"Не успел «Рособоронэкспорт» заключить контракт на поставку Китаю двух эскадренных миноносцев, как вокруг сделки разгорелся скандал.
Еще во время прошлогодних переговоров с китайской стороной Российское агентство по судостроению рассматривало в качестве исполнителя заказа на строительство эсминцев питерский «Судостроительный завод «Северная верфь» (контролируется холдингом «Новые технологии и концепции» Бориса Кузыка). На СЗ «Северная верфь» выбор пал потому, что питерцы уже отправили в Китай два эсминца проекта 956 по контракту, заключенному в 1997 году. Первые два корабля были проданы за $610 млн, а 3 января 2002 года «Рособоронэкспорт» подписал с Китаем еще один контракт – уже на $1,4 млрд.
Однако буквально накануне подписания миллиардного контракта вдруг выяснилось, что половина денег по исполненному СЗ «Северная верфь» контракту так и не дошла до федерального бюджета. В конце декабря руководитель депутатской фракции «Единство» Владимир Пехтин в официальных запросах на имя главы Счетной палаты Сергея Степашина и министра обороны Сергея Иванова поинтересовался, куда же делись деньги.
Обстоятельства пропажи выручки за эсминцы примерно таковы. Военные корабли с 1992 года строились на госпредприятии «Северная верфь», которое таинственным образом обанкротилось. Весной 1997 года большая часть ликвидных активов «Северной верфи», в том числе и миноносцы, были переданы АООТ «Судостроительный завод «Северная верфь», в уставном капитале которого доля государства оказалась уже значительно меньше контрольного пакета, которым теперь владели различные юридические и частные лица. Как это ни странно, но вывода активов из фактически государственного предприятия федеральные власти как бы не заметили. Возможно, по той причине, что сделке покровительствовал советник президента Ельцина по вопросам военно-технического сотрудничества Борис Кузык, в 1998 году пересевший в кресло руководителя компании «Новые программы и концепции», к тому времени владевшей контрольным пакетом СЗ «Северная верфь». Кстати говоря, разоренное госпредприятие «Северная верфь» передало эсминцы новым владельцам уже почти построенными. По данным Владимира Пехтина, один корабль был готов на 70%, а второй – на 30%. То есть половина работы, за которую китайцы заплатили $690 млн, уже была сделана. Между тем, по данным «Ко», выкупая активы у «Северной верфи», частный «Судостроительный завод «Северная верфь» заплатил за эсминцы всего $540 тыс.
Уже после перехода военной техники к новым владельцам правительство нашло для кораблей покупателя – ВМС Китая. В июле 1997 года премьер Черномырдин подписал распоряжение, которым обязывал Минобороны и «Северную верфь» подсчитать в трехмесячный срок, сколько средств затрачено на строительство миноносцев и сколько из этих денег выделено из федерального бюджета по статье расходов на национальную оборону. После завершения расчетов Минфин должен был отправить в правительство предложения о размере и порядке возмещения расходов госказны на строительство эсминцев. Как известно, обещанного три года ждут. К середине 2001-го китайцы полностью рассчитались за корабли. А осенью того же года первый заместитель министра финансов Алексей Улюкаев написал главе Минобороны Сергею Иванову письмо, в котором извещал министра о том, что поступления средств по «китайскому» контракту в отчетах Минобороны за 1997 – 2000 годы вообще не отражены. Улюкаев попросил Иванова «повторно разобраться в вопросе» и зачислить наконец выручку на счета Минобороны. Кстати, примерно в это же время глава «Новых программ и концепций» Борис Кузык стал единоличным владельцем и самого холдинга, и входящего в него СЗ «Северная верфь». По слухам, Кузык купил активы примерно за $300 млн. Приблизительно в такую же сумму специалисты оценивают невозмещенные затраты федерального бюджета на строительство двух эсминцев.
А то, что запрос по поводу невозвращенных денег написал именно руководитель пропрезидентской и проправительственной фракции в Госдуме, свидетельствует о следующем: высокие чиновники в правительстве всерьез задумались, стоит ли продолжать сотрудничество с «Северной верфью» и Борисом Кузыком."