«Рособоронэкспорт» превратился в теневое министерство оборонной промышленности. А это многим не нравится
"Политическая борьба в преддверии выборов 2008 года переходит в экономическую плоскость. Руководитель Роспрома Борис Алешин, выступая вчера на Всероссийской конференции «Развитие оборонно-промышленного комплекса как фактор национальной безопасности РФ», заявил, что в ближайшее время будет изменена структура ФГУП «Рособоронэкспорт». «Диверсификация деятельности «Рособоронэкспорта», уход в промышленные активы, конечно, требуют его изменения по структуре», – пояснил глава Роспрома. Он считает, что ФГУП «Рособоронэкспорт» эффективен как государственный посредник при экспорте вооружения и военной техники, но неэффективен как компания, на балансе которой находится целый ряд корпоративных структур».
Похоже, что заявление Бориса Алешина – это своего рода «камешек» в огород генерального директора компании-экспортера Сергея Чемезова. Известно, что Чемезов находится в близких отношениях с президентом и эксперты называют его в числе возможных преемников главы государства. Влияние Чемезова стремительно растет, в рейтингах политиков он неуклонно поднимается к верхней двадцатке.
Попытка получить комментарий в «Рособоронэкспорте» не удалась. Сергей Чемезов сейчас сопровождает президента РФ в европейском турне, а высказывать свое мнение по столь серьезному вопросу никто не рискнул. Сотрудники спецэкспортера вооружений всегда отличались немногословием.
Месяц назад уже сообщалось о предстоящей структурной реформе «Рособоронэкспорта». Об этом заявил сам генеральный директор компании Сергей Чемезов. Он предложил президенту РФ создать госкорпорацию, в которую на равных должны войти и сам «Рособоронэкспорт», и подконтрольные ему промышленные предприятия – «АвтоВАЗ», «ВСМПО-Ависма» и другие. Во главе должна стоять управляющая компания, на 100% принадлежащая государству.
Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов считает, что дело не только в политике. Он так прокомментировал ситуацию корреспонденту «НГ»: «Совершенно очевидно, что «Рособоронэкспорт» давно перерос рамки посредника в торговле вооружением и военной техникой. По сути, он превратился в теневое министерство оборонной промышленности. И, с высокой степенью вероятности, его «мандат» будет расширяться. По-крупному проблемы возникли только с «АвтоВАЗом», на других предприятиях осечек нет. Но следует учесть, что автозавод вот уже лет двадцать находится в околокризисном состоянии, а провести санацию всего за полтора года нельзя».
Руслан Пухов считает, что неэффективное управление предприятиями ОПК обусловлено отсутствием эффективных менеджеров. Зарегулированность ОПК, остающегося заповедником социализма, вяжет их по рукам. Талантливые руководители уходят в более перспективные сферы, где можно видеть быстрый результат. А оборонка остается «тяжелым» бизнесом, неповоротливым и косным.
Вот уж кого нельзя назвать неэффективным менеджером, так это Сергея Чемезова. Весь ход новейшей истории госкомпании, рекордные объемы экспортных поставок – тому подтверждение.
Идея превратить конгломерат предприятий «Оборонэкспорта» в госкорпорацию получила полную поддержку президента. А без этого невозможно создать промышленную структуру масштаба целого министерства. Выстраиваемая госкорпорация – новая форма управления на рыночных принципах. Она не имеет ничего общего с советскими министерствами, которые верстали планы и выделяли фонды. Так же как и с их нынешними бюрократизированными преемниками, главная задача которых – регулировать отношения государства с предприятиями и направлять денежные потоки.
И это не холдинг, создаваемый по чисто отраслевому принципу. «Рособоронэкспорт» сконцентрировал предприятия самого разного профиля – металлургические, автомобилестроительные, вертолетные. Этим же он отличается от Объединенной авиастроительной корпорации. Да и задачи двух структур разные. Цель ОАК – получить государственные инвестиции под несколько проектов. «Рособоронэкспорт» сам себя инвестирует. Он собирает под одну крышу предприятия с экспортным потенциалом, машиностроительные, обеспечивающие производство высокотехнологической продукции. Цели при этом сугубо прагматические – получать прибыль, развивать производство, обеспечить экспортный потенциал на будущее. Ведь «Рособоронэкспорт» продает не только оружие, но и гражданскую продукцию.
Госпосредник создал многоуровневую систему управления. Так, например, «дочка» «Рособоронэкспорта» – ОАО «Объединенная промышленная корпорация «Оборонпром» (ОПК «Оборонпром») является многопрофильной промышленно-инвестиционной группой. В нее, в частности, входит вертолетный холдинг, объединивший все предприятия отрасли. В 2003 году «Оборонпром» создал свою «дочку» – ЗАО «Оборонпромлизинг», обеспечивающую обновление производственных фондов предприятий ОПК.
Вслед за титановым монополистом «ВСМПО-Ависма» настал черед главного производителя металлопроката специальных сталей Волгоградского металлургического завода «Красный Октябрь». 30 января 2007 года 100% его акций приобрела другая «дочка» – компания ЗАО «РусСпецСталь». Под ее эгидой собираются в единый холдинг производители стратегически важных специальных марок стали для машиностроения, автомобильной и авиационной промышленности, нефтегазовой и других важнейших отраслей.
В январе нынешнего года президент окончательно утвердил положение, сделавшее «Рособоронэкспорт» единственным экспортером российских вооружений и военной техники. Так что все значимые зарубежные контракты могут идти только через него. Данное обстоятельство будет способствовать переходу предприятий под крыло госпосредника.
Если эксперимент с госкорпорацией нового типа удастся, это может послужить сигналом к переходу большинства предприятий ОПК под контроль независимых управляющих компаний. В подобной ситуации множество чиновников из департаментов министерств рискуют остаться без работы. Нарушатся и действующие схемы связей между предприятиями и административными функционерами, лоббирующими их интересы. И это еще одна веская причина «диверсифицировать» «Рособоронэкспорт», обвинить в неэффективности и не позволить создать госкорпорацию.