Минтранс пишет все новые предупреждения авиаперевозчикам, но массовые задержки рейсов продолжаются
"В Минтрансе считают, что пассажиру вполне по силам провести в зале ожидания восемь часов. Около 90 процентов российских туроператоров несли убытки из-за задержек авиарейсов. Таким был на вчерашний день результат голосования, предложенного туроператорам одним из специализированных интернет-ресурсов. Как сообщается на сайте Информационной группы «Турпром», четверть участников голосования понесли серьезные убытки, 63% – незначительные и только 12% такой проблемы не имели.
...В минувшую субботу авикомпания ВИМ-АВИА вновь объявила об изменениях в расписании. В этот раз вылетать значительно позже объявленного времени вынуждены были пассажиры восьми чартерных рейсов. Так, например, туристам, которые должны были вылетать из Москвы в Зальцбург рейсом № 9161 в 11.45, переназначили вылет на 18.00. А тем, кто собирался вылететь из Шарм-эль-Шейха в Москву рейсом № 7232 в 23.55, перенесли вылет на 4.25. Примерно такие же сюрпризы были преподнесены и тем, кто летел в этот день в Верону, Римини и возвращался. Произошло это после скандальных задержек рейсов той же компании, имевших место 3 и 4 февраля, когда, по данным Российского союза туриндустрии, в результате задержки по техническим причинам 12 международных рейсов около 2,5 тыс. пассажиров не смогли вовремя вылететь к месту назначения.
О многочасовых задержках на внутренних авиалиниях говорить не приходится – они становятся обыденным явлением. Здесь почти еженедельно происходят куда более серьезные инциденты. На минувшей неделе Ту-154 авиакомпании «Якутия», выполнявший рейс Магадан–Якутск–Новосибирск–Краснодар, едва вылетев из аэропорта Якутска, вынужден был вернуться из-за отказа левого двигателя. Лайнер с 152 пассажирами на борту вынужден был длительное время «мотать круги», чтобы выработать топливо. К счастью, сели благополучно. А в субботу в аэропорту Иркутска совершил аварийную посадку тоже из-за отказа двигателя транспортный самолет Ан-30. Этот, правда, принадлежит военному ведомству, которому предупреждения Минтранса не указ. В силу того, что от инцидентов на внутренних авиалиниях страдает в основном, если можно так выразиться, периферийный пассажир, а не именитые завсегдатаи Куршевеля и иных популярных среди российской элиты мест, то и неприятности эти являются как бы «делом внутренним» и не получают большого резонанса.
Гнев и милость
Нынешний январь с его длительными каникулами показал, что российские авиаперевозчики располагают пока лишь желанием, но не возможностями в полной мере снять финансовые сливки с новогоднего туристического бума. Вот тому статистическое подтверждение. 30 января 2007 года заместитель руководителя Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Евгений Бачурин и директор Департамента госполитики в области гражданской авиации Минтранса России Геннадий Лощенов обнародовали следующие данные. За период с 26 декабря 2006 года по 14 января 2007 года задержки длительностью более 6 часов составили 3,2% от общего числа выполненных международных чартерных рейсов. По другим данным, в новогодние праздники почти 60 чартерных рейсов российских авиакомпаний опоздали с вылетом на 4–8 часов.
По словам Евгения Бачурина, одной из основных причин задержек чартеров является неисправность самолетов, а также тяжелые метеоусловия. В черный список Минтранса за задержки рейсов в период новогодних и рождественских праздников попали 4 авиакомпании: ВИМ-АВИА, «Сибирь», «Красноярские авиалинии» и «Башкирские авиалинии». Им вынесены предупреждения. «Если нарушения не будут устранены или же эти авиакомпании получат новые замечания, у них могут быть приостановлены свидетельства эксплуатанта», – заявил Бачурин.
Однако вскоре заговорили, что одно из предупреждений отозвано. «Да, отозвано предупреждение компании «КрасЭйр», – подтвердил корреспонденту «НГ» руководитель пресс-службы Минтранса Тимур Хикматов. – Они устранили неполадки». Может, неполадки были незначительные, если так быстро их устранили? «Раз они попали в этот список, значит, довольно значительные, – уточнил официальный представитель Минтранса. – Тем не менее компания быстро управилась с ними». А вот с ВИМ-АВИА все сложнее. «У них ситуация повторилась, поэтому мы сейчас компанию проверяем повторно, – пояснил Тимур Хикматов. – Если выяснится, что задержки были по вине авиакомпании, то будут санкции».
В самой компании паники нет. «Проверка, проводившаяся Минтрансом, завершена, – сообщил корреспонденту «НГ» директор по коммуникациям ВИМ-АВИА Сергей Пинчук. – Сейчас готовится заключение комиссии. Я не открою большой секрет, если скажу, что решение вполне нормальное, вполне миролюбивое». А Тимур Хикматов пояснил, что никаких проверок остальных компаний из черного списка Минтранс сейчас не ведет: они были проведены ранее, и их итогом стали вынесенные предупреждения.
Не спугнуть клиента
Почему же ВИМ-АВИА не последовала примеру «КрасЭйр», несмотря на повторную проверку Минтранса? Какие причины вынудили вновь ломать расписание? «Изменение рейсов произошло для обеспечения требуемой регулярности полетов», – такое пояснение дает авиакомпания на своем сайте. На просьбу пояснить, что стоит за этой фразой, директор по коммуникациям ВИМ-АВИА Сергей Пинчук сказал следующее: «После всей этой эпопеи и истерии, которая была в СМИ по поводу задержек, мы с большей тщательностью теперь относимся к нашей регулярности, к планированию наших рейсов. Понимая, что пик вылетов приходится на выходные дни, принято решение о ротации воздушного флота по целому ряду направлений». Как ни пытался корреспондент «НГ» прояснить, что это означает, представитель авиакомпании конкретизировать сказанное не стал. Лишь добавил, что «есть проблемы, которые никоим образом не связаны с работой компании, и решить их ни один авиаперевозчик страны, даже такой крупный, как «Аэрофлот», не может».
«Здесь явно дело не в погоде, скорее всего, ломка расписания обусловлена техническими причинами, – поделилась своим мнением с корреспондентом «НГ» пресс-атташе Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина. – Но они об этом не скажут – это отпугивает клиента». Со своей стороны, Сергей Пинчук заверил, что туроператоры об изменениях в расписании извещены «еще в середине недели» и никаких проблем здесь не возникнет. На просьбу уточнить, когда именно были отправлены эти извещения, Сергей Пинчук заявил: «Куда уж точнее: середина недели – это среда».
«Три дня – это вполне достаточный срок, чтобы оповестить наших клиентов об изменении в расписании», – сказали корреспонденту «НГ» в нескольких турагентствах. «То, что заранее предупредили, это хорошо, – считает Ирина Тюрина. – Туроператоры успеют предупредить своих партнеров, к примеру, в Шарм-эль-Шейхе, чтобы те при возможности продлили пребывание улетающих в отеле». Но, по ее словам, любые изменения в расписании вызывают раздражение у туристов, так как создают им неудобства, ломают их планы, а зачастую втягивают в немалые расходы. Это порождает негативное отношение не только к авиакомпаниям, но и к туроператорам, вины которых в подобных ситуациях нет. «Но главная головная боль туроператора – это деньги, – считает Ирина Тюрина. – Скажем, продление пребывания в отеле приходится оплачивать ему, компенсирует ли туроператору расходы авиакомпания – это еще большой вопрос».
Кадры решают
Почему ВИМ-АВИА прямо не говорит о своих проблемах, которые не дают нормально работать? «Так может поступить только самоубийца, – сказал корреспонденту «НГ» на условиях анонимности сотрудник одной из авиакомпаний. – Все эти проблемы тем или иным концом замыкаются на Минтрансе, Росавиации, Ространснадзоре, МАКе (Межгосударственный авиационный комитет. – «НГ»). Сегодня сор из избы вынесешь, а завтра глядь – а избы-то нет». По его словам, авиаперевозчики часто вынуждены «закрывать глаза чиновников на не зависящие от компании прорехи зеленой купюрой». Речь идет, пояснил источник, о проблемах обновления авиапарка, поставки запчастей, техобслуживания, в которые чиновники вникать не хотят. И кадровые «зачистки» министра транспорта Игоря Левитина, которые он провел в последнее время, его законодательные инициативы вряд ли изменят ситуацию, скажем, которая сложилась с авиапарком в стране, считает наш эксперт.
Напомним, что после авиакатастроф под Иркутском и Донецком министр Игорь Левитин обрушился с резкой критикой в адрес Росавиации и Ространснадзора (оба являются подразделениями Минтранса). На заседании коллегии министерства он заявил, что «эти структуры иногда позволяли себе не регулировать деятельность на рынке авиаперевозок с позиций государства, а пытались участвовать в недобросовестной конкуренции и переделе рынка авиаперевозок». После чего руководитель Ространснадзора Валерий Салеев, в прошлом сотрудник ФСБ, в январе нынешнего года лишился своего кресла, а на его место был назначен выходец из военной авиации Геннадий Курзенков. Был снят с должности и глава департамента государственной политики в области гражданской авиации Карл Руппель, его кресло занял уже упомянутый Геннадий Лощенов. Говорят, зашаталось кресло и под главой Росавиации Александром Юрчиком – министр заявил, что «у нас обязательно будут перестановки в авиавластях».
По-родственному
Кроме того, Минтранс намеревается взять в свои руки контроль за сертификацией летной годности, внеся поправки в законодательство. Здесь, видимо, столкнутся интересы Минтранса и Межгосударственного авиационного комитета, которому страны-соучредители делегировали сертификацию авиационной техники, авиакомпаний и аэродромов. «Взаимоотношения авиаперевозчиков с МАК – особая песня, – считает наш источник. – Того, что одному в МАКе несут на блюдечке с голубой каемочкой, другой добивается годами». Корреспонденту «НГ», не понявшему намек, он задал вопрос: может ли при решении каких-либо вопросов или расследовании инцидентов председатель МАКа Татьяна Анодина иметь равное и беспристрастное отношение ко всем авиаперевозчикам, если она: а) приходится мамой Александру Плешакову, председателю совета директоров «Трансаэро»; б) свекровью Ольге Плешаковой, гендиректору той же авиакомпании; в) владелицей 3,25% акций «Трансаэро» (информация газеты «Ведомости», номер от 20 октября 2006 г.). «Это данные на 2005 год, но вряд ли что поменялось с того времени», – уточнил наш собеседник.
Минтранс также готовит новые правила, предусматривающие защиту прав пассажиров при задержках вылетов. Возможно, они вступят в силу к концу года. Авиакомпанию обяжут предоставлять пассажирам с детьми места в комнатах матери и ребенка, обеспечивать всех напитками и горячим питанием в зависимости от задержки. Если она превысит 8 часов днем и 6 часов ночью, пассажиров будут размещать в гостинице. Заявлено, что Росавиация планирует создать совместно с Федеральным агентством по туризму координационный штаб, который в период массовых перевозок будет «связным» между туроператорами и авиакомпаниями.
Попытка «НГ» выяснить, насколько обеспокоен проблемой Ростуризм, была оборвана с ходу. «Авиакомпании подчиняются Росавиации, мы не имеем никакого отношения к этому и не даем никаких комментариев», – заявил пресс-секретарь ведомства Денис Лазарев. Убедить собеседника в том, что государственная структура, главной задачей которого является развитие туризма в России, не может быть равнодушной к этой проблеме, не удалось. «Мы тут ни при чем, это не наша епархия», – стоял на своем Денис Лазарев.
Что касается таких жестких мер, как лишение авиаперевозчиков прав эксплуатанта, то заинтересованные в наведении порядка туроператоры не приветствуют их. «Да, ВИМ-АВИА – проблемная компания, – рассуждает Ирина Тюрина. – Но лишение ее лицензии – не лучший выход из положения». В ВИМ-АВИА, по ее словам, как и в других компаниях, закачано много туроператорских денег, подписаны и оплачены наперед договоры на чартерные программы. «И если государство лишит компанию свидетельства эксплуатанта, то туроператорам придется срочно искать другие самолеты, а на рынке бортов не хватает, – пояснила она. – Во-вторых, та же ВИМ-АВИА может не вернуть операторам деньги – мол, обращайтесь к государству, это оно виновато. Это не решение проблемы». А судя по грозным предупреждениям и «миролюбивым» исходам, в Минтрансе тоже пока не имеют ясного плана выхода из ситуации."