В самарском аэропорту самолет промахнулся на 400 метров
"Шесть человек погибли и более двадцати пострадало в результате аварии самолета Ту-134 в самарском аэропорту Курумыч, произошедшей в субботу утром. Борт №471 авиакомпании Utair, следовавший рейсом Сургут--Белгород, совершал промежуточную посадку в плохих метеоусловиях и промахнулся мимо взлетно-посадочной полосы. Ударившись о землю, лайнер развалился на несколько частей и загорелся. Буквально в первые часы после аварии прокуратура, возбудившая уголовное дело по статье «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», заявила, что основной версией является ошибка экипажа.
Трагедия в самарском аэропорту произошла буквально через неделю после опубликования Межгосударственным авиационным комитетом (МАК) ежегодного отчета о состоянии безопасности полетов в гражданской авиации. Согласно документу за прошлый год в России в авиакатастрофах погибли 318 пассажиров -- это больше, чем за все десять предыдущих лет гражданских авиаперевозок. Рекордную смертность пассажиров эксперты МАК связывают с понизившимся уровнем квалификации летного состава авиакомпаний. И причиной всех крупных авиакатастроф прошлого года всегда был человеческий фактор. Устаревшая техника, на которой осуществляются перевозки, впрочем, по признанию специалистов, этим авариям способствовала. Разбившийся Ту-134 был запущен в серию еще в 1967 году, и в феврале этого года министр транспорта РФ Игорь Левитин объявил о том, что эта машина, как и Ту-154, «морально устарела». Оба эти типа самолетов, заявил министр, в ближайшие пять лет должны быть выведены из парка авиакомпаний. За последнее десятилетие с Ту-134 связано более десятка ЧП. Последняя серьезная авария произошла при приземлении в Симферополе в июле прошлого года, тогда у самолета загорелись двигатели. На борту была делегация Главного штаба ВМФ России во главе с главнокомандующим адмиралом Владимиром Масориным.
Катастрофа самолета Ту-134 авиакомпании Utair, выполнявшего рейс 471 по маршруту Сургут--Самара--Белгород, произошла в субботу в самарском аэропорту Курумыч, примерно в 10.40 по местному времени. В Самаре лайнер должен был совершить промежуточную остановку для дозаправки. Совершая посадку в условиях густого тумана, борт коснулся земли за 400 метров до начала взлетной полосы. Ударившись о землю, самолет сначала завалился на правое крыло, а затем развалился на куски. В этот момент на борту Ту-134 находились 50 пассажиров и 7 членов экипажа.
Первую помощь пострадавшим в катастрофе оказал пожарный расчет. Ликвидировав начавшееся в обломках возгорание, пожарные постарались оказать помощь пострадавшим. Настоящая же спасательная операция началась, по словам пассажирам, спустя минут двадцать после аварии. К этому времени на поле появились медики и спасатели. Они-то и извлекли из-под обломков тела шестерых погибших (двоих мужчин и четырех женщин) и стали эвакуировать тяжело раненых. По данным МЧС, всего в больницы города были доставлены с травмами различной степени тяжести 26 человек.
В первые часы после катастрофы прокуратурой Самарской области по факту случившегося было возбуждено уголовное дело по статье УК «нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». А официальный представитель Генпрокуратуры вчера заявил, что «рассматриваются различные версии случившегося, однако предварительная версия -- ошибка экипажа». В то же время, по словам выжившего в катастрофе бортмеханика Александра Муратова, в бортовом журнале разбившегося в Самаре в субботу Ту-134 была запись о проблемах с курсо-глиссадной системой, дающей экипажу информацию о положении машины при заходе на посадку. «То есть она работает периодически, небольшие какие-то отказы случаются», -- сказал Муратов. Другими словами, экипаж не был уверен в том, на какой высоте в данный момент находится машина. «Сопоставив все эти за и против, командир выбрал, наверное, какую-то золотую середину, чтобы не верить этому отказавшему прибору», -- добавил он. По словам Муратова, командир не видел земли и только в самый последний момент понял, что происходит. Он попытался спасти положение -- дал взлетный режим и попробовал уйти на второй круг. «Иначе, наверно, было бы еще хуже», -- сказал бортмеханик. Сам командир, у которого сломана ключица, после аварии находился в ступоре. По словам пассажиров, пытавшихся расспросить, что же произошло, он постоянно твердил одно и то же: «Почему они мне ничего не сказали…» Возможно, он имел в виду диспетчерскую службу, которая должна была предупредить экипаж не только о плохой видимости, но и о преждевременном снижении.
В самой авиакомпании Utair заявляют, что самолет был полностью исправен. «Все было в штатном режиме, и никаких отказов, неисправностей на самолете не было. Самолет соответствовал нормам летной годности, проходил все необходимые формы технического обслуживания, предусмотренные правилами эксплуатации этого типа воздушного судна», -- подчеркивается в сообщении, размещенном на сайте компании.
Отвергают там и версию ошибки экипажа. Общий налет командира воздушного судна, по данным компании, составляет 11 тыс. летных часов, из них 1900 часов -- на самолете Ту-134. Возможной причиной происшедшего, предполагают специалисты Utair, «могло стать резкое ухудшение погодных условий в аэропорту Курумыч, которое было установлено при контрольном замере метеоусловий немедленно после происшествия»
Глава государственной комиссии, замминистра транспорта РФ Борис Король комментировать какие-либо версии происшедшего отказывается, ссылаясь на то, что все заключения по техническому состоянию самолета будут делать специалисты МАК и до окончания их работы комиссия не будет объявлять никаких выводов. Вчера оба бортовых самописца были доставлены в Москву, где эксперты приступили к их расшифровке, но, по словам представителя МАК, о сроках появления первых результатов говорить пока рано.
Вчера же в аэропорт Курумыч специальным чартерным рейсом Utair прибыли 18 родственников пострадавших пассажиров рейса 471. Для их встречи в Самаре сотрудники авиакомпании подготовили транспорт, гостиницы и питание. Врачи и психологи готовы оказать необходимую помощь тем, кому придется пройти через процедуру опознания погибших родственников. Такие же бригады будут работать с ними и в Сургуте. Кроме того, по словам г-на Короля, авиакомпанией принято решение о том, что компенсация родственникам погибших будет выплачена по 75 тыс долл. -- это практически по европейским нормам, а пострадавшим -- пропорционально степени полученных травм.