Свое право отдыхать в ночном клубе девушка-инвалид намерена отстоять в суде
" Студентка Людмила Костина намерена судиться с одним из самарских ночных клубов - центром досуга "Полет". Девушку на инвалидной коляске не пропустили на вечеринку в увеселительное заведение. Самарские инвалиды-колясочники готовят акцию протеста у здания клуба, а руководство "Полета" считает, что это инвалиды должны принести извинение за свое поведение.
Вчера в самарские СМИ было разослано обращение общественной организации инвалидов-колясочников "Ассоциация Десница", в котором был описан случай, как считают общественники, дискриминации людей с ограниченными возможностями здоровья. Компанию молодых девушек, среди которых была и сотрудница "Десницы" колясочница Людмила Костина, не впустили в центр досуга "Полет".
- Аргумент охраны, остановившей девушек на пороге, прозвучал приговором: увечным вход запрещен, здесь развлекательный клуб, а не место попрошайкам. Никакие доводы и аргументы на охрану не действовали. Вышедший по требованию девушек менеджер стал доказывать правоту охраны, ссылаясь на правила, существующие в этом клубе, на распоряжения руководства и на то, что у них имеется плачевный опыт посещения дискотеки одним из инвалидов, - сказано в информации.
В тот поздний вечер компанию, сопровождавшую Людмилу, так и не пропустили в клуб, деньги за билеты им вернули.
- Сначала я думала, что охранник шутит, а потом стало обидно. Я только в книгах читала, как людей с другим цветом кожи или национальности не пускают в общественные места. А тут на себе почувствовала, что значит быть человеком второго сорта. Я не собираюсь оставлять этот случай без внимания. Дело не в том, что по отношению ко мне поступили плохо, а в том, что это факт явной дискриминации по признаку инвалидности.
По словам администратора центра досуга Ильи Макарова, девушек никто не выгонял, их попросили немного подождать, пока решится вопрос с их размещением:
- У нас же ночной клуб, много народа, употребляющего спиртные напитки, танцпол на втором этаже. К нам приходят инвалиды, проблем не бывает, если заранее договориться, мы готовим для них помещение. Девушки, видимо, подумали, что их вообще не собираются пускать, поэтому со стороны компании в адрес наших сотрудников прозвучала нецензурная брань. Именно поэтому их не пустили в клуб, никаких расовых, дискриминационных моментов не было, у нас танцуют и черные, и белые, и желтые.
Представители же "Десницы" настаивают, что охрана не пустила колясочницу, сославшись на внутреннюю инструкцию - "людям с телесным повреждением на открытом участке тела вход запрещен".
- Эта свидетельство того, что руководство клуба не думает о моральном ущербе, нанесенном тем, против кого направлена мера, это уже явное нарушение прав человека - убеждены общественники.
И похоже, их возмущения не безосновательны. По словам руководителя клуба, видно, что его позиция далеко не безупречна с толерантной точки зрения.
- У нас был случай, когда колясочник упал и разбился, - поделился он с корреспондентом "РГ". - Кроме того, остальные клиенты жалуются, коляска наезжает, девушки рвут колготки. Клиентам неприятно смотреть на физиологические особенности людей с ограниченными возможностями здоровья. Люди приходят веселиться, а не сочувствовать. Поэтому мы предлагаем инвалидам для отдыха специально отведенные места - караоке-бар. Думаю, что это руководство организации должно извиниться перед нами за распространение клеветы.
комментарий Ирина Скупова, УПОЛНОМОЧЕННЫЙ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА ПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ:
- Это совершенно недопустимый случай, он ограничивает свободу людей на передвижение и доступность учреждений досуга. Инвалид и директор увеселительного заведения имеют одинаковые конституционные права, и если уж этот случай попал в прессу, руководству учреждения надо публично извиниться.
Александр Ломакин-Румянцев, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ ОБЩЕРОССИЙСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ "ВСЕРОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО ИНВАЛИДОВ":
- Мне кажется, что это дискриминация. Я сам как-то оказался в подобной ситуации, но проявил настойчивость, попросил позвать менеджера. Мне просто намекнули, что нежелательно, чтобы человек на инвалидной коляске был среди посетителей клуба. Ничего более аргументированного мне сказано не было.
Одно дело, когда в какой-то ресторан принято ходить в галстуке и человека без галстука туда ни за что не пустят. Ему об этом говорят, он надевает галстук и спокойно проходит внутрь. А эта девушка, к сожалению, с коляски встать не сможет. Ее возможности ограничены, и их ограничили секьюрити на входе.
Такие случаи происходят часто, но проблема стоит не так остро, потому что люди с инвалидностью сами не часто рискуют куда-то пойти, а эта девушка - молодец, что пошла.
Алексей Слаповский, ПИСАТЕЛЬ:
- У нас вообще любимая забава - не пускать, это даже не касается людей в инвалидной коляске. А вообще люди учатся у кого? Друг у друга, у общества, а общество у нас хоть и трындит о том, что что-то надо делать, а реального, что можно увидеть глазами обычного горожанина, ничего нет. По-прежнему нет нормальных пандусов в метро, в магазинах, на уличных переходах. Далеко не везде стоят светофоры со звуком для незрячих людей. Недаром, когда попадаешь на Запад (это известный феномен), кажется, что там инвалидов больше, чем у нас. Их не больше, у них просто есть нормальные средства передвижения, они могут заехать в магазин, кинотеатр, им там местечко найдется. Я сейчас вспоминаю близлежащие кинотеатры, магазины - они вовсе для таких людей не приспособлены. Поэтому этот охранник берет пример со всех остальных.
Дмитрий Ицкович, ИЗВЕСТНЫЙ ИЗДАТЕЛЬ И РЕСТОРАТОР:
- Вообще-то толерантность к другим людям воспитывается не за один день, не за одну секунду. Но я жил в Америке полгода, тусил по ночным заведениям и не помню там большого количества людей с каким-то видимым дефектом. Это какая-то странная вещь, когда человек в инвалидной коляске веселится в ночном клубе. Я не знаю, что за ночной клуб, из которого выгнали девушку, я бы, конечно, такого человека впустил и не был бы шокирован. Мне сложно оценить ситуацию, потому что она слишком провокативная. Я бы не стал огульно обсуждать охранника клуба, который не пустил. Мы же не пускаем детей выпивать и закусывать? Мы же не пускаем людей, у которых плохо с сердцем, заниматься спортом? Трудно огульно оценить эту ситуацию."