Карачаево-Черкесский Фонд терроризма им. Березовского
Радиоктивный след «грязной бомбы» может привести следователей по делу отравления «шахида» Александра Литвиненко в Карачаево-Черкесию. Здесь Борис Березовский вербовал наемников, отсюда в 1999 году выехал «Камаз» с гексогеном, принадлежащий «буровзрывной» фирме «Карачай», отсюда ваххабиты, связанные с Литвиненко, грозили миру новыми террактами …
"
О странных играх беглого олигарха Бориса Березовского и его зловещей роли в вооруженных конфликтах на Северном Кавказе сказано и написано довольно много. И чем больше проходит времени, тем чаще в руки российского общества попадают все новые и новые свидетельства, заставляющие снова обращаться к тем драматичным событиям, которые в свое время потрясли и повергли в шок не только Северный Кавказ, но и всю Россию.
Война – игрушка олигарха
Похоже, еще во время первой чеченской войны Борис Абрамович понял - война это целая бизнес-империя, способная приносить не только финансовую, но и политическую выгоду. Ее, в свою очередь, БАБ всегда умело конвертировал обратно - в деньги. Но для развертывания такого бизнеса ему требовалась площадка. И олигарх нащупал такое место на карте – Карачаево-Черкесию, где он и попытался развернуть новый цех по производству политической прибыли. Заметим, однако, что изначально план Бориса Абрамовича выглядел несколько иначе. В 1999 году, в канун выборов президента России он пытался стать спецпредставителем Кремля по всему Северному Кавказу. Но, даже не смотря на то, что власть в Москве в то время серьезно лихорадило, никто так и не решился отдать олигарху в доверительное управление тлеющую «пороховую бочку». Знающие люди до сих пор утверждают: «спокойнее было б доверить обезьяне гранту, чем пускать Березовского на Кавказ». Они в этом смысле, наверное, правы, ведь журналисты уже тогда подозревали Березовского в связях с Шамилем Басаевым и Салманом Радуевым, полагая, что ничего хорошего от такой «дружбы» ждать не следует. Но Березовского, как известно, выгонишь в дверь, но он обязательно найдет щель и все равно проникнет туда, куда ему хочется, даже если для этого необходимо принять газообразное состояние. Поняв, что танец от кремлевской печки не имеет перспектив, БАБ решает: если Северный Кавказ не идет в руки олигарха, то олигарх идет туда сам.
Поход олигарха на Кавказ
«…Я, Борис Березовский, кандидат в Депутаты ГД по 15 Карачаево-Черкесскому избирательному округу, беру на себя следующие обязательства...» - это цитата из так называемого договора между кандидатом Б.А. Березовским и персонально каждым избирателем КЧР, с бланком которого олигарх начинает свои агитационные поездки и знакомство с КЧР… Наборы московских конфет в яркой упаковке и карманные календарики: «Борис Березовский»… А вот он в роли «разводящего» миротворца межу митингующими карачаевцами и черкесами. Далее - лидеры противоборствующих сторон - Владимир Семенов и Станислав Дерев – с экранов местного ТВ призывают поддержать кандидата в Государственную Думу от КЧР предпринимателя Бориса Березовского. Нервная ночь подсчета голосов… Какие-то нестыковки, суета…Один из наблюдателей заметил, как член избирательной комиссии округа N 51 поднял с пола подозрительный сверток. В нем оказалась увесистая пачка бюллетеней с печатями избиркома и «крестиком» в пользу Бориса Абрамовича. Следом обнаружили еще два пакета – один под столом, другой в сумке члена избиркома с пятьюдесятью бюллетенями с «голосами» в пользу московского «миротворца». Сотни полторы фальшивок нашли даже в сейфе избирательной комиссии. Но это так, издержки «искусства невозможного», которые подслеповато щурясь, не заметили в ЦИК КЧР …
По предварительному сговору?
Однако картина того времени будет не полной, если не вспомнить, что свой рейд на Карачаево-Черкесию Борис Березовский совершил почти синхронно вместе с Шамилем Басаевым, двинувшим отряды своих боевиков на Дагестан, и серией мощных терактов, прогремевших в российских городах - Буйнакск… Волгодонск… Москва….
Сложно сказать, совпадение это или нет, но за совершение терактов в Волгодонске и Москве к пожизненному заключению в 2004 году приговорены жители именно Карачаево-Черкесии - Адам Деккушев и Юсуф Крымшамхалов. Но могут ли быть случайности вокруг крайне расчетливого Березовского? Тем более, что еще один фигурант этого громкого дела - Ачимез Гочияев, - скрылся в неизвестном направлении, его объявили в розыск, а спустя некоторое время, подрывник свободно вышел на лондонский офис Березовского, и стал активной фигурой в информационной войне, затеянной олигархом против России. Вместе со своим приятелем Александром Литвиненко, беглым офицером ФСБ, они всячески обвиняли во взрывах домов российские власти. Возможно, Гочияев решил таким способом «состричь» с Березовского денег, а иначе скрывающийся террорист, мог начать рассказывать совсем другие вещи, которые вряд ли могли понравиться Березовскому. Покойник Литвиненко, помнится, очень возмущался суммой объявленной за «свидетельские показания» Гочияева в пользу Березовского – 500 тысяч долларов. Потом, однако, сумма упала до 150 тысяч. Похоже, что партнеры сторговались.
И из Лондона Березовский и его подручные стали зачитывать на весь мир: «Моё имя Гочияев Ачемез Шагабанович. Родился 28 сентября 1970 г. в г. Карачаевске КЧР (раньше Ставропольский край). До 16 лет жил в г. Карачаевске окончил среднюю школу №; 3 проживал по адресу ул. Курджиева…». «…Я считаю себя не виновным, и обвиняю спецслужбы, а конкретно ФСБ России в подготовке и осуществлении этих чудовищных взрывов…». То с какой легкостью Гочияев пошел на контакт с Березовским и Литвиненко может свидетельствовать не только о более раннем их знакомстве, но и о том, что Березовский и Литвиненко прекрасно знали, где скрывается Гочияев, имея с ним прямую связь. Уж слишком хорошо «откровения» террориста укладывались в концепцию Березовского, что «Россию взорвала ФСБ», а по стилю письма Гочияева и вовсе напоминают «литературное творчество» Александра Литвиненко.
Впрочем, удивляться таким совпадениям не приходится еще и потому, что аналитики. тщательно изучавшие возможную причастность Березовского к финансированию террористической деятельности на Кавказе, обратили внимание на одну маленькую вещь – всплеск террористической активности в России странным образом пришелся на два периода – на канун предвыборной кампании олигарха в Карачаево-Черкесии, затем последовало странное затишье. А после того как олигарха «равноудалили» от Кремля и он вынужденно покинул парламент, в Москве, а следом и на юге России, вновь начали греметь взрывы. И далеко не случайно в Совете Безопасности КЧР заговорили о том, что Березовский хотел сделать из Карачаево-Черкесии еще одну «горячую» точку…
Благотворительная подсадка
И вот здесь мы подходим, пожалуй, к самому главному свидетельству выводов аналитиков – загадочной деятельности так называемого «фонда Березовского», который олигарх учредил на территории Карачаево-Черкесии еще во время выборов в Госдуму России.
«Ответственно заявляю, что вне зависимости от вашего выбора, мною будут созданы два фонда для конкретной поддержки всех, кто нуждается в незамедлительной помощи", - заверил жителей Березовский. Само собой, сразу же после избрания по столице КЧР начали бродить люди. Они искали «фонд Березовского». Но приходя по указанному адресу: г .Черкесск, Кирова, 23 находили там угрюмую охрану, которая дежурно отвечала что «денег не дают, никакого фонда нет и, когда откроется, неизвестно».
Однако, это был фонд, как говорится, «для кого надо фонд». Он, конечно же. работал, но вовсе не на благо нуждающихся жителей республики. Проведя несколько демонстративных благотворительных акций фонд БАБа, мягко говоря, ушел в своеобразное подполье. Да, следует отметить, что уезжая в Москву, Березовский особенно долго не задумывался кто же будет контролировать работу его фонда «на местах».
Еще в Москве, говорят, ему рекомендовали «надежного», с точки зрения олигархов, человека – Мустафу Батдыева. Тот, в свою очередь, привлек к работе в фонде собственные трудовые резервы. Среди прочих назывались имена двух человек - некоего Германа Мурзаева (устанавливается) и Алия Пилярова, заведующего другой не менее странной и весьма, заметим, многоликой структурой – тоже Фондом то ли поддержки предпринимательства в КЧР, то ли развития рыночных отношений в этой же самой республике.
Но здесь название не так уж и важно, важно то, что по всем данным все эти хитроватые структуры на тот момент имели один и тот же адрес: Черкесск, Кирова, 23. И хотя формально руководителем фонда продолжал оставаться сам Борис Абрамович Березовский, реальную работу вели местные кадры. Это, надо сказать, очень удобно – случись что-то неординарное, то Березовский традиционно окажется «не в курсе», а «подсадные» не имеют к фонду формального отношения, то есть спроса с них нет. Очевидно, выстраивая подобную схему БАБ, похоже, готовил свой фонд для более серьезных задач, нежели богоугодное проведение аттракционов невиданной щедрости. Характерно, что из 3 млн. долларов, внесенных в фонд со счетов «Объединенного банка» Березовского, почти 700 000 тысяч долларов ушло в сторону, на какие-то «ремонты» и туманные «хозяйственные расходы».
Ремонтные работы, например, в арендованном(!) помещении, размер которого сопоставим с площадью 2-х комнатной квартиры, обошлись фонду Березовского почти в 35 тысяч долларов. На эти деньги в Черкесске, заметим, похожее помещение можно было не только купить в частную собственность, но и отремонтировать. Еще бы сдача осталась.
Конечно, можно подумать, что кошелек Березовского просто обчистили лихие соратники олигарха. Так, кстати, полагают те, кто не понаслышке знаком со своеобразной деятельностью «наместников» в КЧР, приглядывавших за фондом. Однако Борис Абрамович, насколько известно, абсолютно никаких претензий по этому поводу никому в КЧР не предъявлял. Получается, что все происходило с его ведома и согласия.
Да и зная олигарха, который сам кого угодно разденет до трусов, в вариант «разграбления кассы» выглядит реальным, но маловероятным. Не поверили и аналитики, сопоставившие некоторые события в стране и движение денег по счету фонда олигарха.
Премии за теракты?
Уже в августе 2000 года, когда Березовский стал понимать, что события для него развиваются не самым лучшим образом, в России вновь прогремели взрывы. Первый, начавший новую волну терактов, взбудоражил общество, когда адская машина разорвалась в переходе метро на Пушкинской площади Москвы. Это случилось 8 августа 2000 года - пострадало 100 человек, 13 человек погибли. Может быть, разгадка этого взрыва кроется в банковских платежках фонда Березовского?
Вот всего один показательный факт: 1 августа 2000 года в фонде Березовского на основании ордера №539 списывают некие командировочные расходы, сумма незначительная, но на билеты до Москвы вполне хватает.
8 августа 2000 года в Москве рвануло, а уже 11 августа 2000года в фонде Березовского происходит списание средств на неизвестные «хозяйственные расходы» - около 46 тысяч долларов США. Вскоре фонд вновь пополняется «нечаянной радостью» - безымянным переводом из Ставрополя (14 сентября 2000г.). На его счета в КЧР падает 111 тыс. долларов США. Как тратили эти деньги понять нельзя, но опять же по совпадению, 6 октября 2000 года в соседнем с КЧР Ставропольском крае, на вокзале в Пятигорске и на Казачьем рынке в Невинномысске, гремят и уносят жизни людей сразу три взрыва. Спустя время теракт у соседей повторяется – а именно 8 декабря в Пятигорске. Возле одного из городских рынков взлетели на воздух сразу две машины, - 2 человека погибли, 169 – ранены. После чего благотворительная контора Березовского «умирает» и начинает сворачивать свою деятельность. Не исключено, что деятельность фонда просто становилась не то чтобы подозрительной, но опасной для самого Бориса Абрамовича. Да и согласитесь, слишком странные, и слишком зловещие совпадения, на которые нельзя не обратить внимание. Да и вся волна взрывов в России, еще раз это подчеркнем, по времени «легла» очень характерно: затишье длилось всего около года: с момента начала «кавказского проекта» Березовского (сентябрь 1999г.) и до краха его политической карьеры (август 2000) и скандального отъезда олигарха в лондонский туман, где он сотоварищи постоянно ищут свидетельства «причастности» спецслужб к терактам, потрясшим всю страну. Получается у Березовского, прямо скажем, не слишком убедительно. Может быть теперь станет понятнее – почему.
Владимир Снегирёв, Максим Сергеев, специально для журнала «Компромат.Ru»
Платежки:
Расходный ордер № 539 от 1.08.2000 Накануне взрыва в Москве в переходе ст. м. «Пушкинская» в фонде олигарха выписывают командировочные…
Расходный ордер № 540 от 11.08.2000г. свидетельствует – сразу же после взрыва в центре Москвы со счета фонда Бориса Березовского списывают почти 46 000 долларов США…
Платежным поручением № 4 от 14.09.2000г. кавказский кошелек олигарха пополняется на 111 тысяч долларов, и вскоре юг России вновь сотрясают теракты…
"
13.03.2007
Владимир Снегирёв, Максим Сергеев, специально для журнала «Компромат.Ru» журнал «Компромат.Ru»