Полмиллиона выходцев из России, осевших в британской столице, скупают там самые дорогие апартаменты, виллы и поместья
"Наши соотечественники, «причалившие» к берегам Темзы, называют свою огромную общину там на русский манер - «Лондонград». Вокруг их британских владений полно шума и загадок. Кто и за сколько купил ту или иную квартиру, виллу, особняк? Тема щекотливая и закрытая, а в прессе, включая российскую, очень много неточностей.
Поэтому я решил обратиться напрямую к здешнему профессионалу.
Рублевка отдыхает
Напротив лондонской Кенсингтон Пэлэс Гарденс, считающейся самой дорогой улицей мира, расположено агентство по недвижимости. Именно оно подыскивает особняки для богачей. Кому, как не менеджеру фирмы Джеймсу Галлахеру, быть в курсе дела.
В элитном районе Белгравия у Романа Абрамовича аж четыре особняка.
Правда, вывести риэлтора на откровенный разговор оказалось делом почти безнадежным. Джеймс упорно повторял, что его работа очень уж конфиденциальная и он не имеет права разглашать имена клиентов и условия продажи их жилья. В конце концов сошлись на том, что мистер Галлахер будет моим гидом по «русским адресам» в Лондоне и расскажет о них то, что сочтет нужным. И мы отправились в квартал Белгравия, который в путеводителях именуется не иначе как «шикарный Лондон».
- Постройки еще первой четверти девятнадцатого века, - риэлтор показывает на белоснежные виллы в викторианском стиле. - Здесь издавна селились сливки британского общества. Не случайно слова «белгравец» и «аристократ» в английском языке синонимы. Иностранцев в Белгравии практически не было.
- Когда же началось русское нашествие?- Несколько лет назад. Первооткрывателем стал, если не ошибаюсь, Роман Абрамович. А сейчас у него тут сразу четыре особняка! Они стоят в общей сложности около тридцати миллионов фунтов стерлингов (60 миллионов долларов. - М. О.).
Владения миллиардера впечатляют, однако их не особенно отличишь от соседних красавцев. Мистер Галлахер объясняет, что «внешних перепадов» в зданиях не должно быть. Британское законодательство чрезвычайно жесткое. Запрещено переделывать фасады, заниматься украшательством подъездов, стен, заборов. Даже на телевизионную «тарелку» требуется специальное разрешение совета района.
Зато внутри «свою крепость» можешь отделывать как душе угодно. К твоим услугам знаменитые дизайнеры Нина Кэмпбелл и Келли Хоппен. Ремонты в некоторых виллах Белгравии тянут на 5 миллионов фунтов. Мебель хозяева заказывают непременно в «Хэрродсе» - самом фешенебельном универмаге столицы, хотя там цены раз в десять (!) выше, чем в обычных магазинах. Рулон обоев - до 2500 фунтов.
Следом за Абрамовичем в Белгравию рванули другие наши магнаты. Особняк эпохи Регентства (конец XVIII - начало XIX века) с великолепным садом и изумрудной даже в феврале травой купил нынешний олигарх № 1 Олег Дерипаска. Цена - 25 миллионов фунтов.
У олигарха Олега Дерипаски в Лондоне много недвижимости. В том числе - шикарная квартира в доме на престижной Слоан-стрит.
- Стоимость в значительной степени связана с такими обстоятельствами, как престижность района и соседство, - объясняет риэлтор.
Что ж, в этом смысле здесь все в порядке. Мистер Галлахер показывает мне дома Тони Блэра и Маргарет Тэтчер - нынешнего и прежнего премьеров, других знаменитых политиков, бизнесменов, актеров.
Короче, даже Рублевка с ее запредельными ценами и снобизмом отдыхает!
Аристократы и дельцы не выдержали «атаки с Востока»
Идем по Слоан-стрит, которая соединяет два анклава, где бросило якорь большинство российских миллиардеров: Белгравию и Найтсбридж. Улица заполнена первоклассными бутиками, отелями, ресторанами, салонами красоты.
Магнат Блаватник выложил за этот самый дорогой дом в мире 42 миллиона фунтов стерлингов.
В квартале Найтсбридж гораздо больше, чем в Белгравии, многоэтажных домов, и тут россияне приобретают преимущественно квартиры. Четыре из них заимел пару лет назад все тот же неутомимый на приобретения Абрамович. Говорят, они обошлись ему в 50 миллионов фунтов.
Однако в конце прошлого года его переплюнул другой наш соотечественник. Мистер Галлахер отказывается назвать его имя, хотя кое-какие секреты выдает. Пентхаус с пятью спальнями стоил 16 миллионов фунтов. Это самая дорогая квартира в британской столице.
- Русские вытеснили отсюда прежних хозяев. И не только англичан, которых осталось совсем мало. В восьмидесятые и девяностые годы в Найтсбридже селились арабские шейхи и американские миллиардеры. Но даже им оказалось не по силам противостоять, как мы говорим, «атаке с Востока», - сообщает риэлтор.
Атака действительно мощнейшая. За последнее время россияне потратили на недвижимость в Британии почти 2,5 миллиарда фунтов. В 2002-м эта цифра была в семь раз меньше. Причем речь идет лишь о домах дороже миллиона фунтов, а «мелочь» за 600 - 800 тысяч не учитывается.
А в этом здании рядом с Кенсингтонским дворцом еще недавно жили Гусинский и Березовский. Но БАБ сменил лондонские апартаменты на поместье в графстве Саррей (на фото внизу).
И еще несколько любопытных данных. После распада Советского Союза российское население на Альбионе увеличилось примерно в 100 раз! Сейчас в «Лондонграде» живет около 500 тысяч человек. В здешних банках они держат больше 60 миллиардов фунтов.
Парадом на «бульваре миллиардеров» командуют наши
Мы возвращаемся на Кенсингтон Пэлэс Гарденс - вотчину мистера Галлахера. Двое секьюрити - офицеры из особого отдела Скотленд-Ярда, которые охраняют улицу (на ней немало и посольств), - приветливо машут ему.
Риэлтор показывает мне самый дорогой дом в мире, расположенный на этом «бульваре миллиардеров». Абрамович, по словам Джеймса, «слишком долго к нему примеривался», и владельца «Челси» опередил другой наш бывший соотечественник, а ныне гражданин США Леонид Блаватник. Олигарх, разбогатевший на нефти, выложил за дом сразу 42 миллиона фунтов. Очень солидная сумма, особенно три года назад. Впрочем, особняк стоит ее: 10 комнат, потрясающая оранжерея, бассейн, гараж на 20 автомобилей.
Чуть подальше - величественное здание из светло-красного кирпича. Во второй половине девяностых, когда его только построили, на моих глазах отсюда, помню, выходили то Борис Березовский собственной персоной, то Владимир Гусинский.
- Теперь они съехали: один - в загородное поместье, другой - вообще в Испанию. Мы предлагали им сдавать квартиры, но они продали свое жилье почти за бесценок. Видимо, русским даже очень большие деньги не особенно нужны, - ехидничает риэлтор.
Владелец Новолипецкого металлургического комбината Лисин на мелочи размениваться не стал и сразу прикупил старинный замок в Шотландии.
На «бульваре миллиардеров» - совсем звездное соседство. В Кенсингтонском дворце родилась королева Виктория, жили Диана и Чарльз, а потом принцесса - уже без мужа. Cейчас в нем из династии Виндзоров остался лишь принц Майкл Кентский. Он приятельствует с некоторыми российскими олигархами.
Но здание, которое в свое время присмотрели БАБ с компанией, - детские игрушки по сравнению с теми, к которым мы отправляемся. Возле Ройял-Альберт-Холла - знаменитого концертного зала, названного в честь супруга королевы Виктории, возводятся просто фантастические пентхаусы. Один квадратный метр - 15 тысяч фунтов. Кто может себе такое позволить? Мистер Галлахер опять усмехается:
- Естественно, ваши соотечественники.
Особое внимание уделено безопасности, поэтому окна пуленепробиваемые, подъезды и лифты напичканы камерами наблюдения. Есть и «комнаты паники» - потайные, хорошо защищенные помещения, куда можно быстро дать ходу, если к тебе кто-то врывается.
«С одной стороны, русские считают, что Лондон гораздо спокойнее других столиц и, конечно же, Москвы. Но с другой - из-за несметного богатства каждый чего-то боится даже за Ла-Маншем», - пишет «Таймс».
Вслед за виллами - поместья и замки
- Где еще русские покупают недвижимость? - спрашиваю риэлтора, когда добираемся наконец до его офиса.
Мистер Галлахер явно притомился - за целый рабочий день мы отмахали миль пятнадцать. Вытерев платком вспотевший лоб, предлагает мне чашку чая и говорит:
- Примерно в шести графствах. Все они прилегают к Лондону. Русские часто селятся «большой командой»: помимо членов семьи - помощники, телохранители, няни.
- А что популярнее всего: квартира, дом, имение, замок?
- Замки почти никто не покупает. Их хлопотно и дорого поддерживать. Хотя Владимир Лисин - владелец Новолипецкого металлургического комбината и заодно председатель Российского союза охотников - прикупил-таки себе шотландский замок четырнадцатого века, причем за 6,8 миллиона фунтов. А вот имения идут превосходно. Особенно если они рядом с настоящими английскими аристократами. В имении, как правило, есть поле для игры в гольф, теннисные корты, вертолетные площадки, фонтаны, огромные лужайки.
Одним из первых российских «помещиков» стал Березовский. Он приобрел за 10 миллионов фунтов имение в графстве Саррей. На десяти гектарах - роскошные сады, вилла в стиле Тюдоров с 8 спальнями, библиотекой и огромным мраморным камином, а также 4 дома для гостей. Абрамович заплатил почти в два раза больше за поместье Фининг-Хилл в графстве Суссекс.
Почему наших влечет на Темзу?
После рождественско-новогодних каникул россияне еще активнее ринулись в Лондон за недвижимостью. Париж отвергнут напрочь. В немалой степени из-за скандала в Куршевеле с Михаилом Прохоровым, который отвадил многих наших богачей от Франции.
Кроме того, как мне сказали в разных риэлторских фирмах («Найт Фрэнк», «Савиллс», «Кэнди энд Кэнди» и других), на берегах Темзы в отличие от Сены жизнь россиян бьет ключом. Рестораны, ночные тусовки, личные самолеты и кавалькады автомобилей (Rolls Royce стали считать вульгарными; предпочитают Aston Martin, Range Rove, Bentley, Ferrari)... И правоохранительные органы практически не интересуются бурной «гульбой».
В общем, Париж на фоне Лондона стал «провинцией».
Есть и другие причины того, что «русская волна» захлестнула Альбион. Кое-кто из наших соотечественников связывает будущее своих детей с Британией и хочет, чтобы они учились здесь. Тем паче образование - на высоком уровне.
Привлекает также налоговая система. Если человек приобрел недвижимость на миллион фунтов, то оформление сделки обойдется в 4 процента от общей суммы, а не в 7, как в континентальной Европе.
Кроме того, Лондон - центр финансовых сделок, международных бирж, рынков природных ресурсов.
- Центр нашего города и Манхэттен традиционно шли рядом по ценообразованиям на недвижимость. Однако в последние несколько лет ситуация кардинально изменилась, поскольку британская столица стала доминировать. Во многом благодаря щедрым русским клиентам, - сказала мне менеджер компании «Савиллс» Йоланда Барнс. - За год цены на особняки в центре Лондона дороже 5 миллионов фунтов взлетели на 60 с лишним процентов!
Риэлторы, понятно, в восторге. Они открывают специальные отделения по работе с русскими покупателями, создавая представительства в Москве, Питере, Екатеринбурге.
А британцы возмущены. При средней зарплате 40 тысяч фунтов в год они чуть ли не всю жизнь выкупают по ипотеке свое гнездышко. А уж в столице получить в собственность квартиру или домик стало еще сложнее. Лондонцы костерят не столько собственное правительство, сколько русских богачей, которые взвинтили до небес цены на жилье.
Многие из них предпочитают уезжать в более дешевые края, подальше от «Лондонграда»."