Печать
Агентство Федеральных Расследований (www.FLB.ru)

Дело латышских статистиков

"Почти на 250% оказались занижены данные по внешнеторговому обороту между Россией и Латвией за 1999 год! Латвийские статистики, что называется, постарались. Такого в международной практике еще не случалось. При этом объем ввоза российских товаров ЦСУ Латвии уменьшило в три раза! А статья о поставках природного газа в статданных отсутствует вообще. Не учитываются и товары, поступающие на таможенные склады. Такова особая, избранная Ригой, методология в отличие от большинства европейских стран (той же Литвы с Эстонией), которые используют общепринятые принципы статистики. В итоге, товар, следующий в Латвию, как в конечный пункт назначения, может быть реэкспортирован, т.е. попросту перепродан за рубеж. Так, например, было в 1997 году, когда в Латвию из России был поставлен 1 млн. 200 тысяч тонн марочного бензина. При том, что по оценкам экспертов, потребности латвийского внутреннего рынка в 2 раза ниже! Поэтому не случайно, что в том же году по экспорту бензина (считай российскому импорту) Латвия вышла на 2-е место в мире после Великобритании! А еще, помнится, в начале 90-х являлась одним из мировых лидеров в торговле цветными металлами, не добывая при этом ни грамма руды. Поэтому на внешнем рынке не только сбивались цены на российскую продукцию (в дружественную-то Латвию товары шли практически по внутренним расценкам), но и дивиденды от подобных операций поступали и продолжают поступать отнюдь не в латвийскую или российскую казну. Оффшоры, оффщоры, кругом одни оффшоры...

Уход от "хвоста"

Лет шесть назад 6-й отдел латвийского МВД по борьбе с оргпреступностью почти в полном составе подался на вольные хлеба. После давления со стороны Генпрокуратуры Латвии и, в частности, генпрокурора Яниса Скрастиньша (ныне вынужденного уйти в отставку из-за недоверия к нему со стороны депутатов, расследовавших латышский "педофилгейт"). В руки оперативников тогда попала "черная касса" по контрабанде российских нефтепродуктов. Руководители "шестерки" собирались по этому поводу провести пресс-конференцию, чтобы в какой-то мере обезопасить себя. Ведь информация, которой они располагали, стоила десятки миллионов долларов и была слишком взрывоопасной, чтобы ее скрывать. Но в самый последний момент общение с прессой Скрастиньш запретил.
Мне тогда все же удалось пообщаться с оперативниками. Выглядело все по-киношному. Меня пригласили сесть в машину, и она, взяв с места в карьер, на большой скорости стала петлять по рижским улочкам, прорываясь сквозь проходные дворы. Так мы уходили "от хвоста".
Разработанная схема, о которой мне рассказали, была гениально проста: нефтепродукты отгружались с нефтеперерабатывающих российских заводов для адресатов в Калининграде, а проплачивали их фирмы TESS-Petroleum или дочерняя TESS-AB, которые, соответственно, находились в Латвии и Эстонии. Когда состав находился в Литве, из Калининграда по надуманным причинам следовал отказ, и топливо благополучно заворачивалось в Латвию. Понятное дело, что нефтепродукты оплачивались по российским расценкам и не облагались налогами ни в России (груз-то для Калининграда), ни в Латвии (груз ведь изначально транзитный). Миллионы оседали на счетах предприимчивых дельцов, перепродававших топливо за границу. Один из них ныне находится на самом верху кремлевской власти - Роман Абрамович (см. материал "Алюминиевый твикс")

Товар-деньги-товар

Та цепочка тогда прервалась. Или прервали после публикаций в прессе. В Латвию после настойчивых просьб прибыл даже оперативник из МВД России. Но куража в его действиях не наблюдалось. Еще бы, ведь разрешения на отгрузку стратегического сырья, каковым является для России все, что связано с нефтью, могли выдавать только руководители российского правительства. Не без ведома, надо думать, самого тогдашнего премьера Черномырдина. Не поручусь, что и сегодня так называемыми олигархами и их латвийскими младшими братьями или "братками" не придуманы новые схемы облапошивания контрольных органов своих стран. А статистика - дама послушная. Ей как скажут, так она и посчитает. Поэтому в международной практике допустимы расхождения в 20-30%. Но Латвия и тут перестаралась. По сравнению с данными Государственного таможенного комитета России, объемы взаимной торговли занижались на 45-48%. Не говоря уже об упомянутых 250% по итогам 1999 года!

Данные ЦСУ Латвии за 1999г.
Экспорт в Россию - 114,4 млн.$
Импорт из России - 312,1 млн.$
(Пересчет по средневзвешенному годовому курсу лата к доллару США: 1$=0,58)

Так, по данным латвийского ЦСУ, объемы внешнеторгового оборота с Россией за прошлый год сократились до 426,5 млн. долларов, при этом доля восточного соседа во внешней торговле Латвии составила всего 9%. Российских товаров ввезено в Латвию на 312,1 млн. долларов, что по сравнению с 1998 годом на 18,2% меньше. А экспорт латвийских товаров в Россию снизился за тот же период на 48,5% и составил 114,4 млн. долларов.

Посредник - это звучит гордо

Действительно, латвийские продукты (их доля в экспорте прежде составляла почти треть) оказываются все менее востребованными на российском рынке. А способствовал этому... финансовый кризис 1998 года. Рубль значительно полегчал, закупать товары на стороне стало невыгодно. Российское производство заметно оживилось, и теперь внутренний рынок постепенно наполняется теми же мясо-молочными продуктами, которые раньше импортировались. Но даже и при этом ЦСУ Латвии перестаралось, добавив к показателям своего экспорта в Россию каких-то 17 миллионов "зеленых". Впрочем, по сравнению с банкротством помпезного Латвийского торгового центра - это действительно пустяк. Ведь на его создание из агентства развития Латвии было получено 300 тысяч долларов, а еще 700 - собрано (с шапкой по кругу) у латвийских предпринимателей. После этого перво-наперво работникам центра, выступавшим обычными посредниками, были установлены высокие оклады. Однако громадье планов осталось на бумаге - деньги оказались банально профуканы.
Вообще посредников в Латвии любят. Ventspils nafta, несмотря на падение российского нефтеэкспорта, продолжает с удовольствием отстегивать Ventspils Tranzita Serviss 1,12$ с каждой тонны нефтепродуктов, а за перевалку нефти - 98 центов. Так что даже в прошлом так называемом кризисном году (объем российского нефтетранзита резко упал) посредники наварились на 19 млн. баксов! А сколько уже накапало денежек с оффшорок, используемых Latvenergo для рассчетов с российскими энергетиками? Искали-искали, помнится, исчезнувшие где-то якобы на островах 3 миллиона латов целых два года вместе с прокуратурой и специально созданной парламентской комиссией, да так и ничего не нашли.

Дан приказ: идти на Запад

По данным ГТК России, в 1999 году в Латвию ввезено товаров на 955 млн. долларов! В 3 раза больше того, что показывает ЦСУ Латвии. Для чего же понадобилась такая арифметика?
О реэкспорте уже говорилось. В этих несанкционированных торговых операциях, безусловно, заинтересованы российские олигархи. Во-вторых, сокрытие реальных объемов и цифр дает возможность манипулировать прибылью по усмотрению местных и российских боссов. Немаловажна, на мой взгляд, и политико-психологическая причина - взятый Латвией курс на вступление в ЕС.
Отсюда - и нежелание смотреть правде в глаза. Поэтому хотя Россия и продолжает оставаться крупнейшим торговым партнером Латвии (даже по данным местного ЦСУ), но из стратегических союзников ее уже можно смело вычеркивать, ставя на 2-ю строчку после Германии. И неважно, что сумма немецкого экспорта в Латвию составляет 446,4 млн. долларов, хотя это и в два раза меньше, чем у России.

Данные Гос. таможенного комитета России за 1999г.
Экспорт в Латвию - 955 млн.$
Импорт из Латвии - 97 млн.$

Замечу, что услуги по обслуживанию российского транзита не входят во внешнеторговую статистику. За скобки выведена и нефть, перекачиваемая по нефтепроводу. Однако, по экспертным оценкам, внутренний валовый продукт Латвии на 20-25% основывается на российском транзите. По латвийским данным, на 14%. А если считать по методике, "разработанной" экс-премьером Шкеле, то выходит всего-навсего 7%. Такую цифру латвийский экс-премьер, видимо, окончательно сменивший ориентацию (имеется в виду его прозападный курс), назвал 24 февраля на встрече в местном бизнес-клубе журнала "Карьера". Так что угадай, что называется, с трех раз!

Мосты разведены

О недавних мечтах об экономическом мосте между Европой и Россией в Латвии уж никто не вспоминает. Однако республика вполне могла бы стать таким мостиком хотя бы между Германией и Россией. Увы, Латвия все время норовит повернуться на Восток спиной или иной частью тела. В тех же правительственных программах за последние 2 года слово "Россия" ежели и упоминается, то лишь в контексте демаркации границы. О развитии торговли, сотрудничестве и других приоритетах - ни-ни. Хотя в правительственных документах того же Китая или Финляндии обязательно закладываются планы сотрудничества с Россией, что не мешает этим странам активно работать с Западом.
Но в связи с латышской идеей-фикс о переориентации (в отличие хотя бы от соседей-литовцев) Латвия принимает довольно поспешные решения. В частности, законодательный акт по колесной технике с 31 декабря 1999 года опускает шлагбаум для некоторых легковых автомобилей АВТОВАЗа, не соответствующих, как говорится, евростандартам. Несмотря на то, что в прошлом году новые российские машины занимали 1-е место на латвийском авторынке по продажам. Если бы уже завтра Латвия собиралась стать членом ЕС, решение правительства было бы понятным. Или, скажем отказ от норм ИКАО с введением евротребований по эксплуатации авиатехники. Это в первую очередь ударит по небольшим местным авиакомпаниям. Или иная область - фармацевтика. На 1 января 2000 года в Латвии зарегестрировано 300 немецких препаратов и только 60 - российских. Такими административными мерами в республике пытаются создать прозападно ориентированное экономическое пространство, вытесняя российскую машинно-техническую продукцию с рынка (за исключением сырьевых товаров). Более того, некоторые вполне официальные лица рапортуют, что переориентация-де экономики произошла. Берется пример, скажем, с Olajnfarm, одна шестая продукция которого поставляется на Запад. Хорошо, но куда идут остальные 5 частей?

Дело - труба

Латвия имеет отрицательное сальдо со всеми странами, с которыми у нее заключены договоры о свободной торговле. Только с Россией этот показатель вырос за прошлый год в 2 раза! Разрыв между импортом и экспортом продолжает увеличиваться, т.е. Латвия вывозит все меньше, а закупает все больше. И насколько еще хватит латвийского леса (основного экспортного товара), который беспощадно вырубается и отправляется за границу? А ведь через 4 года наступит пик по выплатам внешнего долга, в частности, по еврооблигациям, которые Латвия выпустила в мае-октябре 1999 года.
Новых поступлений в казну пока не предвидится. Остается разве что надеяться на очередную подачку. Но в том же 2004 году, как намечают местные стратеги, Латвия должна вступить в Евросоюз. Должна-то она должна, но кто же ее туда примет с нищающим населением и межнациональными проблемами?
А тут еще Россия всерьез собралась проложить трубу в обход Латвии, построить терминалы в бухте Батарейная и причалы в Усть-Луге, развивать имеющиеся порты в Финском заливе. Причем перевозить через них не только нефть и нефтепродукты, но и уголь, калийные удобрения, лесоматериалы. Об экономических санкциях в отношении Латвии, законопроект по которым Госдума РФ все еще грозится рассмотреть, уж и не говорю. Так что Латвии (если она не собирается вспоминать о своих революционных красных стрелках) придется пересмотреть свою внутреннюю и внешнюю политику. И не заниматься судилищами престарелых чекистов, а разобраться, наконец, куда, на какие оффшоры уходят государственные миллионы. Иначе коллапс с превращением республики в страну "красных фонарей" и европейскую свалку неизбежен. "
13.06.2000

Карен Маркарян, специально для FLB
FLB