Не успела схлынуть волна разоблачений, связанных с проведением
инвестиционного конкурса по Тюменской нефтяной компании (ТНК), как
грянул очередной скандал. На сей раз междуусобица разразилась в стане
специальной комиссии Госдумы, занимающейся проверкой соответствия
российскому законодательству наиболее шумных приватизационных аукционов и конкурсов.
"Скандал грянул 14 октября, когда координатор комиссии по проверке приватизации ТНК Геннадий Райков выступил на брифинге с рядом чрезвычайно резких замечаний по прошедшему конкурсу. Например, он высказал сомнения в существовании компании "Новый холдинг* вообще и источника ее финансирования в частности.
Спустя неделю на стол спикеру Госдумы Г. Селезневу лето письмо шести членов той же комиссии, которые выражали озабоченность по поводу прилюдных разоблачений коллет. Их тревожило, что личное мнение депутата молю быть воспринято как окончательный итог проверки, хотя никаких результатов еще не существовало и в помине. Шестерка намекала, что поспешные выводы Г. Райкова, якобы бросившие тень на работу всей комиссии, вызваны его политической ангажированностью - мол, депутат-то "призывался" из Тюмени...
24 октября Райков провел свой очередной брифинг, на котором в свою очередь обвинил коллег из парламентской комиссии, подписавших письмо, в сговоре с вице-президентами Альфа-банка Бойко и Сурковым, якобы инициировавшими создание злополучной эпистолы. Одновременно под огонь критики депутата попал бывший председатель Госкомимущества РФ А. Кох, в действиях которого по приватизации ТНК Г. Райков усмотрел личную заинтересованность.
Для вящей убедительности на день раньше среди членов комиссии была распространена так называемая "Пояснительная записка по проверке инвестиционного конкурса по ТНК". Приведенные в ней аргументы на первый взгляд достаточно красноречиво подкрепляли выводы координатора проверки о том, что конкурс по ТНК был проведен с нарушениями законодательства.
Что же касается ситуации с В. Палием, генеральным директором "Нижневартовскнефтегаза" (ИНГ) и главным оппонентом устроителей конкурса, то ее подробное описание придало этому документу пикантность, присущую скорее детективу, нежели сухой справке-отчету.
Спираль скандала стремительно раскрутилась, затронув высшие парламентские сферы. На глянец стола думского спикера легла жалоба на действия Райкова, подписанная руководителями фракций А. Шохиным (НДР), В. Жириновским (ЛДПР) и аграрной группы Н. Харитоновым. "Пояснительная записка" была ими названа вопиюще безграмотным и тенденциозным документом. В письме содержалась просьба к Селезневу "использовать свой авторитет для прекращения откровенного лоббирования Г. Райковым интересов одной из ретональных коммерческих структур". В противном случае лидеры фракций грозили отозвать своих представителей из комиссии, дабы ее работа не дискредитировала Госдуму в целом.
Так кто же такой депутат Райков? Принципиальный борец с нечестными на руку правительственными чиновниками, действующими в сговоре с крупными финансовыми группировками, или чрезмерно прямолинейный политик, откровенно лоббирующий интересы неких "региональных коммерческих структур"?
Отчасти ответ на этот вопрос дает сам депутат, не отрицающий, что отстаивает интересы "40-тысячного коллектива ИНГ и жителей Нижневартовска". К тому же вполне логично предположить, что бывшему заместителю генерального директора "Тюменьнефтегазстроя" ближе интересы сибирских коллег-нефтяников, нежели столичных финансистов.
Что ж. передел собственности процесс достаточно болезненный и небесспорный. Каждый сам вправе решать, аргументы какой стороны для него убедительнее. Рассудит спорщиков прокуратура для нее, собственно, комиссия готовит выводы. Однако не вполне понятно, почему козырной картой, разыгрываемой с присущим ситуации пафосом, постоянно становится популистская ссылка на бедствующие коллективы предприятий, не получающие зарплату, как в данном случае, "из-за активной работы "Альфа-группы".
Колоссальный долг ИНГ, тянущийся за ним шлейфом вот уже несколько лет, превышает 2 трлн. рублей. Он не привнесен новыми хозяевами ТНК, а накоплен сегодняшним руководством компании во главе с В. Палием. В сентябре налоговая полиция Ханты-Мансийского АО даже была вынуждена пойти на арест 1,5 млн. т нефти ИНГ с целью погашения долгов компании городу. Как сообщил вице-мэр Нижневартовска В. Грабовсхий, в октябре началась ее реализация. Деньги пойдут в том числе и на выплату зарплаты рабочим.
По словам первого вице-президента ТНК И. Бакалейника, "Новый холдинг" уже к 25 августа перечислил ТНК 755 млн. долл. (почти 4,5 трлн. руб.), из которых 1,088 трлн. руб. ушли в бюджет. Кстати, информацию о переводе средств подтвердил глава Госналотслужбы РФ А. Починок, а первый зам. министра финансов РФ А. Кудрин отметил, что поступившие деньги уже перечислены на погашение бюджетной задолженности перед армией.
Наконец, совсем недавно Федеральная служба РФ по валютному и экспортному контролю провела проверку деятельности руководства ИНГ и выявила целый букет нарушений: занижение экспортных цен на нефть, несвоевременный возврат валютной выручки и кое-что еще... Если прокуратура вскроет нарушения при проведении конкурса - вот тогда это будет аргументация с точки зрения закона, а не всплеск эмоций. А пока, видимо, не стоит представлять приватизацию ТНК как борьбу агнцев из ИНГ с козлищами из "Альфа-группы" и спекулировать на беде тружеников буровых. Нынешние схватки за собственность - это борьба интересов различных финансовопромышленных группировок. Ведь и Палий не вступил бы в конфронтацию, не будь у него за плечами поддержки небезызвестной Trans World Company, владевшей 9 проц. акций ТНК, а затем переуступившей право собственности зарегистрированной в Лихтенштейне компании CADET Establishment Именно CADET инициировала судебные разбирательства, которые чуть было не поставили конкурс по ТНК под угрозу срыва.
Прикрывшись интересами нефтяников, как щитом, можно обвинить в сговоре со столичными финансистами кого угодно, не говоря уже о государственных чиновниках. Тем более что удобная "московская" карта уже не раз опробована в делах такого рода. Виновны те или нет в нарушении условий проведения конкурса, определит опять же прокуратура. Однако вот что странно - в случае с ТНК правительству досталось на орехи от обеих конфликтующих сторон, так что понять, на чьей же стороне оно играло в действительности, чрезвычайно сложно. По словам первого заместителя министра топлива и энергетики РФ С. Кириенко, правительство всерьез упрекали как в том, что оно "сочувствовало" "Альфа-группе", так и в подыгрывании ИНГ.
В любом случае нет сомнений, что скандал в недрах парламентской комиссии вспыхнул далеко не случайно. Кому-то на руку торможение в ее работе, особенно учитывая то, что ее полномочия истекают меньше чем через месяц - 10 декабря. Ну а пока (лава комиссии призвал своих коллег к спокойной работе, дабы не "отдавать комиссию на съедение". Во всяком случае, следующее ее заседание состоится сразу после получения материалов проверки из Генпрокуратуры и Счетной палаты."
27.02.2007
Борис КОПЫЛОВ Время и деньги (Казань).- 27.11.1997