Евгений Киселев: "Арестовав Гусинского, Гарсон встал на сторону Пиночета"
"Вполне возможно, что в свои 44 года Евгений Киселев является самым неоднозначным российским журналистом. Он занимает должность генерального директора НТВ, однако известен, прежде всего, своей влиятельной еженедельной политической программой "Итоги", собирающей самую большую аудиторию в стране. По словам Киселева, решение об аресте Владимира Гусинского - владельца информационной империи "Медиа-МОСТ", флагманом которой является НТВ - ставит судью Бальтасара Гарсона в один ряд со сторонниками генерала Аугусто Пиночета.
- Каково ваше мнение об аресте Гусинского?
- Это ошибка или провокация. Гусинский не представляет никакой угрозы для общества; он не намерен никуда скрываться и готов ответить на любые вопросы испанского правосудия, находясь на свободе. Представители российского правосудия заставили судью Бальтасара Гарсона совершить ошибку.
- Вы считаете, что российское правительство оказало давление на Интерпол в плане его ареста?
- Центральный офис Интерпола не давал распоряжения об аресте Гусинского. Напротив, он заявил, что ему необходима дополнительная информация из России, которая сняла бы все подозрения в политической подоплеке данного дела. Арест - дело рук правоохранительных органов Испании и России.
- Но таково было решение судьи?
- По словам адвокатов, Гарсон даже не знал о существовании соглашения между "Газпромом" и "Медиа-МОСТом" относительно задолженности, которую вменяют в виду Гусинскому. Очевидно, что позицию Гарсона можно понять: ни один судья в демократической стране не может предположить, что российская прокуратура способна предоставить ложную информацию.
- Идет ли речь о каком-то политическом преследовании со стороны прокуратуры?
- В Генпрокуратуре России полно полуграмотных подлецов с темным прошлым, которые действуют по указке Кремля.
- Вы испытываете давление?
- Я уже больше года не разговариваю ни с кем из Кремля, однако, когда вижу моего коллегу и патрона в тюрьме или когда меня вызывают для допроса по поводу моих журналистских расследований, или угрожают возбудить дело против членов моей команды - вот тогда я чувствую давление со стороны Кремля.
- Вы опасаетесь, что вас тоже посадят в тюрьму?
- Это было бы лучшим подарком, который могла бы мне сделать Генпрокуратура, поскольку тем самым она продемонстрировала бы свое намерение покончить со свободой прессы.
- Вы не думали о том, чтобы убрать из передачи куклу Путина, вызывающую такое недовольство у президента?
- Это было бы унизительно. Это было бы равнозначно тому, чтобы стать на колени и целовать власть в задницу.
- Гнев Кремля был вызван освещением войны в Чечне?
- Не только этим. Путин не терпит критики, он воспринимает ее как личное оскорбление. Он ненавидит журналистов и тех, кто выражает мнение, отличное от его собственного. Он хочет контролировать все.
- Вы сдадитесь?
- Еще чего! У нас есть трудности, но мы будем сопротивляться. Борис Ельцин иногда вел себя как восточный тиран, однако по отношению к прессе проявил себя настоящим политиком.
- Россия возвращается назад при Путине?
- Путин - это катастрофа для страны. Это амбициозный политикан, злобный и мелочный. Надеюсь, что международное сообщество как можно раньше поймет, с кем имеет дело.
- Вы считаете, что арест Гусинского стал результатом договоренности между Кремлем и Монклоа?
- 2 ноября Путин позвонил Аснару и, вероятно, речь шла о его любимой теме: сотрудничестве между органами охраны общественного порядка европейских государств в борьбе с терроризмом, а значит и в борьбе с преступностью и коррупцией. Я не сторонник домыслов, но не исключаю договоренности между секретными службами России и Испании.
- Какого решения вы ожидаете от Гарсона?
- Справедливого и законного. Но предупреждаю судью Гарсона, что, арестовав Гусинского, он стал на сторону Пиночета и тех, кто его поддерживает. Путин и его сторонники хотят действовать, как Пиночет после прихода к власти в Чили, и если им представится возможность, они будут сгонять своих противников на стадионы, тайно похищать и убивать их. Путин и его люди представляют собой серьезную угрозу демократии. "