Москва пытается узаконить принудительное изъятие участков под нужды города
"Московские власти откровенно пытаются застраховаться от длительных земельных споров с владельцами участков или домиков, расположенных на территориях, необходимых мэрии для застройки. Вспоминая затянувшееся разбирательство с жителями Южного Бутова, которых не устроила предложенная городом альтернатива частным домам, правительство города «во избежание возможного шантажа со стороны собственников с завышением компенсационных выплат» приняло вчера специальное постановление, которое в будущем должно стать основным нормативным актом, касающимся изъятия земельных участков под дорожное или жилищное строительство. Примечательно, что этот документ был принят в момент очередного всплеска протестов в Бутове. Вчера же на встрече в Общественной палате восемь семей из остающихся в поселке заявили, что «категорически отвергают возможность переезда на другое место жительства».
В том, что подобные конфликты будут возникать и дальше, теперь уже сомневаться не приходится. Чиновники не скрывают, что свободных ресурсов для застройки у города практически нет и освобождать территорию в любом случае придется за счет интересов собственников зданий и сооружений. «Москва развивается, растет, и ей тесно в собственных границах, -- пояснил руководитель разрабатывавшего документ департамента земельных ресурсов Москвы Виктор Дамурчиев. -- Но других границ у нас нет, поэтому вчерашние деревеньки становятся развитыми жилыми районами». А так как альтруисты, готовые пожертвовать собственными интересами в пользу общественных или городских, по его словам, встречаются редко даже среди киноперсонажей, чиновники считают себя вправе использовать административный рычаг. В частности, если добровольно договориться с собственником земельного участка о его приобретении казной не удается, в «исключительных случаях» (в том числе и при ненадлежащем использовании земли) г-н Дамурчиев предлагает применять принудительные меры.
Впрочем, освобождение нужных городу земель в любом случае будет длительным процессом. На первом этапе предполагается лишь резервирование приглянувшихся участков под городские нужды на срок до пяти лет. Это, по словам г-на Дамурчиева, станет основанием для отказа в их приватизации и предотвратит «скупку участков по сравнительно низким ценам предприимчивыми гражданами». По мнению председателя Москомархитектуры Александра Кузьмина, резервирование особенно актуально на сегодняшний день, когда у города масса проектов, таких как, например, строительство четвертого кольца. «Но до проработки конкретной ситуации сложно определить, кого именно строительство затронет и каким образом», -- пояснил он.
Однако возможность «застолбить» нужные территории у городских чиновников, по словам Виктора Дамурчиева, появится только с принятием федерального закона о резервировании земельных участков для государственных и муниципальных нужд. А этот документ пока находится на стадии второго чтения в Госдуме. Кроме того, необходима «актуализация генплана города» и принятие градостроительного кодекса Москвы, разработку которого Москомархитектуры планирует завершить в этом году.
Пятилетняя резервация может быть как ликвидирована, если выяснится, что планируемые городом стройки не задевают участок, так и продлена. В случае если земля действительно понадобится городу, ее владельцы будут извещены за год до начала строительства. В течение этого срока собственнику земли (или сооружения на ней) предложат продать участок городу или получить компенсацию равноценным изымаемому помещением. До момента изъятия собственники вожделенного муниципалитетом участка смогут распоряжаться им по своему усмотрению, но рискуют понести убытки, вложив в течение этого года средства в новое строительство или реконструкцию. Затраты на это город возмещать не будет.
Но, как наглядно свидетельствует история Южного Бутова, и размеры основной компенсации могут стать главной причиной будущих конфликтов между собственниками и городскими властями. Горожане и чиновники склонны по-разному оценивать недвижимость, что признал и мэр столицы Юрий Лужков. По его мнению, дабы сгладить ситуацию, необходимо отстранить от возможности производить оценку изымаемого имущества обе заинтересованные стороны, так как «город стремится снизить его стоимость, а если это делает собственник, то, наоборот, -- завысить его реальную цену». «Оценкой изымаемых земельных участков должны заниматься независимые структуры, возможно, это будут государственные организации, иначе каждый будет тянуть одеяло на себя», -- считает г-н Лужков. Градоначальник потребовал от подчиненных быстро внести поправки в столичное законодательство, «чтобы суд и прокуратура пользовались им как нормативными актами, на основе которых будет осуществляться судопроизводство».
В частности, глава московского правительства поручил подготовить проект городского закона, устанавливающий первостепенные для муниципалитета случаи, которые могут стать основанием принудительного изъятия земельных участков. Это, по его мнению, «ограничит возможности города» в применении административного ресурса. А также позволит избежать коллизии с Земельным кодексом, разрешающим изымать участки только для нужд, связанных с выполнением международных обязательств России, и размещения особо значимых объектов.
Московские депутаты, на которых сыплются многочисленные жалобы горожан на действие исполнительных властей в отношении их собственности, к постановлению правительства отнеслись с большой осторожностью. Оппозиционно настроенных законодателей волнует возможность произвола чиновников, а представителей партии власти -- неизбежность увеличить расходы на компенсации. В частности, представляющий в Мосгордуме «Объединенных демократов» депутат Иван Новицкий считает, что документ требует уточнений в обосновании изъятия у пользователей земельных участков. «Приводимые в обращениях в Думу факты свидетельствуют, что сегодня изъятие участков порой осуществляется произвольно, без определения необходимых обстоятельств, служащих соответствующим основанием, -- пояснил он, -- в результате чего под видом государственной нужды изымаются земельные участки, занятые индивидуальными домами под коммерческое строительство». В свою очередь председатель бюджетно-финансовой комиссии Мосгордумы Игорь Антонов потребовал от чиновников обоснования предстоящих бюджетных затрат на компенсации переселяемым. По его мнению, «завышенные требования» горожан, принудительно покидающих «малую родину», неизбежны, и столичное правительство должно учесть затраты в том числе на возмещение им психологического ущерба.
О том, что достичь консенсуса с жителями власти смогут только будучи готовыми платить выше рыночной цены, заявил и председатель комиссии по перспективному развитию и градостроительству городской Думы Михаил Москвин-Тарханов. Он посоветовал городским чиновникам готовиться к разбирательствам и в Верховном, и в Конституционном суде, так как «москвичи люди грамотные и знают потенциал своих участков». По мнению г-на Тарханова, протесты людей, подкрепленные их объединениями в общественные группы с привлечением правозащитников, неизбежны."