных лодках этого класса не было.
Моряки Северного флота ведут борьбу за спасение атомной подводной лодки "Курск", которая потерпела аварию в Баренцевом море в конце прошлой недели. После затопления в апреле 1989 года в Норвежском море подлодки "Комсомолец" с гибелью 42 человек авария "Курска" является самой крупной в ВМФ России. Экипаж подлодки и спасательные силы Северного флота борются сейчас не только за спасение людей и корабля, но и за судьбу флота.
Уроки "Комсомольца" пошли впрок. Атомная подводная лодка (АПЛ) "Курск", находившаяся в море в полигоне боевой подготовки, в установленное время не вышла на связь с командным пунктом флота. В результате принятых командованием флота мер удалось довольно быстро и точно определить район нахождения аварийной субмарины и установить с ней связь. По предварительным данным, в воскресенье на АПЛ "Курск" во время ее плавания в подводном положении имел место ряд неисправностей, в результате чего она лишилась хода и вынуждена была лечь на грунт. Глубина в районе Баренцева моря, где находится аварийная субмарина, - 100 м, расстояние до берега не превышает 10-15 миль (18-27 км).
По докладу с борта АПЛ ее ядерная энергетическая установка (ЯЭУ) выведена из действия и заглушена. Радиационная обстановка внутри лодки и на поверхности моря нормальная. Вывод из действия ЯЭУ явился вынужденной мерой для предотвращения выхода ее из строя из-за засорения донным грунтом циркуляционных трасс систем охлаждения реактора.
Судя по всему, наиболее вероятной причиной аварии подводной лодки явилось попадание воды внутрь прочного корпуса через неплотности забортной арматуры, что могло вызвать электрозамыкание и пожар в одном или нескольких отсеках, а возможно, и затопление одного из них. В результате АПЛ лишилась хода из-за срабатывания аварийной защиты ЯЭУ. Воздух высокого давления для аварийного продувания цистерн главного балласта и всплытия в надводное положение не использовался для недопущения возможного повторения трагедии АПЛ "Комсомолец". Тогда поступление воздуха высокого давления через прогоревший трубопровод в горящий кормовой отсек спровоцировало усиление пожара, что привело к повышению температуры до 1000 градусов. Такой пожар на подлодке тушить нечем. В дальнейшем это повлекло прогорание арматуры прочного корпуса, попадание забортной воды внутрь АПЛ, потерю ее продольной остойчивости и плавучести.
Видимо, эта картина стояла перед глазами командира "Курска", и он вынужден был сделать то, что и сделал: предотвратить аварию реактора и положить лодку на грунт. Не исключено, что причиной аварии стал пожар в одном из энергетических отсеков.
В любом случае нынешнее происшествие скорее всего стало следствием неисправности жизненно важных механизмов АПЛ "Курск". Из-за совершенно недостаточного финансирования эксплуатации вооружение и военная техника российских ВС (в том числе и ВМФ) не получают полноценных регулярных планово-предупредительных ремонтов, предусмотренных технической документацией.
Подобная авария в советском ВМФ произошла на Камчатке в июне 1983 года, когда АПЛ К-429 проекта 670 затонула из-за ошибки мичмана-оператора на станции погружения и всплытия, который при погружении не закрыл захлопку системы корабельной вентиляции. В результате чего К-429 с затопленным 4-м отсеком и погибшими в нем четырнадцатью подводниками камнем упала на грунт на глубине 40 метров. Операция по подъему ее на поверхность заняла тогда полтора месяца.
Спасательная операция В районе "Курска" находятся корабли и самые современные аварийно-спасательные суда СФ, которые принимают необходимые меры по оказанию помощи аварийной подводной лодке. Руководит спасательной операцией командующий Северным флотом адмирал Вячеслав Попов.
Туда же вылетела из Москвы группа опытных специалистов в области аварийно-спасательных работ, включая заместителя главнокомандующего ВМФ по кораблестроению и эксплуатации кораблей вице-адмирала Михаила Барскова и начальника Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ контр-адмирала Геннадия Верича.
Водолазным осмотром обнаружено повреждение наружного корпуса в носовой части субмарины, которое могло явиться следствием неисправного выхода практической торпеды из торпедного аппарата. По другой версии, это мог быть взрыв одного из баллонов ВВД.
После оценки обстановки на месте аварии с учетом состояния подводной лодки и ее экипажа будут приниматься оптимальные, обоснованные расчетами меры по поднятию АПЛ "Курск" на поверхность для дальнейшей буксировки ее на базу. Адмирал Вячеслав Попов является одним из самых опытных подводников ВМФ России, кроме того, рядом с ним находится командующий флотилией подводных лодок, в состав которой входит "Курск", вице-адмирал Олег Бурцев. В случае угрозы жизни экипажа подводной лодки он может в полном составе подняться на поверхность с помощью всплывающей спасательной камеры, встроенной в центральный отсек АПЛ.
Поход в средиземноморье под вопросом. Авария АПЛ "Курск" произошла в тот момент, когда СФ завершал плановое двухстороннее тактическое учение, в котором участвовало более 30 самых крупных надводных кораблей и судов обеспечения. Само учение завершало череду мероприятий комплексной боевой подготовки кораблей авианосной многоцелевой группы (АМГ) и других сил флота с целью отработки практической боевой устойчивости кораблей АМГ и ведения боевых действий.
Авария АПЛ "Курск" ставит под угрозу срыва осенний поход в Средиземное море АМГ кораблей Северного, Балтийского и Черноморского флотов во главе с ТАВКР "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов". Поход спланирован в соответствии с Указом президента РФ Владимира Путина от 4 апреля сего года, объявляющим "Основы морской политики РФ на период до 2010 года", и должен был положить начало утерянному на 10 лет присутствию России в этом ключевом регионе Мирового океана.