"Как стало известно "Ведомостям", железнодорожную реформу, концепцию которой правительство одобрило еще летом, затормозила Федеральная служба безопасности. ФСБ отказывается визировать ключевой для реформы законопроект - "Об ОАО "Российские железные дороги", поскольку считает, что в результате его принятия государство может утратить контроль над железнодорожной инфраструктурой.
Конечно, ФСБ всегда была влиятельным игроком в российской экономике: она не раз предъявляла претензии к различным сделкам и выдвигала обвинения против бизнесменов. Но в процесс формирования экономической политики служба до сих пор не вмешивалась. По словам замминистра экономразвития Андрея Шаронова, ни на один законопроект в области реформирования естественных монополий ФСБ отрицательных заключений не давала. История с ОАО "РЖД" - первый случай. ФСБ явно стремится расширить свое влияние в сфере, относящейся к компетенции экономического блока министерств.
Концепция железнодорожной реформы, рождавшаяся в яростных спорах между Министерством путей сообщения и Минэкономразвития, предусматривает внесение всей собственности железных дорог, в том числе инфраструктуры (т. е. путей, насыпей и пр. ) , в уставный капитал ОАО "РЖД". Это прописано и в законопроекте, который МПС разослало на согласование во все заинтересованные ведомства. Везде, кроме ФСБ, проект завизировали. Чекисты же вместо этого прислали в правительство письмо за подписью начальника отдела К. П. Ларченкова, который представляет интересы ФСБ в правительственной комиссии по реформированию железнодорожного транспорта. Имя и отчество этого чиновника выяснить не удалось: ни на одном заседании комиссии он не был.
В письме говорится, что, если инфраструктура железных дорог окажется в собственности РЖД, кредиторы этой компании смогут арестовать стратегически важную для страны собственность по суду.
Чтобы не допустить этого, считают в ФСБ, нужно, чтобы инфраструктура железных дорог осталась в собственности специального государственного унитарного предприятия. По словам замминистра путей сообщения Анны Беловой, "на инфраструктуру приходится 90% балансовой стоимости активов отрасли". "Если она войдет в ФГУП, то непонятна роль ОАО "РЖД", - говорит Белова.
Послезавтра претензии ФСБ должна рассмотреть комиссия по железнодорожной реформе под руководством вице-премьера Ильи Клебанова. Некоторые эксперты считают, что на кону стоит судьба реформы МПС. "Если на первом же этапе инфраструктура уйдет в отдельное юридическое лицо, это совершенно другая концепция реформы, и тогда все надо пересматривать заново", - считает бывший замминистра экономики, а сейчас профессор Высшей школы экономики Вячеслав Моргунов.
И в Минэкономразвития, и в МПС говорят, что претензии контрразведчиков стали для авторов реформы неожиданными. По словам Беловой, еще прошлой весной разработчики решали, как сохранить инфраструктуру дорог в госсобственности. "Тогда, нам казалось, мы нашли довольно надежную формулу, - вспоминает замминистра. - Инфраструктурное имущество - пути, насыпи, ЛЭПы - вносится в ОАО "РЖД" с обременением, т. е. это имущество не может быть предметом залога по кредитам компании. Однако ФСБ потребовала дополнительных гарантий".
Андрей Шаронов считает, что эти гарантии придется каким-то образом создавать. "Нам предстоит выработать механизм защиты этого имущества от судебных арестов", - говорит Шаронов. Но вариант с ГУП ни он, ни Белова рассматривать не хотят: они считают, что инвестиционная привлекательность такого предприятия будет слишком низкой, чтобы обеспечить необходимый для реформы объем вложений.
Авторов реформы удивляет, что ФСБ вдруг испугалась, что кто-то арестует по суду железнодорожную инфраструктуру. "И сегодня, прошу обратить внимание, никто не мешает любому арестовать, например, кусок БАМа", - говорит Шаронов. Нет никаких гарантий и против ареста, например, трубопроводов "Транснефти" или "Газпрома", линий электропередачи РАО "ЕЭС России".
"Если идеологически государство закладывается на то, что правовой беспредел в стране будет продолжаться, то ФСБ права, - говорит директор по стратегическому планированию компании "Современные бизнес-технологии" Михаил Хазин. - И тогда надо вернуть в унитарную собственность инфраструктуру всех отраслей".
Это, конечно, вряд ли случится. Но ФСБ в любом случае уже удалось показать, что при выработке экономической политики с чекистами приходится считаться: головную боль разработчикам законопроекта об ОАО "РЖД" они создали успешно."