""Мощи святого Филиппа", выставленные на интернет-аукционе "Антиквариат.ру", на поверку оказались останками женщины, скончавшейся в возрасте около 50 лет. К такому выводу пришли сотрудники "антикварного" отдела управления уголовного розыска ГУВД Санкт-Петербурга и Ленинградской области и Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры).
Череп, на котором имеется надпись "св. апостол Филипп", покоился в Кунсткамере с 1931 по 1940 год (идентифицирован инвентарный номер музея), а затем был списан как не представляющий научного интереса. В каких хранилищах потом находился экспонат и как он попал к частному лицу, неизвестно.
Как сообщили "Газете" в отделе информации и общественных связей ГУВД, уголовное дело пока не возбуждено, поскольку не выявлен факт хищения музейных экспонатов. Но выяснение обстоятельств, каким образом к частному лицу попали человеческие останки, продолжается.
Объявление о продаже "мощей святого Филиппа", якобы "ранее хранившихся в Казанском соборе", на прошлой неделе разместил на сайте интернет-аукциона Борис Георгиев. Он пояснил, что продавцом является его знакомая. По его словам, "мощи" были привезены из Новгорода в Петроград в 1920-е годы и хранились в Музее истории религии и атеизма, находившемся в Казанском кафедральном соборе. Когда в конце 1980-х музей закрыли, рассказывает Георгиев, экспонат попал в частные руки.
Это сообщение вызвало широкий резонанс. "Продажа мощей - это чудовищное кощунство. Тому, кто ее осуществляет, должно быть стыдно. Но даже если эти останки не являются святыми мощами, то и в этом случае происходит надругательство над прахом человека, - заявил зампредседателя отдела внешних церковных связей Московского патриархата, протоиерей Всеволод Чаплин. - В любом случае человек пытается продать то, чем он, с точки зрения христианской и простой человеческой морали, распоряжаться никак не может".
Лот о продаже мощей был снят с аукциона. Поначалу Георгиев отказался назвать свою знакомую, от имени которой разместил объявление. Но после того как Росохранкультура обратилась в ГУВД Петербурга и Ленинградской области с просьбой провести проверку и в случае выявления нарушения закона возбудить уголовное дело, ему пришлось это сделать. На квартире женщины оперативники помимо выставленных на продажу черепа и кости изъяли останки еще с четырьмя инвентарными номерами. Часть из них относилась к археологической коллекции новгородского этнографа Василия Передольского, изъятой большевиками в 1918 году, часть - к другим коллекциям. Изъятые останки переданы на хранение в управление Росохранкультуры по Северо-Западу"