Росприроднадзор обнаружил, что карты Рублевки, будто бы «съеденные» грызунами, скрывают ущерб в 400 миллионов долларов
"Чиновникам Росприроднадзора показалось, что в элитном районе Подмосковья украли землю — под элитную застройку. Запросили местные органы власти: выдайте карты, на которых отмечены частные и государственные владения. Карт не оказалось — районные чиновники говорят, что их съели мыши.
Научный факт: есть в Подмосковье места, которые особенно притягательны для грызунов. Например, Рублевка, Одинцовский район. Мыши там стали настоящим бедствием. Нажрали, по официальным данным, на 400 миллионов долларов. А чему удивляться? Массовые нашествия грызунов искони несли беду на российские земли — от голода до чумы. Но сегодня на первом месте в мышином хит-параде — уничтожение карт подмосковных земельных участков. Есть предположение: мыши — в доле, потому что после трапезы необъяснимым образом меняются собственники. Не карт, конечно, а лесов, полей и рек. Подобные экстремистские действия привели к катастрофе. После того как хвостатые обитатели одинцовского Земельного комитета съели карты, проверить, в чьей собственности находятся заповедные земли, оказалось невозможным. О чем местные чиновники и сообщили высокой комиссии.
Комиссия не поверила. Росприроднадзор грозился, стучал кулаками, апеллировал к правоохранительным органам, а районные чиновники отвечали, что мыши не подпадают под Уголовный кодекс, несмотря на то что из собственности государства оказался «выгрызен» участок площадью 20 гектаров.
«Новая» уже писала о скандальном деле поселка Николина Гора (см. № 6 «Новая газета» — «Свободное пространство»). Тогда мы провели научный эксперимент: мыши из лаборатории биофака МГУ пять дней ели карты. В итоге — съели. Но, как объяснила нам ведущий научный сотрудник кафедры высшей нервной деятельности Инга Полетаева, эксперимент — одно, а живая жизнь — другое. Для того чтобы грызуны съели карты в полевых, то есть кабинетных, условиях, их в помещении Земельного комитета Одинцовского района должно было обитать «много десятков».
Абсурдность ситуации, впрочем, очевидна и без эксперимента. Тем не менее в «мышиную» версию с легкостью поверили во всех проверяющих органах, куда обращался Росприроднадзор. Но представители этого ведомства уверены, что художественным выгрызанием Занимались не мышиные челюсти, а человеческие руки. Теперь в эксперимент должна включиться Генеральная прокуратура, потому что Росприроднадзор нашел то, что не подали грызунам на ужин.
На самом деле земельные карты исчезли из всех возможных архивов Одинцовского района, причем при одинаково загадочных обстоятельствах. Вот смотрите: ОДНОВРЕМЕННО чертежи, на которых изображен один и тот же лесной массив, сгорели при пожаре в Звенигородском лесхозе (это раз), затерялись во всех прочих лесоустроительных организациях (это два) и были вовсе съедены мышами — в помещении Земельного комитета Одинцовского района. При этом сами земли никто не ел — они перешли из государственной собственности в частные руки. Чиновники запросто списали утрату на грызунов.
«Есть множество материалов, помимо исчезнувших карт, которые свидетельствуют, что распроданный лес близ Николиной Горы принадлежит государству, — отчитался о проведенной работе начальник Управления лесного, водного, земельного и экологического надзора Дмитрий БЕЛАНОВИЧ. — Восстановить настоящие карты по картам смежных с Николиной Горой территорий — дело не из простых. Тем не менее в результате долгой и кропотливой работы, которая проводилась Росприроднадзором почти год, мы собрали достаточный массив материалов».
Одинцовские чиновники, правда, не верят в чужую удачу — легкую добычу в виде двадцати гектаров рублевской земли по-прежнему списывают на грызунов. Вот и в беседе с корреспондентом «Новой» секретарь главы района Александра Гладышева заметила: «Мыши — они такие. Все что угодно съедят!». Наблюдательная дама…
«Я сам лично видел так называемые съеденные карты, — оппонирует Дмитрий Беланович. — Аккуратно «отгрызенный» пальцами человека кусок планшета пришелся именно на территорию пропавшего леса. Причем «отгрызен» этот кусок был четко по линии границы государственного лесного фонда с неким ДСК «РАНИС», примыкающим к нему».
Вандализм по отношению к документам заставил Росприроднадзор провести проверку соблюдения природоохранного законодательства на территории государственного лесного фонда 92-квартала Звенигородского лесхоза Звенигородского лесничества (это и есть тот самый злополучный лес). В ходе проверки выяснилось, что в 1994 году за ДСК «РАНИС» постановлением главы Успенской сельской администрации был закреплен участок в 136 га. Прошло десятилетие, и в 2004 году глава администрации Одинцовского района Александр Гладышев решил, что новые границы земельного участка ДСК «РАНИС» имеют другую площадь — всего 130,73 га. Можно сказать, обидел, но посчитал, что тому ДСК принадлежит некий земельный участок общего пользования площадью 51,98 га. Дальше бюрократия, что не совсем интересно — что на что накладывается и как переписывается, — важен результат: 20,47 га лесного массива входят в новые границы ДСК «РАНИС».
«То есть, — пояснил Дмитрий Беланович, — ДСК «РАНИС» просто взял и по чьей-то доброй воле отобрал часть территории государственного леса. Общей стоимостью 400 млн долларов».
Собственно, грабеж? Выяснив подробности, Росприроднадзор направил в адрес Департамента экономической безопасности Министерства внутренних дел РФ обращение с просьбой провести проверку изложенных фактов. Милиция это обращение благополучно проигнорировала и отказала в возбуждении уголовного дела. Логично — на мышей, съевших документы, Уголовный кодекс не действует.
Все, чем пришлось довольствоваться Росприроднадзору, — лаконичный ответ-отписка: «Сообщаю Вам, что по Вашему заявлению была проведена проверка в порядке ст. 144, 145 УПК РФ. По результатам проверки было вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела на основании п. 2 части первой ст. 24 УПК РФ в связи с отсутствием состава преступления. Данное решение Вы можете обжаловать в Одинцовском городском суде».
Росприроднадзор парировал: «Из описательной части постановления следует, что сотрудниками ОБЭП КМ УВД не были предприняты исчерпывающие меры, направленные на проверку изложенных в обращении Росприроднадзора фактов», — сказано в обращении в Генпрокуратуру.
«Очевидно, в деле замешана целая цепочка чиновников Одинцовского района, — заявил «Новой» Дмитрий Беланович. — Уж кто-кто, а они точно не заинтересованы в скорейшем возвращении леса государству. Звенигородский лесхоз, Звенигородское лесничество, Агентство лесного хозяйства, местная администрация, администрация Одинцовского района, Регистрационная палата — мимо этих ведомств махинации с лесом Николиной Горы пройти не могли».
Теперь Росприроднадзор ждет ответа из Генеральной прокуратуры, куда не так давно были отправлены восстановленные карты государственного лесного фонда 92-го квартала Звенигородского лесхоза и весь необходимый пакет документов, подтверждающих: лес принадлежит государству. Остается надеяться, что высокие прокурорские чины владеют участками на иных землях…
Впрочем, если в этом конкретном случае и удастся чего-то добиться, локальная война между желающими поживиться за счет государственных земель канцелярскими крысами и противостоящими им госорганами только начинается. Как иронично заметил напоследок г-н Беланович, «сейчас администрация Одинцовского района готовится к переезду. Не удивлюсь, если какие-нибудь важные документы или карты в очередной раз «случайно» затеряются»."