"Распался альянс крупных предпринимателей, сложившийся еще в начале 90-х. Вчера “Интеррос” объявил, что его хозяева — Владимир Потанин и Михаил Прохоров — решили разделить бизнес. Жемчужина холдинга — “Норильский никель” — отойдет Потанину, энергетические активы — Прохорову, остальное — пополам.
“Интеррос” как управляющая компания создан в 1997 г., до этого существовала одноименная ФПГ. Сейчас “Интеррос” управляет активами Прохорова и Потанина — 54% акций “Норникеля”, 51% “Полюс Золота”, контрольными пакетами акций Росбанка, СК “Согласие”, “Агроса”, “Проф-Медиа”, “Открытых инвестиций”, “Роза хутора”, а также 30% акций “Силовых машин” и 50% акций (другие 50% у “Норникеля”) американской Smart Hydrogen, которая владеет 35% акций Plug Power — разработчика и производителя оборудования для водородной энергетики. По данным холдинга, рыночная стоимость капитала, находящегося под его управлением, превышает $15 млрд.
Потанин и Прохоров решили разделить бизнес, сообщил вчера “Интеррос”. Как говорится в заявлении холдинга, Потанин выкупит у партнера долю в “Норникеле”, а также оставит за собой сам “Интеррос”. Прохорову отойдут энергетические активы холдинга, а также доля в американской Plug Power. Доли в оставшихся компаниях партнеры разделят пополам. Прохоров создаст новую компанию для управления активами. “Необходимость данного шага мы обсуждали несколько месяцев <...> — цитируются в сообщении "Интерроса" слова Потанина. — …новая модель управления активами будет содействовать росту капитализации каждого из наших бизнесов, появлению новых партнерских проектов”. Прохоров же, слова которого также приведены в пресс-релизе “Интерроса”, намерен серьезно заняться энергетикой, которую считает перспективной отраслью.
Комментировать решение Прохорова и Потанина и процедуру развода представители “Интерроса” отказались. Источники, близкие к обоим предпринимателям, утверждают, что раздел активов состоится до конца года. Пока всеми активами по-прежнему будет управлять “Интеррос”. Так много времени на развод потребуется потому, что во всех активах, за исключением “Норникеля” и “Полюса”, партнеры контролируют доли через совместные компании, говорит один из собеседников “Ведомостей”. Потребуется оценить активы, в первую очередь долю Прохорова в “Норникеле”. После раздела “Интеррос” передаст Прохорову 50% акций Smart Hydrogen и энергетические активы — в частности, 7,2% акций ТГК-1, а тот продаст Потанину долю в “Норильском никеле”. Разница в стоимости активов будет оплачена деньгами. Источник в окружении Потанина не исключает, что частично для оплаты могут использоваться доли в других компаниях.
После развода Прохоров оставит пост гендиректора “Норникеля”, говорят близкие к обоим предпринимателям источники. Он не стал, в отличие от Потанина, баллотироваться в новый состав совета директоров компании. После избрания Потанин намерен возглавить совет, говорит источник в его окружении.
Цена вопроса
Если в сделке между олигархами не будут использоваться другие активы, предстоящий развод может принести Прохорову более $8 млрд. Вчера капитализация “Норникеля” в РТС составляла $31,4 млрд (акции “Норникеля” вчера подорожали в РТС на 1,85%, “Полюс Золота” — на 1,03%). Соответственно, доля Прохорова может оцениваться в $8,5 млрд. При этом 17,5% акций Plug Power стоили по итогам торгов на NASDAQ во вторник $54 млн. Долю “Интерроса” в ТГК-1 аналитик “Атона” Сергей Аринин оценивает в $215 млн.
Источник, близкий к Потанину, говорит, что активы предполагается оценить исходя из их рыночной капитализации. Но совладелец крупной промышленной компании допускает, что доля Прохорова в “Норникеле” может быть оценена с дисконтом к рынку. “Кроме Потанина этот пакет никому не продашь”, — поясняет предприниматель. Кроме того, он уверен, что оплата акций “Норникеля” будет осуществляться в рассрочку.
Впрочем, доход Прохорова от сделки может быть меньше и по другой причине. Источник из окружения предпринимателя утверждает, что тот хотел бы выкупить у “Норникеля” 50%-ную долю в Smart Hydrogen, а также часть энергетических активов в России. Сейчас компании принадлежит 3,5% акций РАО “ЕЭС России”, 13,9% акций ОГК-3, 27,8% акций ТГК-14 и 100% акций “Таймырэнерго”. Все эти пакеты Аринин оценивает в $2,7 млрд.
На какие именно активы “Норникеля” в энергетике претендует Прохоров, источник в его окружении говорить отказался. Список отчуждаемых активов будет обнародован после консультаций с инвесторами.
Выплаты партнеру не станут непосильными для Потанина. Источник из окружения предпринимателя утверждает, что тот под залог своих активов “может легко привлечь” в банках “до $10 млрд”. Инвестбанкир, сотрудничающий с “Интерросом”, говорит, что пока заявок от Потанина на организацию долгового финансирования не поступало.
Прохоров может вложить часть полученных миллиардов в собственный фонд, как это делают многие российские магнаты, думает Владимир Катунин из “Атона”. Топ-менеджер одной из компаний “Интерроса” уверен, что часть средств будет инвестирована в энергетику. А источник, близкий к Прохорову, утверждает, что предприниматель уже задумал несколько проектов в новых отраслях, в частности в банковской сфере.
Расстанутся друзьями
Источники, близкие к обоим предпринимателям, утверждают, что конфликта между ними не было, они по-прежнему друзья. А предстоящий развод они объясняют разногласиями по стратегии развития находящихся под управлением “Интерроса” компаний: Прохоров хотел активнее инвестировать в водородную энергетику, а Потанин стремился агрессивнее развивать “Норникель” и “Полюс”, говорит инвестбанкир, знакомый с предпринимателями. Переговоры длились около года, рассказывают источники из окружения Потанина и Прохорова, но скандал с недавним задержанием главы “Норникеля” в Куршевеле ускорил процесс.
Совладелец крупной промышленной компании полагает, что Потанин давно тяготился партнерством с Прохоровым: “У первого имидж серьезного бизнесмена, второй прославился своими шумными тусовками в Куршевеле”. Первый зампред совета директоров Альфа-банка Олег Сысуев отмечает, что в тандеме Потанин — Прохоров первым номером всегда был Потанин. Это подтверждает и источник из окружения Потанина: “Потенциал Прохорова на уровне холдинга не раскрывался”. Другой предприниматель указывает, что реализация договоренностей состоится лишь в течение года. Поэтому, допускает он, Прохоров с Потаниным просто хотели сделать демонстрационное заявление для властей, у которых инцидент в Куршевеле мог вызвать раздражение, рассуждает собеседник “Ведомостей”. Возможно, когда все отголоски скандала утихнут, Прохоров и Потанин объявят о том, что передумали делить бизнес, заключает он. Высокопоставленный госчиновник полагает, что развод Потанина и Прохорова обсуждался на высшем уровне в Кремле: “Решения такого уровня, как правило, согласовываются с президентом”. Он указывает, что во второй половине января Путин встречался с Потаниным. Впрочем, источники из окружения Потанина и Прохорова утверждают, что санкции на сделку в Кремле они не просили.
В любом случае у бизнесменов будут отдельные совместные проекты, утверждает источник, близкий к Потанину. По его словам, партнеры уже готовят первую совместную сделку в новом качестве.
Куда дальше
Эксперты и участники рынка не исключают, что после развода владельцев среди акционеров “Норникеля” может появиться одна из госструктур. Такого мнения, например, придерживаются управляющий директор фонда Firebird Management, владеющего акциями “Норникеля”, Йан Хейг и гендиректор “НБЛзолото” Михаил Лесков. Весь прошлый год по рынку ходили слухи о том, что “Норникель” может провести слияние с государственной “Алросой”. Владельцы “Норникеля” отрицали даже переговоры, но масла в огонь в январе 2006 г. подлил давний знакомый Прохорова и Потанина, губернатор Красноярского края Александр Хлопонин, заявивший, что переговоры ведутся “о возможных подходах к слиянию этих двух компаний”. Лесков называет сделку с “Алросой” одним из возможных вариантов.
Впрочем, источник, близкий к Потанину, утверждает, что тот не намерен продавать “Норникель”. По его словам, “у власти нет потребности” отбирать бизнес у людей, лояльно к ней настроенных и адекватно ведущих бизнес. А вот доля партнеров в “Полюсе” может снизиться. Но произойдет это в том случае, если компания найдет удачный объект для поглощения, говорит источник, близкий к предпринимателям. По его словам, Прохоров и Потанин уже получили санкцию Кремля на снижение пакета. Контролировать публичную компанию можно и без 51% акций, говорит собеседник “Ведомостей”.
(В подготовке статьи участвовали Анна Николаева, Мария Рожкова)
Потанин и Прохоров познакомились в 1991 г. За два года до этого Прохоров окончил Московский государственный финансовый институт и пошел на работу в Международный банк экономического сотрудничества. Туда же в 1990 г. пришел и Потанин. А через год он стал президентом внешнеэкономического объединения “Интеррос”. Тогда же Прохоров начал консультировать новую структуру. А в 1992 г. партнеры начали строить банковский холдинг. При участии ВЭБа и Сбербанка они создали банк МФК, где Прохоров стал предправления, а Потанин — президентом. Вскоре партнеры создали Онэксимбанк, предправления которого стал Прохоров. В ходе залоговых аукционов второй половины 1995 г. структуры Онэксимбанка и МФК приобрели госпакеты акций нефтяной компании “Сиданко” (51%), РАО “Норильский никель” (38% от уставного капитала и 51% голосующих), “Новошипа” (20%), НЛМК (14,84%), а также блокирующий пакет акций Cеверо-Западного морского пароходства. Летом 1998 г. партнеры решили передать управление промышленными активами холдингу “Интеррос”. Пост президента и предправления новой компании занял Потанин. Прохоров же руководил Онэксимбанком, а в 2000 г. возглавил Росбанк, которому после кризиса 1998 г. достался бизнес рухнувшего предшественника. В 2001 г. Прохоров возглавил “Норникель”.
КАК РАССТАВАЛИСЬ ОЛИГАРХИ
В декабре 2006 г. Андрей Мельниченко и Сергей Попов, владевшие в равных долях финансовой группой “МДМ”, провели раздел своих активов. Попов получил 90% акций МДМ-банка, Мельниченко — “Еврохим”. Компанией СУЭК предприниматели по-прежнему владеют вместе. В феврале 2006 г. совладелец “Мечела” Владимир Иорих объявил о продаже своей 42,2%-ной доли своему равноправному партнеру Игорю Зюзину. Сделка была закрыта перед Новым годом и оценивается в около $1,5 млрд. $900 млн Иорих вложил в собственный фонд — Pala Investments Holdings. В 2003-2004 гг. Олег Дерипаска расстался со своим партнером по “Русалу” Романом Абрамовичем. В 2003 г. он выкупил у партнера 25% за $1,578 млрд). Еще 25% Millhouse Абрамовича владела до июля 2004 г. Сумму второй сделки “Русал” не раскрыл, но эксперты оценивают всю сделку в $3 млрд."