Если назначить главу Минздрава президентом Чечни, выживет либо он, либо Чечня
" На днях в отставку был отправлен очередной зурабовский соратник, глава Росздравнадзора Рамил Хабриев; именно на него решено повесить теперь всех собак за перебои с лекарствами. Это уже не первый случай, когда министр здравоохранения приносит своих людей в жертву. Точно так же с позором был изгнан глава Росздрава Вячеслав Прохоров; до этого Зурабов отрекся от директора Фонда обязательного медстрахования Андрея Таранова, арестованного за взятки.
Всякий раз Зурабов, как пономарь, твердит одно и то же: он, дескать, не знал; его подставили.
Полноте! Я неплохо знаком со всеми перечисленными выше гражданами. Ни один из них никогда не отличался самостоятельностью и независимостью: все эти люди были исключительно проводниками зурабовской политики.
Если человека ловят с поличным на воровстве, никому и в голову не придет сваливать все на неуемные его руки, которые полезли в чужой карман: руки, мол, сами по себе, а голова — совсем отдельно. До тех пор пока Зурабов будет возглавлять Минздрав, череда скандалов и провалов в этой отрасли никогда не закончится. Это ясно уже по тому, что ни одной поставленной ему задачи министр успешно не выполнил; он провалил все, что только можно, — от монетизации льгот до создания центров высоких технологий.
Не знаю уж, откуда взялось у президента убеждение, будто Зурабов — крайне эффективный менеджер; единственная эффективность, в которой он был замечен, — это “освоение” бюджетных миллиардов между своими, доверенными компаниями. (В первую очередь — связанными с его женой.) Умные, как известно, учатся на чужих ошибках, дураки — на своих. Я не знаю, к какой категории следует отнести министра здравоохранения; ошибки не учат его ровным счетом ничему.
Еще два года назад я пытался добиться ответа, почему льготные лекарства, то есть закупаемые за счет бюджета, стоят дороже, чем точно такие же, но продающиеся в аптеках в розницу. По логике вещей — все должно быть прямо наоборот: при многомиллиардных подрядах цена автоматически обязана падать вниз — это закон рынка. За два года никаких мало-мальски внятных разъяснений я не только не получил, но и разница в ценах ничуть не уменьшилась.
Вот лишь несколько самых вопиющих примеров, почерпнутых мною в аптеках Нижегородской области.
Препарат “Амиодарон”. Бюджет закупает его по цене 67 рублей 7 копеек. Оптовая отпускная цена — 35 рублей 22 копейки, розничная — 50 руб. 35 коп. “Веро-Нифедипин”: 20 руб. 37 коп. против розничной цены в 13 руб. 94 коп. “Симвакард”. Государству он обходится в 424 руб. 53 коп. В аптеке стоит 299 рублей. “Диабетон МВ”: 265 руб. 87 коп. при оптовой цене в 196 рублей. Подобных примеров — более семидесяти.
Неудивительно, что заложенных на льготные лекарства средств в прошлогоднем федеральном бюджете на все про все не хватило. Эту цифру пришлось увеличивать трижды. Каждый квартал Зурабов и его люди с высунутыми языками прибегали в Думу и просили добавить еще: ошиблись, дескать, малость в расчетах. Так заложенные изначально 29 миллиардов выросли вдвое — до 60 миллиардов.
Но от того, что парламент всякий раз идет навстречу Минздраву, ситуация в регионах ничуть не улучшается. Только что я вернулся из своего избирательного округа. Так вот, задолженность Нижегородчине по лекарствам за прошлый год составляет… более миллиарда рублей. На конец прошлой недели число так называемых отсроченных рецептов превысило 40 тысяч; а ведь за каждым таким рецептом — живые, хоть и больные люди, и не у каждого хватит денег купить вожделенное лекарство. Что показательно, с тех самых пор, как стал я публично выступать против Зурабова, приток лекарств в регион резко сократился. Если же учесть, что и к губернатору области Валерию Шанцеву министр здравоохранения испытывает давнюю неприязнь — еще когда Шанцев работал вице-мэром Москвы, он выдавил из города приснопамятную компанию “Макс”, — выводы напрашиваются сами собой. Надо быть последним мерзавцем, чтобы вымещать свои обиды на простых людях, вся вина которых заключается только в том, что у них есть губернатор Шанцев и депутат Хинштейн. Из всех больниц идут ко мне непрерывным потоком письма; денег не хватает; выделенные Минздравом лимиты не соответствуют реальным потребностям.
Конкретный пример: детская городская поликлиника Нижнего Новгорода №22. На учете здесь стоят 313 детей-инвалидов, ежедневно их нужно обеспечивать дорогими лекарствами, иначе дети умрут. Но Зурабов спускает сверху лимит, на каждого больного не больше 15 915 рублей. Только как быть годовалой Лизе Муратовой, страдающей от рождения муковисцидозом, если в месяц ей одной требуется лекарств на 71 тысячу? То, что происходит сегодня с льготными медикаментами, иначе как вредительством язык не поворачивается назвать; это что-то за гранью человеческого разумения.
В текущем году на всех федеральных льготников Нижегородской области выделено 779 миллионов рублей (точнее будет сказать — должно быть выделено). Получается без малого 65 миллионов в месяц. Но уже сегодня областные власти бьют тревогу: этих денег не хватит. По самым минимальным подсчетам, области требуется еще 655 рублей миллионов дополнительно. “Закупайте сами, за собственные средства”, — ласково отвечают на это в Минздраве. По доходам, мол, и расходы. Позвольте, но ведь это — прямая обязанность федерального бюджета; хорошо, если у области есть деньги. А как быть в нищих, депрессивных регионах? В Кургане, Ульяновске или Кирове? Невозможно приказать человеку: не болей. Или — того пуще — не лечись. Организм — это не чиновник Минздрава, он не воспринимает команд г-на Зурабова. Не дай бог кому-нибудь сегодня заболеть; лучше уж — сразу в гроб. Так надежнее, да и от Зурабова подальше.
* * * На самом деле, на месте президента я давно бы решил проблему с Зурабовым кардинальным и очень красивым способом: назначил его президентом Чечни. И тогда бы одно из двух: либо выжила бы Чечня, либо — Зурабов. В любом случае симпатии электората обеспечены, накануне выборов — это ли не главная задача. Понятное дело, что Зурабова все равно придется снимать: так пусть он станет хотя бы героем России. Посмертно…"