Российские чиновники пугают Европу очередной страшилкой – газовым картелем, аналогом существующего нефтяного ОПЕК. Повторит ли газовой картель судьбу своего нефтяного собрата, станет ли серьезной экономической кооперацией или останется инструментом для решения политических вопросов?
"Энергоресурсы – один из главных инструментов политического давления, который с удовольствием используют российские чиновники на международной арене, и главным образом в Европе. В Старом Свете только Россия наряду с Голландией и Норвегией способна удовлетворять внутренний спрос на топливо и экспортировать его иностранным партнерам. Но на нефтяном рынке наша страна революций уже не совершит. Ежегодный экспорт «черного золота» из России едва превышает 200 млн тонн при общемировом потреблении нефти в 4,2 млрд тонн. Другое дело – газовый рынок. Российские запасы природного газа составляют более 40 трлн кубометров. Это 23% от мировых ресурсов «голубого топлива». С таким козырем можно играть по-крупному. Сегодня «Газпром» пытается объединить и другие страны, обладающие значительными запасами газа. Идею уже поддержал Алжир, вместе с Россией контролирующий более трети европейского газового рынка. На очереди Иран, Катар, Туркмения, Казахстан. Эта коалиция, по амбициозным планам ее российских идеологов, в своем геополитическом статусе должна обойти растерявшую былое влияние Организацию стран-экспортеров нефти – ОПЕК.
Тот еще фрукт
Аббревиатура ОПЕК в случае с газовым картелем – понятие условное. Названия у организации пока нет. В 2001 году в Тегеране прошло первое заседание Форума стран-экспортеров газа (OIES), куда была приглашена и Россия. Дальнейших шагов навстречу друг другу участники той встречи так и не сделали, и OIES превратился, по сути, в рекламное агентство.
В нашей стране свое название картелю предложил глава Российского газового общества и главный лоббист «Газпрома» Валерий Язев – Международный альянс национальных неправительственных газовых организаций стран, производящих и транспортирующих газ, или МАННГО. Впрочем, «фруктовый» логотип организации пока серьезно не рассматривают даже аналитики.
Как ни странно, географическую карту картеля составили потенциальные противники газовой организации. В прошлом году, когда Россия и ее партнеры рассматривали объединение лишь в теории, комитет по экономике НАТО выпустил засекреченный доклад, в котором, помимо нашей страны, включил в «газовый ОПЕК» Алжир, Катар, Ливию и Иран, а также азиатские республики бывшего СССР.
Хотя об объединении стран, располагающих крупными запасами «голубого топлива», неоднократно говорили отечественные и зарубежные производители газа, в последнее время эту идею активно продвигает президент России Владимир Путин. Еще в 2002 году на встрече с Сапармуратом Ниязовым Путин предложил создать «евразийский газовый альянс». Поддержки у туркменского лидера эта инициатива не нашла. Понимая, что в составе картеля его стране придется идти на уступки России, туркменбаши предпочел сохранить самостоятельность.
В следующие несколько лет у Москвы руки не доходили до «газового ОПЕК». Будущее картеля, созданного во время передела нефтяной отрасли в России и на фоне «дела ЮКОСа», выглядело сомнительным. Смерть президента Туркмении в конце прошлого года заставила российских чиновников вновь вспомнить о кооперации с остальными поставщиками газа. В середине января столицу Алжира посетили представители российского правительства и крупных госкомпаний во главе с руководителем Минпромэнерго Виктором Христенко. После двухдневных переговоров «Газпром» и «Роснефть» объявили сразу о нескольких проектах в сырьевой отрасли этой страны. Нефтяная компания, которая с 2001 года занималась геологоразведкой в Алжире, пообещала вложить в развитие местной «нефтянки» $1,3 млрд. «Газпром» пошел дальше, обменяв ряд своих российских лицензий на активы алжирской госкомпании Sonatrach. Последнее соглашение на Западе было расценено как начало формирования «газового ОПЕК».
Бряцает амуницией агрессор
Цель создания всякого картеля – лоббирование интересов на любом уровне и в любых кабинетах. Производители объединяются друг с другом, чтобы задушить ценами потребителей проката. Нефтяной ОПЕК давил на Европу и США за счет снижения или увеличения поставок «черного золота» на мировой рынок. По мере необходимости картель создавал искусственный дефицит нефти, подстегивая стоимость топлива.
Газовому аналогу ОПЕК, скорее всего, придется решать больше политических задач, нежели экономических. Выбор Алжира в качестве партнера, вокруг союза с которым Россия будет строить новую организацию, неслучаен. Делить с африканским государством нашей стране пока нечего. Наш ежегодный товарооборот не превышает $400 – 500 млн. Вместе с этим Алжир обязан России – в прошлом году Владимир Путин списал долг африканской страны на сумму $4,7 млрд. Алжир пообещал на ту же сумму закупить российское оружие. На территории Алжира уже работают ЛУКОЙЛ и «Стройтрансгаз». Для плацдарма юг Африки идеален и в другом отношении. Алжир занимает более 10% европейского рынка газа. До 2015 года страна может нарастить добычу с 70 млрд до 100 млрд кубометров «голубого топлива». Поскольку роста внутреннего потребления газа в Алжире не предвидится, новые объемы будут предложены Европе. В такой ситуации России лучше всего будет заблаговременно договориться с алжирцами и исключить будущую конкуренцию между собой.
Переговоры России и Алжира не остались незамеченными ни на Западе, ни на Востоке. Желание присоединиться к российско-алжирскому союзу продемонстрировал Иран. Духовный лидер страны аятолла Али Хаменеи заявил, что иранские газовые запасы в 28 трлн кубометров (большими запасами обладает только «Газпром» – 29,1 трлн кубометров) на сумму около $3 трлн могут быть в распоряжении участников картеля.
Европа отреагировала прямо противоположным образом. «Если три или четыре ведущие страны-экспортера создадут собственную координационную структуру, то она будет более эффективной и влиятельной, нежели ОПЕК», – заявил глава итальянской энергетической корпорации ENI Паоло Скарони. Опасения итальянца подтвердил комиссар ЕС по энергетике Андрис Пиебалгс, который пожаловался, что газовый картель может нанести ущерб европейским потребителям.
Ставки сделаны
Конфигурация газового картеля «Россия – Алжир – Иран» наиболее предпочтительна для нашей страны на первом этапе. Два первых государства обеспечивают около 40% газового рынка Старого Света. Иран с его гигантскими ресурсами только упрочивает позиции партнеров по картелю. Кроме того, Россия получит передышку, чтобы разобраться с наследством Ниязова. В ближайшее время Туркмения должна решить, кому протянуть руку дружбы: Москве или Вашингтону. Союз с Россией, подкрепленный соглашениями «Газпрома» с Алжиром и Ираном, может склонить чашу газовых весов на нашу сторону. Учитывая, что ранее Узбекистан фактически передал России права на реэкспорт своего газа, у отечественной газовой отрасли практически не остается возможных конкурентов, способных поспорить с мощностями картеля. Лояльность к газовой организации норвежских газодобытчиков, чьи поставки в Европу превышают 80 млрд кубометров (у «Газпрома» – более 140 млрд), также можно было бы получить благодаря российским активам – Штокмановскому месторождению, к освоению которого давно присматривается Норвегия.
Основные идеи будущего газового картеля должны быть озвучены уже в апреле нынешнего года, во время форума стран – производителей и поставщиков газа в Катаре. Виктор Христенко уже пообещал, что Россия обязательно расскажет в Дохе о своей позиции.
Активность нашей страны и ее газовых партнеров уже оценили противники картеля, страны-потребители «голубого топлива». С нефтяными шейхами призвана бороться Международная энергетическая организация. Европейские чиновники уже во всеуслышание говорят, что противовесом газовой организации может стать комиссия по энергетике Евросоюза или созданная под ее крылом структура. Пока, по мнению эксперта ИК «Брокеркредитсервис» Максима Шеина, все указывает на то, что перевес – на стороне будущего картеля. В ближайшие двадцать лет потребление газа в мире вырастет почти вдвое – с 2,75 трлн до 5,16 трлн кубометров. Доля «голубого топлива» в энергетическом балансе планеты, по оценкам экспертов, составит 26% к 2030 году.
Однако чтобы получить преимущество на этой «богатой поляне», недостаточно иметь амбиции и наличие серьезных газовых ресурсов. Конкурентоспособного рынка газа практически не существует. Сделки в этой области по большей части происходят в рамках долгосрочных контрактов сроком в десятки лет. Поскольку нет рынка, гипотетический «газовый ОПЕК» будет практически не способен влиять на объемы и цену экспортируемого сырья. Другие крупнейшие производители, такие как Канада, Норвегия, Катар или Нигерия, еще не готовые к объединению в газовый картель, не потеряют своих клиентов и продолжат поставку топлива.
К тому же партнер в лице Ирана пока может рассматриваться лишь в качестве «запасного игрока». Освоение месторождений этой страны требует миллиардных капиталовложений на создание соответствующей инфраструктуры. Да и добыча, которую иранцы собираются развивать стахановскими темпами, это еще не экспорт. Тегерану нужно строить мощности по сжижению газа, покупать танкеры, способные перевозить СПГ. Так что влияние Ирана на мировой газовый расклад весьма неопределенно.
Газовая ширма
Расширение географии поставок газа – еще одна трудная проблема, решить которую предстоит «газовому ОПЕК». По словам аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Мангилева, газ добывается и продается на региональной основе. Например, спрос на американском рынке удовлетворяют местные компании. Импорт приходится на Канаду и страны Карибского бассейна. Сразу стать полноценным участником этого рынка для России даже в коалиции с Алжиром и другими партнерами невозможно. В Азии у картеля шансов больше. Для этого нашей стране необходимо поскорее определиться со строительством газопровода в восточном направлении. Такой маршрут существует лишь в теории, что снижает шансы газового картеля тягаться с основными поставщиками газа в этом регионе – Малайзией, Индонезией и Австралией.
Россия, похоже, собирается председательствовать в будущем картеле «пожизненно». Косвенно это подтвердил замглавы Минпромэнерго Андрей Реус на Международной энергетической конференции в Хьюстоне, заявив, что «не надо делать акцент на слове «картель». Помимо «открытых дверей» для других стран-экспортеров газа, вероятно, он имел в виду, что объединение должно происходить исключительно под покровительством РФ. Однако даже если на первый порах авторитет России в организации будет непоколебимым, то в будущем та же Туркмения смогла бы вновь заговорить о дискриминации со стороны северного соседа. Кроме того, против зависимости от нашей страны может выступить Катар. Специалисты НАТО также включили эту страну, обладающую значительными газовыми ресурсами, в список потенциальных членов картеля. Катар – мировой лидер по поставкам сжиженного природного газа на азиатский, европейский и североамериканский рынки. Местные шейхи и эмиры в апреле 2007 года в Дохе наверняка будут требовать от России «контрольный пакет» в будущей организации.
Нефтяной ОПЕК наступил на собственные грабли. Когда мир испытывал серьезную потребность в энергоресурсах, нефтедоллары лились рекой в национальные бюджеты стран-участниц этой организации. В результате, считает профессор Института проблем нефти и газа СО РАН Владимир Кузнецов, их экономики сами «подсели на нефтяную иглу» и стали зависимыми от покупателей. Добывающие мощности, например Саудовской Аравии, фонтанируют на полную мощность. Их консервация в случае падения цен на нефть, если и возможна, выльется в миллиардные убытки. Строительство заводов по сжижению газа, с одной стороны, открывает широкие горизонты, с другой – строго привязывает поставщика к сбытовой базе. Впрочем, скорее всего, российские идеологи создания газового картеля не слишком озабочены этими проблемами. Для них поиск союзников может сводиться лишь к закреплению политического давления на Европу. В таком случае газовый картель, даже не вкусив полноты ощущений от своего авторитета, превратится в ширму, за которой продолжится решение вопросов, лишь опосредованно связанных с газом.
КЛИЕНТ ВСЕГДА ВРАГ
ИСТОРИЯ ОРГАНИЗАЦИИ СТРАН-ЭКСПОРТЕРОВ НЕФТИ БЕРЕТ НАЧАЛО В 1960 ГОДУ. Четыре ближневосточных государства и присоединившаяся к ним Венесуэла попытались помешать экспансии транснациональных холдингов на свои рынки, которая приняла для национальных производителей «черного золота» угрожающие масштабы. БОЛЕЕ ДЕСЯТИ ЛЕТ, В ТЕЧЕНИЕ КОТОРЫХ В КАРТЕЛЬ ВСТУПИЛО ЕЩЕ ВОСЕМЬ СТРАН, ОПЕК НЕ СЧИТАЛСЯ РЕАЛЬНОЙ СИЛОЙ. Однако в 1973 году разразился военный конфликт между Египтом и Сирией, с одной стороны, и Израилем – с другой. ОПЕК поддержал арабских соседей и ввел эмбарго на поставки нефти в США, одновременно увеличив цены для европейских союзников Израиля. Не прошло и месяца, как ТОПЛИВО НА АМЕРИКАНСКИХ ЗАПРАВКАХ ПОДОРОЖАЛО В 4 РАЗА. Энергетический кризис отразился и на фондовом рынке. Хотя КОТИРОВКИ АКЦИЙ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ВЗЛЕТЕЛИ ДО НЕБЕС, ОСТАЛЬНЫЕ БУМАГИ ПОДЕШЕВЕЛИ В СРЕДНЕМ НА 15%. Последствия демарша ОПЕК американцы чувствовали на себе даже после отмены эмбарго. За два года индекс Dow Jones снизился почти вдвое. Следующие 10 лет страны, входящие в картель, ни в чем себе не отказывали. К примеру, ДОХОДЫ САУДОВСКОЙ АРАВИИ ВЫРОСЛИ С $4,35 МЛРД ДО $36 МЛРД, КУВЕЙТА – С $1,7 МЛРД ДО $9,2 МЛРД, ИРАКА – С $1,8 МЛРД ДО $23,6 МЛРД. В начале 1980-х годов цены на нефть начали падать. Свое влияние на мировой рынок усилили не зависимые от ОПЕК производители сырья – Канада, Норвегия, Мексика и СССР. В то же время основатели картеля – крупнейшие королевства Ближнего Востока – уже сами зависели от европейских и американских клиентов. ВЛИЯНИЕ ОПЕК НА МИРОВУЮ КОНЪЮНКТУРУ ЦЕН НА НЕФТЬ СТАЛО ФАКТИЧЕСКИ НОМИНАЛЬНЫМ."