Фонд обязательного медстрахования обвиняют в создании искусственного дефицита лекарств
"За первые два месяца 2007-го льготники получили в два-три раза меньше лекарств, чем за тот же период прошлого года. В некоторых регионах выписку сократили в четыре раза или вообще приостановили. Такие данные распространил в конце минувшей недели Общественный совет по защите прав пациентов при Федеральной службе по надзору в сфере здравоохранения и социального развития («Росздравнадзор»).
Глава этого ведомства Рамил Хабриев немедленно признал этот факт и тут же публично обвинил в создании искусственного дефицита льготных лекарств на местах руководство Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС). Г-н Хабриев пообещал, что в ближайшие дни его ведомство попросит вмешаться в процесс распределения лекарств Генпрокуратуру. Видимо, других способов обуздать вынужденную «бережливость» фонда, для которого прошлый год завершился не только огромным дефицитом средств, но и арестом руководства, уже не осталось.
О том, что столь необходимая программе дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО) минимизация расходов чревата протестами льготников и региональных чиновников, эксперты предупреждали новых руководителей ФФОМС уже давно. Дело в том, что выписывать дорогие импортные препараты (которые и подорвали бюджет ДЛО в прошлом году) негласно не рекомендовано, а заменить их недорогими аналогами российского или, скажем, индийского производства можно далеко не всегда. Лечебные учреждения и, как следствие, сами врачи оказались ответственными за финансовую часть льготной программы. Ведь если бюджет ДЛО в регионе окажется дефицитным, недостающие средства будут изыскивать из расходных статей территориальных фондов ОМС. При этом, по словам г-на Хабриева, все необходимые препараты у поставщиков в регионах есть. Но представители страховых фондов запугивают врачей всевозможными проверками обоснованности выписки рецептов. И в итоге тормозят процесс.
Ситуация осложняется тем, что в программе ДЛО остались в основном тяжело больные люди, постоянно нуждающиеся именно в дорогостоящих препаратах. Значительная часть относительно здоровых льготников предпочла бесплатным рецептам денежную компенсацию. Невозможность получить вовремя необходимый препарат для оставшихся на «натуральном обеспечении» --серьезная угроза здоровью и даже жизни. Не случайно, что в прошлом году, когда программа ДЛО была реализована практически без финансового плана (а значит, и без ограничений в тратах) -- лекарства получали все, кто имел право, -- в стране впервые за долгие годы сократилась смертность. А количество госпитализаций среди участников программы снизилось почти на 20%.
Накал страстей, отягощенный мартовскими выборами в регионах, подтолкнул главу «Росздравнадзора» к решительным действиям. «Если деньги не будут выделены за счет ФФОМС, мы будем искать другие источники финансирования», -- заявил Рамил Хабриев. «Другим источником может стать, к примеру, Минфин, -- пояснил «Времени новостей» аналитик Центра маркетинговых исследований «Фармэксперт» Давид Малик-Гусейнов. -- В сентябре прошлого года, когда в программе кончились деньги, дополнительные 10 млрд руб. обещали выделить как раз из этого ведомства. «Росздравнадзор» добился снижения отпускных цен на 10--40% у производителей, в том числе и иностранных. Это также позволило высвободить некоторые суммы».
В противостоянии двух федеральных структур в нынешних условиях эксперты не видят ничего нового. «Росздравнадзор» конфликтовал еще с прежним руководством ФФОМС, и все закончилось также вмешательством прокуратуры. Однако в предвыборный год скандал приобретает «политический подтекст» -- взаимные обвинения чиновников уже не выглядят борьбой с коррупцией (именно в этом ключе преподносилась прошлогодняя чистка рядов в Фонде обязательного медстрахования), а свидетельствуют скорее о системных просчетах в реализации весьма болезненной социальной реформы."