"Жители СССР знали о существовании сигарет Marlboro, автомобилей Mercedes и банкоматов из западных кинофильмов про шпионов. Уже в 1990-е годы в стране появился практически весь набор западных потребительских благ. Удивить соотечественника новым продуктом или услугой было проще простого.
Очереди за йогуртами в магазин Danone на Тверской улице могли сравниться с толпой перед входом в мавзолей. Тиражи глянцевых журналов наступали на пятки «Работнице» и «Крестьянке». Контрацептивы стали продавать в киосках «Союзпечати», а турагентства начали отправлять соотечественников гораздо дальше Крыма и Кавказа. АЗС считались верхом современного дизайна, а в первом магазине Levis в гостинице «Ленинград» можно было купить пару «американской мечты» за $70. «Идеи для бизнеса можно было просто привозить из рядовых поездок за границу и внедрять на родной почве», – вспоминает Андрей Варавин из компании Namen. Сейчас в России есть почти все, от private banking и частной авиации до кладбищ домашних животных. Тем не менее «Ко» попробовал выяснить, каких западных благ до сих пор лишены наши соотечественники.
Карте – место!
Эксперты утверждают: в России нет и никогда не было кредитных карт. «Все российские карточки дебетовые по определению, – говорит глава компании «Раппопорт и партнеры» Александр Раппопорт. – Например, в США кредитная карта означает нулевой счет с кредитом, денег клиента на нем нет. Раз в месяц банк присылает чек, который необходимо оплатить, чтобы выйти в ноль». В России под кредитной картой подразумевают счет с собственными средствами клиента и строго лимитированной суммой кредита. Кроме того, в России совсем не пользуются чековыми книжками.
По сути, персональная чековая книжка – это бланки с реквизитами ее обладателя, при заполнении полей суммы и подписи они становятся безналичным денежным документом, который меняют на деньги в банке. Для Америки и даже Европы такие расчеты – норма жизни. «Это философия, когда вы даете поручение кому-то произвести оплату или получить деньги. Однажды я пытался объяснить друзьям американцам, как мы живем без чеков, но они не понимают, – говорит Раппопорт. – Чековые книжки – одна из основных форм оплаты, которая экономит много сил и средств. В России, чтобы организовать перевод и получение денег, вы должны связаться с банком лично. А чек – это фактически отсроченная форма платежа, построенная на взаимном доверии, которого здесь пока нет». Более того, в России чековые книжки не выдают частным лицам, их могут получить только юридические лица, на практике ими не пользующиеся.
На отечественном рынке до сих пор нет профессионалов, готовых предоставлять услуги индивидуального обслуживания клиентам с инвестициями в несколько тысяч долларов. То есть в России отсутствует институт частных финансовых консультантов для среднего класса. Сервис доверительного управления частным капиталом (wealth management) доступен только состоятельным клиентам. Более того, в России профессионалы высокого класса не будут работать с проектами меньше $100 000. Те, кто располагает десятками миллионов долларов, как правило, управляют своими состояниями самостоятельно или пользуются услугами private banking западных компаний.
Средний класс никому не интересен. Тем временем на Западе каждый гражданин считает своим долгом проконсультироваться у своего финансового поверенного. При этом совершенно не важно, сколько человек зарабатывает ежемесячно – $600 или $10 000. Правда, стоимость услуг, например, личных налоговых консультантов сопоставима с услугами адвокатов. По словам экспертов, при годовом доходе от $20 000 до $40 000 заполнение декларации обойдется в сумму около $1000. Многие нанимают так называемых экаунтеров не в США или Европе, а в Индии – так дешевле. Однако в России данная практика вряд ли найдет применение. Около 90% населения имеют один источник доходов и не платят налогов.
«В Америке независимо от источников ваших доходов вы обязаны заполнять налоговую декларацию. Тот, кто этого не делает, сидит в тюрьме», – говорит руководитель интернет-проектов Федерации еврейских общин России Авраам Грозман. В России головная боль по поводу налоговых издержек снимается во многих случаях методом договоренностей. В этих условиях грамотно посчитанные личным консультантом налоговые издержки представляют собой скорее изыск, чем норму.
Опрошенные «Ко» участники рынка также отмечают, что в отечественных банках нельзя завести дебетовую карту для ребенка. «У нас нельзя выбрать дизайн своей банковской карточки – в Швейцарии вам предложат выбор, – говорит Андрей Варавин. – В отечественных банках нет анонимных сберегательных счетов, как в Австрии, нельзя взять деньги в долг в банке без процентов, как в арабских странах». В России не получили широкого распространения так называемые аффинити-карты – обычные пластиковые банковские карты (кредитные или дебетовые), часть стоимости которых и процент от операций отчисляются в помощь нуждающимся. На Западе аффинити-проекты проводятся совместно с различными благотворительными организациями и фондами.
Экспаты отмечают отсутствие в России переносных кредитных станций и сложности с безналичным расчетом. «За рубежом я могу без сомнений заплатить за шезлонг на пляже человеку с большой коробкой, который выписывает чек», – говорит директор по развитию Swiss Realty Group Илья Шершнев. По словам заместителя управляющего директора BBDO Moscow Макса Такера, за границей даже чаевые в ресторане можно оплатить кредитной картой. «В России я не могу заказать авиабилет, арендовать машину в любой части страны и оплатить это все по телефону с помощью кредитки», – добавляет генеральный директор РОСНО Ханнес Чопра. По словам экспертов, услуга оплаты по телефону вряд ли получит широкое распространение в России. «Наши соотечественники боятся диктовать номер своей карты по телефону, опасаясь воровства, а банки морально и законодательно не готовы верить клиентам «на слух». Кроме того, у нас пока тяжело воспринимают платежи с помощью пластиковых карт», – говорит аналитик компании «АСМ Консалтинг» Елена Саяпина.
Наконец, в России до сих пор ни у кого нет кредитной истории. По словам Авраама Грозмана, в США кредиты доступны, как чашка растворимого кофе. «Люди боятся лгать в каких-либо ситуациях, потому что любой проступок может повлиять на кредитную историю и существенно осложнить жизнь», – говорит он. Тем временем российские банки не могут договориться между собой о сотрудничестве, и закон о кредитных историях до сих пор не принят. «То, что у нас называется кредитной историей, таковой не является», – говорит аналитик компании «Финам» Ольга Беленькая. – Должно пройти немало времени, чтобы она появилась. Сейчас сближение с мировыми стандартами происходит, но скорее в области более универсальных продуктов, таких как пластиковые карты».
Есть ложь и статистика
По словам экспертов, на российском рынке недвижимости отсутствует целый сегмент услуг в области ленд-девелопмента, то есть комплексной подготовки земельных участков. Большинство крупных российских землевладельцев, скупавших наделы в конце 1990-х годов с инвестиционными целями, стремятся реализовывать собственные девелоперские проекты. В западных странах ленд-девелопментом занимаются специализированные компании. То есть ленд-девелоперская компания приобретает перспективные участки (очень большой площади), юридически их оформляет, подводит необходимые коммуникации, а затем передает их одной или нескольким строительным компаниям. В США по подобным схемам было застроено большинство пригородов крупнейших мегаполисов.
В качестве примера можно привести The Irvine Company – одну из ведущих ленд-девелоперских компаний, специализирующуюся на калифорнийском рынке земли. С участием специалистов The Irvine Company были реализованы крупные объемы застройки жилых и коммерческих площадей в районах Orange County, San Diego, West Los Angeles. Развитие подобной услуги в России сдерживает непрозрачность рынка земель. По данным компании Vesco Consulting, лишь 5% оборота земельных участков публичны, тогда как в остальных случаях стороны сделок предпочитают не разглашать подробности купли-продажи наделов.
Участники рынка также отмечают отсутствие института страхования недвижимости и земельных участков. В западных странах без страхового сопровождения не обходится ни одна сделка. По словам директора департамента по вопросам привлечения инвестиций по России и СНГ компании Jones Lang LaSalle Константина Деметриу, отечественные компании просто не хотят тратить лишние 2 – 3% от стоимости объекта на страхование. «Для них фактор экономии превалирует над возможностью оказаться впоследствии собственником сомнительного объекта недвижимости», – говорит он.
По словам экспертов компании «МИЭЛЬ-недвижимость», в России нет достоверной информации о рынке и необходимых статистических данных о состоянии экономики. Конечно, Госкомстат собирает статистику, но для экономического обоснования развития бизнеса данных катастрофически не хватает. «Например, для того чтобы построить торговый центр, нужно собрать информацию о численности населения в исследуемом районе, среднем доходе населения по группам, необходимо знать, сколько среднестатистическая семья тратит на питание, одежду, обувь, бытовую технику (по всему перечню товаров) и многое другое, – отмечает директор управления коммерческой недвижимости и девелопмента «МИЭЛЬ-недвижимости» Андрей Бушин. – В США эти сведения предоставляют налоговая служба, бюро статистики и десятки частных компаний. Это позволяет построить надежные прогнозные модели, что очень удобно, особенно для ритейлового бизнеса. В России же собрать подобную информацию зачастую невозможно. Кроме того, в любой западной стране можно найти обобщенные сведения о прошедших сделках с недвижимостью, в то время как в России этих данных в открытом доступе нет. В итоге сбор информации превращается в детективную работу».
А нам все равно
В России до сих пор не используют биотопливо из растительного сырья, которое позволяет снизить энергетическую зависимость от ископаемых видов топлива. Так, например, в Германии действует около 1500 биозаправок. Французы ежегодно вырабатывают 780 000 тонн, поляки – 230 000 тонн. К 2009 году все дизельные двигатели Renault, предназначенные для реализации в Европе, будут приспособлены для работы на дизельном топливе с добавлением 30% топлива, полученного из растительного сырья. Уже к 2010 году около 6% автомобильного топлива в ЕС должно производиться из возобновляемых источников энергии.
В Америке функционируют около сотни заводов, производящих этанол (составляющая биотоплива) для автомобилей. Бензин, разбавленный этанолом, дает более экономичный расход топлива, меньший износ деталей и снижает вредное воздействие на окружающую среду. С 2004 года на Чикагской товарно-сырьевой бирже выставляется на торги этиловый спирт, полученный из кукурузы. По данным Зернового совета США (Unаteed States Grain Council), Бразилия производит 4,5 биллиона галлонов этанола, США – 3,8 биллиона галлонов, а Россия – 0. Мировые тренды указывают, насколько перспективными могут быть вложения в альтернативные виды топлива. Однако в России предпочитают качать нефть. Как заявил министр промышленности и энергетики РФ Виктор Христенко, «широкое использование биотоплива в экономике невозможно без государственной поддержки, а естественных мотивов для развития биотоплива нет».
Еще один «журавль в небе» российской действительности – низкобюджетные (low-cost) авиакомпании. На мировом рынке авиатранспортных перевозок работает более сотни таких перевозчиков, рассчитанных на пассажиров, для которых цена билета важнее класса самолета и сервиса на борту. По разным данным, дискаунтеры перевозят около 30% мирового потока авиапассажиров. В России полноценных low-cost авиакомпаний пока нет. Эксперты считают, отечественным дискаунтерам в отличие от зарубежных недоступны основные инструменты снижения издержек полетов. Например, использование аэропортов второго эшелона, находящихся в некотором удалении от города и позволяющих экономить на аэропортовых сборах. В России подобных площадок практически не существует. Другой «козырь» бюджетных авиаперевозчиков – электронные билеты.
По российским законам билет является формой налоговой отчетности, и даже если пассажир бронирует и оплачивает билет в Интернете, ему приходится получать его бумажную версию в аэропорту. Пассажирам зарубежных авиакомпаний достаточно принести с собой к стойке регистрации распечатку с сайта бронирования. В России электронный билет планируют ввести только к 2008 году. При этом e-ticket вряд ли получит широкое распространение из-за низкого уровня проникновения Интернета. Эксперты также отмечают, что в России, в отличие от западных стран и Америки, нельзя купить электронный билет на поезд. «С учетом того, что это самый распространенный способ передвижения, такое положение вещей кажется мне странным», – говорит Ханнес Чопра.
Кроме того, в России нет платных дорог. Например, в Европе действует Европейская ассоциация концессионеров платных автомобильных дорог и дорожных объектов, которая построила и обслуживает 23 000 км дорог. Платные дороги Италии и Франции занимают 86% и 75% соответственно от общей протяженности национальных автомагистралей. Общая протяженность платных автодорог в Китае достигает 34 000 км, в Южной Корее – 28 000 км, Японии – 10 000 км. По словам экспертов, появления платных дорог в России придется ждать долго. Обязательным условием эксплуатации дороги на платной основе является наличие альтернативной бесплатной. Но без введения оплаты за передвижение Минтранс вряд ли сумеет найти средства, чтобы построить бесплатные дублеры. В марте 2007 года в Государственную Думу был внесен законопроект о платных дорогах. Чиновники рассчитывают, что 2 – 3% российских дорог (около 18 000 км) вскоре станут платными.
Там, на неведомых дорожках
В России не действует безналичная система оплаты паркинга. Например, в Лондоне оплату за стоянку можно вносить через Интернет, кассы некоторых магазинов, по телефону или с помощью SMS-сообщений. Московские власти уже не раз обещали ввести безналичную систему оплаты парковок в городе. Окончательный переход на безналичную оплату парковки был запланирован в соответствии с распоряжениями мэра Юрия Лужкова сначала на осень 2006 года, а затем был перенесен на 1 января 2007 года, но так и не был реализован. Единственный паркомат у здания мосправительства оказался невостребованным.
Недавно Лужков подписал распоряжение об организации в течение трех лет – к 2010 году – системы безналичной оплаты парковки автотранспорта на улицах города. Потратив 19,7 млн руб., столичные чиновники планируют построить в городе 160 000 парковочных мест и организовать оплату паркинга по SMS. Водитель будет отправлять сообщение на короткий номер с указанием номера стоянки и машино-места, а также времени парковки. По словам экспертов, введение безналичной системы оплаты паркинга упирается в законодательство. Для оплаты парковки нужно будет открывать временный счет в банке, напрямую списывать деньги со счета абонента в сотовой компании нельзя. Оператор, в свою очередь, не может совершать операции с банковским счетом и заниматься деятельностью, не связанной с телекоммуникациями.
Кроме того, по словам Елены Саяпиной, в России до сих пор широко не распространена система кредитной оплаты мобильных телефонов. «Люди привыкли вносить деньги «впритык» на 20 – 30 минут разговоров и вряд ли будут тратиться на оплату паркинга и прочих экзотических для российского обывателя услуг», – говорит эксперт.
Решением проблем с трафиком в Москве может стать вертолетное такси. Но полеты над Москвой в пределах МКАД запрещены. Московская мэрия давно продвигает идею городского вертолетного такси, которое может стать и коммерческим, и муниципальным проектом, как во многих крупных городах Европы и Америки. Даже Украина и Казахстан уже разрешили «свободные» полеты на высоте до 300 м. Для этого власти должны открыть для полетов нижнее воздушное пространство (до 500 м).
Почти по Достоевскому
«Москва совершенно не предусматривает перемещение на велосипеде и мотороллере, хотя для многих городов этот транспорт – спасение. Он экологичен, прост и спасает от жутких городских пробок. Этот факт стал для меня ощутимой утратой при переезде в Россию. Вы можете проехать весь Лондон вдоль и поперек по одной велосипедной дорожке (cycle lane)», – говорит Ханнес Чопра. По словам Андрея Варавина, в России нет единых музейных билетов, а также традиции «друзей музеев», когда вы жертвуете ежегодно небольшие деньги и в ответ вас приглашают на ежегодный вечер друзей музея. Несмотря на огромную территорию, сложно представить, что соотечественники будут меняться домами на время отпуска. Такая традиция есть во многих странах Европы и в Америке. В России нет традиции украшать дома на Рождество, нет денег с шрифтом Брайля для слепых, не говоря о пандусах в торговых центрах.
Кроме того, в России нельзя послать ценные документы обычной почтой. В Америке все документы пересылаются именно таким образом. Почта России не гарантирует ценность доставки. «Здесь нет так называемых drive-thru banks и dry cleaners. Это химчистки и банки «на колесах», которые работают по принципу McAvto», – говорит Макс Такер. Особенно экспаты отмечают неразвитость российского ритейла. По словам Даниэля Бушелла из компании IntermarkSavills, на Западе очень легко обменять или вернуть в магазин любой товар вне зависимости от его марки или категории. «В России это легко, если товар испорчен, не вскрыт и если не прошло двух недель: сплошные условности. На Западе возвращают деньги или меняют товар по принципу «no questions asked» и «the customer is always right», – говорит Бушелл. «Нельзя купить пять костюмов в универмаге, а на следующий день без вопросов сдать четыре обратно. Нельзя, как в США или Канаде, купить что-то до ежегодной распродажи, а с ее началом прийти в магазин и получить скидку за разницу в цене», – отмечает Варавин. Но больше всего экспаты любят рассуждать об отсутствии улыбок на лицах обслуживающего персонала. «Может быть, это русская ментальность, – говорит Грозман, – и россияне, которые трудятся в сфере обслуживания, делают одолжение, а не работу. Не спорю, здесь есть хорошие официанты и продавцы, но редко в каком магазине можно услышать «как поживаете?», благодарность за покупки и так далее. Наверное, люди в России не хотят постоянно испытывать положительные эмоции, такое «достоевское» отношение к жизни»."