Чем больше информации об отравлении Ющенко, тем сильнее уверенность в причастности к этому преступлению близкого окружения Виктора Андреевича – не нынешнего, а периода президентской избирательной кампании. Поэтому тормозится следствие – слишком многое может выплеснуться наружу: кто, с кем и зачем тогда общался. И не факт, что до конца искренен сам президент, заявляя о желании узнать всю правду о своем отравлении. А тем более – чтобы эту всю правду узнали и остальные. Все становится, к сожалению, похожим на расследование дела об убийстве журналиста Гонгадзе: как только следствие вплотную подбирается к выяснению участия в преступлении его основных «фигурантов» – кто-то резко начинает следствие тормозить. Или менять...
Ведение политики ядами – любимое занятие средневековья. Прежде всего, за свою простоту и безнаказанность, а еще – за эффективность. Но, как оказалось, не гнушаются подобными методами и сегодня. Яды стали сложнее и тоньше, а безнаказанность осталась средневековой. Российская система ядов – одна из самых серьезных в мире. Над решением вопроса «тихого» убийства в СССР работали лучшие умы и функционировали лучшие секретные лаборатории. Традиция отравления неугодных лидеров – любимое блюдо российских политиков еще со времен Йосифа Сталина. На сегодняшний день громкие политические отравления многими связываются с именем главного российского «беспредельщика» Бориса Березовского. Будучи одним из непревзойденных мастеров политической интриги и любителем провокаций, он не случайно оказался замешанным во многие сомнительные истории. В числе этих историй самыми резонансными и «PR-долгоиграющими» оказались две – отравление Виктора Ющенко и Александра Литвиненко. Среди прочих, меньше запомнившихся общественности ввиду отсутствия тяжелых последствий – инциденты с Иваном Рыбкиным и Егором Гайдаром.
Как Рыбкин, так и Литвиненко были тесно связаны с Березовским, им финансировались, а Рыбкин одно время даже претендовал на то, чтобы объединить российскую оппозицию, за что был обнаружен без памяти, но в компании друзей Давида Жвании (приятеля Березовского в 2004 году) в Киеве. Литвиненко постигла совсем печальная участь – он несколько дней умирал на экранах телевизоров ведущих телекомпаний мира и проклинал кремлевский режим и лично Путина, как олицетворение злобного режима. В те дни один из обозревателей высказался совсем цинично: «Конечно, я мог бы предположить, что за «шоу с полонием-210» Литвиненко хорошо заплатили, если бы не знал о том, что мертвецам деньги ни к чему». Действительно, доставлять из России радиоактивные контейнеры и садиться с ними на европейские авиарейсы – чистое безумие, если при этом преследуется цель убить, а не организовать очередное «the show must go on».
Березовский, как ценитель провокаций, постоянно имеет связь с самыми разными украинскими политиками, и его роль во многих украинских играх так до конца и не раскрыта. Украина всерьез заинтересовала Бориса Абрамовича давно – почти сразу после прихода к власти в России Владимира Путина. Не станем грешить неуместными аналогиями, но все же позволим заметить, что смерть Георгия Гонгадзе многими тоже воспринимается не иначе, как долгоиграющий полицейский сериал. О своей причастности к пленкам Мельниченко, к финансированию самого майора, к Жвании и другим «любим друзям», к Волкову и Тимошенко, Литвиненко, к Рыбкину и с ним же опять – к «любым друзям», к финансированию различных «гуманитарных проектов» Березовский лично говорил неоднократно. Все эти «гуманитарные и не очень» проекты объединяет общий креатив с рефреном. Он состоит из: а)долго; б)громко; в)больно; г)иногда очень больно; д)смешно; е)очень выгодно, в связи с чем вспоминается емкая фраза, сказанная как-то Борисом Абрамовичем в одном из своих многочисленных интервью: «Экспансия – это не цель жизни, экспансия – это смысл жизни». В свою очередь, кто-то из украинских капиталистов признался, что в Украине целый ряд политических убийств и покушений очень напоминает некий бизнес-процесс, позволяющий в течение многих лет извлекать при умелом менеджменте из, казалось бы, всеми забытого шоу (да простят сравнение родственники жертв) стабильную экономическую и политическую прибыль. Вспомните, пожалуйста, первую войну в Чечне. Вспомните вторую войну в Чечне. Вспомните «Норд-Ост». Вспомните Беслан. Долго? Громко? Больно? Очень больно? Очень выгодно? Да! А кому-то и смешно.
Несомненно, что в какой-то момент современной украинской истории Виктор Андреевич оказался заложником «экспансии» Бориса Абрамовича. Еще одно громкое, долгое и совсем не смешное для Украины шоу, но выгодное для ищущих свой смысл жизни, где наша страна – лишь мишень их смысла и плацдарм. А все остальные, считающие себя украинской политической элитой – очень нерядовые, но всего лишь «фигуранты».
Ядовитое окружение президента
Три месяца назад, когда следственная группа вплотную подошла к роли Давида Жвании в истории с отравлением Ющенко – ее работу резко остановили, а следователей безо всяких объяснений отстранили от дел. Кто был свидетелем этого, сразу же понял, что речь пошла о запретной теме в расследовании. Да, все дело в великом украинском грузине — Давиде Важаевиче Жвании. Ведь накануне были и другие его ужины с кандидатом в президенты. Речь идет о совместном ужине Ющенко и Жвании накануне – 4 сентября после избирательного тура по Хмельницкой области. Именно тогда Давид Важаевич «забросил удочку» с идеей поужинать на следующий день вместе со Смешко. Похоже, что Виктора Андреевич «клюнул». Следователи Генпрокуратуры, которые пробовали копнуть дальше ужина у Сацюка и стали рассматривать версии отравления накануне, были вскоре отстранены от дела.
Сегодня существует версия, согласно которой долги Давида Жвании перед Березовским не заканчивались никогда, и Борис Абрамович постоянно напоминал об этом Давиду Важаевичу – типа, либо деньги, либо отработка. Если отравление кандидата в президенты организовывал Березовский, то у него, как тренера команды высшей лиги, были не только ключевые игроки на поле, которых он берег, но он также имел и длинную скамейку запасных, игроков которой использовал лишь в качестве подставных фигур. Таких еще называют «барашками», а в шахматах – «жертвами». Но если в шахматах они используются для улучшения будущей игровой ситуации, то в настоящей войне они – как дымовая завеса при отходе, которая связывает противника, и не дает ему понять, что произошло на самом деле.
В основном такие дополнительные фигуры используются втемную. Этим «фигурам» кажется, что они в чем-то участвуют, руководят, интригуют, но на самом деле вся их спровоцированная игра необходима их «тренерам». Сацюк и Смешко, вероятнее всего, оказались именно чьими-то пешками в игре. Их использовали, хотя те были уверены, что в интриге они самые главные. В конце игры планировалось сделать их главными подозреваемыми. (Что, в принципе, и случилось). Но и сейчас, когда раздуваются всевозможные версии с массажистами, охранниками и продавцами автомобилей, Смешко и Сацюк не соскочили с крючка. Не исключено, что нынешняя их активность тоже инициирована великим комбинатором Березовским через Жванию и его тайного друга, также присутствовавшего на встречах с Ющенко. И Смешко, и Сацюк продолжают оставаться слепыми котятами, которых нагло используют в непонятных для них играх.
Томас – тайный напарник Жвании
Не один Жвания участвовал в метаниях вокруг Виктора Ющенко накануне его отравления. Будущий президент Украины был чересчур значимой фигурой, чтобы его можно было попытаться «взять» самому. И хотя об этом до последнего времени почти не говорилось, водителем у Давида Жвании, не умевшего водить автомобиль, «подрабатывал» такой себе «бедный» грузин, который в нужный момент появляется во всех ключевых эпизодах времен избирательной кампании на протяжении нескольких месяцев, а как результат – отравление. Лишь в последнее время след второго грузина всплыл в связи с версиями СМИ относительно причастности к отравлению Ющенко части руководства компании «Фокстрот».
Участники встреч с Ющенко вечером 5 сентября 2004 года вдруг начали припоминать, что именно «Томас» больше всех был заинтересован в организации ужина с Сацюком и Смешко. Жвания под давлением «Томаса» сумел убедить Виктора Андреевича поехать «еще раз поужинать». Кстати, есть информация, что «Томас» несколько раз звонил Сацюку, уточняя время второго ужина. Кстати, грузин «Томас» не так уж и неизвестен. По паспорту его звать Фома Иванович Цинцабадзе, а народный депутат Сивкович заявил, что знает хорошо Тамаза по общему кэгэбистскому прошлому.
Существует много косвенных фактов, которые указывают на то, что на даче у Сацюка Ющенко не был отравлен – это произошло в другом месте и раньше. Ужин же у Сацюка был необходим лишь для того, чтобы запутать следы и направить реакцию общественности на представителей «злочинной влады». Организаторам отравления Цинцабадзе был необходим, во-первых, для подачи и развития всего случившегося общественной мысли, а, во-вторых, он был нужен лично Сацюку и Смешко, чтобы тех «оправдать» – версию об умышленном отравлении Ющенко форелью Фома Иванович запустил как раз с этой целью. А уже потом о форели то ли «из-за угла», то ли «из-за спины» заговорили сперва Сацюк через интернет-издание «Украина криминальная», а позже на версию Цинцабадзе купился и Игорь Петрович Смешко (интервью газете «Факты»). Владимир Сацюк выглядел наиболее смешно во всей этой истории с «форельной» версией, учитывая факт своей причастности к «Украине криминальной».
Так, очередная статья на тему отравления Ющенко начиналась в «Украине криминальной» убедительными словами: «Почему нигде и никогда не оглашались детали ужина будущего Президента в компании руководителей «Фокстрота»?». А дальше неизвестный автор громко «выстреливает» заранее приготовленной сенсацией Тамаза Цинцабадзе: «Котел, якобы, был общий. Но одно блюдо было подано персонально Виктору Ющенко: жареная форель. Приготовленная в ресторане «Диксиленд» для ужина, инициатором и организатором которого выступил Владимир Владимирович Шульга. Чье присутствие в ближайшем окружении Ющенко в тот день выглядит явно диссонирующим: никогда ранее Шульга в президентских турне замечен не был». Автора совершенно не смутило даже заявление Евгения Червоненко, что он, отвечая за безопасность Ющенко, кусочек от форельки все-таки отщипнул.
От форели — к плову, Интернету и охраннику из «бывших»
Интерес к теме «кто отравил Ющенко» снова возник после того, как подконтрольное Сацюку Интернет-издание «Украина Криминальная» начала снова поднимать этот вопрос. Все их размышления были направлены на то, чтобы доказать, что их «спонсор» и «стратег» не имеет никакого отношения к происшедшему. Может так оно и есть, но вот незадача: первый помощник и по-соместительству, охранник Сацюка — уж очень неординарная личность. Вот, что по этому поводу написал для «Главреда» журналист Алексей Степура. «По достоверной информации, настоящее имя человека, на которого Ющенко хотел надеть наручники – Тарас Залесский. Он длительное время являлся ближайшим помощником и доверенным лицом Владимира Сацюка. Залесский покинул Киев в пятницу 15 декабря 2006 года, на следующий день после пресс-конференции президента. Личность вероятного отравителя Ющенко хорошо известна украинским журналистам, увлекающимся правоохранительной тематикой. После продажи Олегом Ельцовым сайта «Украина Криминальная» Залесский исполнял там функции «смотрящего» от нового хозяина.
В то же время газета «Сегодня» утверждала, что в рамках расследования диоксинового дела им вообще заинтересовались впервые, как будь-то до этого и не слышали фамилии Залесский: «Тягали официантов, водителей, участников ужина, а охранник в документах не фигурировал. Лишь когда следствие передали новым людям, добрались до него. И тот исчез…». В настоящее время «личный охранник Сацюка», как окрестила его пресса, предположительно находится в Москве. Обвинение ему не предъявлялось и, соответственно, в розыск его никто не объявлял. Отметим тот, уже подтвержденный факт, что именно Залесский отвечал за продукты, которые подавались к столу.
Учитывая, что «правая рука» Сацюка до этого скорого отъезда в белокаменную отвечал по всей строгости за содержание и стратегию интернет-издания, вполне допустима версия, что и материал о причастности к отравлению неизвестных широкой общественности людей из «Фокстрота» мог быть выдан лишь с его разрешения и подачи. Не до конца понятна только цель публикаций. Желание направить общественность, и следствие по ложному пути заставляет задуматься, почему собственно возникла такая необдуманная, похожая на панику активность? Неужели, как говорят «на воре шапка горит?», а Залесскому и Сацюку есть что скрывать?
Наверное опять имеет смысл вернуться к деятельности г-на Цинцибадзе. Если его версию озвучил сам бывший глава СБУ, возникает вопрос: с какой целью? Убрать подозрения или просто запутать следствие? Но ведь можно было «Томаса» тогда и не трогать. Подозревать в отравлении Ющенко можно хоть кого, стоит только включить фантазию, и в число подозреваемых попадут и официантка, которая подавала Ющенко чай еще за два дня до упомянутых обедов-ужинов; и «перекус» на скорую руку где-нибудь по дороге из пункта «А» в пункт «Б». Как не кричи, а диоксин хорошо растворяется не только в жире. Но нет же, разведчики решили использовать лишь одну, и далеко не самую сильную, версию. Неужели их кто-то очень сильно об этом попросил? Более того, на днях Генеральная прокуратура сняла все подозрения с Сацюка, и общественность сегодня в ожидании новых фактов и «признаний». И весьма вероятно, что мы узнаем еще ряд заведений, где до того ночного ужина Виктор Андреевич имел «счастье» отобедать. Еще было бы интересней, чтобы на свет божий была извлечена персона Залесского. Может быть, тогда все точки над всеми «і» были бы расставлены. "
07.03.2007
Иван Петров, Киев, специально для FLB Агентство федеральных расследований