"Пока народ праздновал и “отходил” после Нового года, российское политическое море продолжало бурлить. Главная интрига конца 2001-го перетекла в 2002-й: борьба в окружении Владимира Путина набирает обороты и обрастает все большим числом скандалов. Заявление генпрокурора Владимира Устинова о том, что его ведомство начало проверку по ряду вопросов деятельности главы Администрации Президента Александра Волошина в период его работы в коммерческих структурах — лишь один из “надводных камней” конфликта, который длится уже несколько месяцев...
Надводные камни
Внешние проявления этой борьбы публика могла наблюдать как минимум с осени. Это, например, атака на Аксененко, руководство таможни и МЧС (популярно говоря — людей “старой команды”). И декабрьское “кипение” вокруг Волошина — сначала группа депутатов инициирует запрос в Генпрокуратуру о проверке коммерческих дел Александра Стальевича (думское большинство запрос не поддерживает, поэтому он уходит в Генпрокуратуру в “частном” порядке). Потом арестовывают Вячеслава Аминова — волошинского помощника на общественных началах и бизнесмена, близкого к БАБу. У Аминова якобы найдена коллекция видеокомпромата на высших лиц государства, в том числе и на Волошина. От арестованного бизнесмена ждут интересных показаний... Ответные ходы: появляются слухи — приказ об отставке генпрокурора Устинова уже готов, не подписан праздничный указ президента к 280-летию Генпрокуратуры, силовиков начинают резко критиковать за “шпионские дела” — Пасько и Моисеева...
И, наконец, свежий аккорд — Генпрокуратура удовлетворяет депутатский запрос и анонсирует “волошинскую проверку”. Объектом внимания следователей могут стать отношения Александра Стальевича с банком “Чара”, откуда он якобы “увел” деньги для Березовского, махинации с инвестиционными фондами и продажей “Сибнефти” и даже... контрабанда греческого бренди и редких металлов.
На первый взгляд разрозненные, все эти события на самом деле складываются в единую картину. Что же происходит в окружении президента, и как относится сам Путин к происходящему?
Команды “игроков”
Причина конфликта стара как мир — борьба за власть. После полного разгрома Гусинского и добровольно-принудительной распродажи Березовским львиной части своих российских владений кремлевская команда осталась без внешних врагов. Не станешь же засылать к избравшему для себя роль Троцкого Борису Абрамовичу наемных убийц! В этих условиях обострение внутренней грызни в президентском окружении было неизбежным.
В первое время своего пребывания в высших кабинетах приведенные Путиным варяги из “питерских чекистов” чувствовали себя сравнительно неуверенно. Но по прошествии двух лет эти президентские приближенные окончательно освоились и почувствовали себя готовыми к блицкригу. Что до противоположной стороны, то она попросту пытается сохранить свои позиции.
Первую команду можно условно назвать “Питерские чекисты”
Главные игроки: старейшинами этого клана считаются министр обороны Сергей Иванов и директор ФСБ Николай Патрушев. Но, по кремлевским источникам, застрельщиками нынешнего внутридворцового конфликта выступили не они, а деятели второго эшелона. Это отличающийся патологической нелюбовью к публичности главный кадровик Путина Виктор Иванов, глава личного секретариата ВВП Игорь Сечин, замдиректора ФСБ Заостровцев. К “партии войны” относятся также глава Счетной палаты Степашин и обладающий огромным влиянием в Кремле банкир и новый сенатор от Тувы Пугачев. К этой же команде приписывают и генпрокурора Устинова, хотя он пытается вести и собственную игру.
Методы борьбы: обработка президента, компромат, максимальное использование силовых органов.
Козыри: полный контроль за большой частью силовых структур, личная близость к президенту.
Слабые места: бедность кадрового резерва, отсутствие у членов команды опыта работы во всех сферах госуправления, кроме силовых структур. Чекистские методы делают этот клан идеальной мишенью для обвинений в попытке создания полицейского государства.
Вторая команда — “Остатки Семьи”
Главные игроки: глава президентского аппарата Волошин, кремлевский куратор Думы Сурков, Юмашев—Дьяченко, губернатор Чукотки Абрамович, премьер Касьянов, шеф таможни Ванин, министр печати Лесин, другие члены правительства.
Методы борьбы: кулуарное влияние на президента с упором на свои старые заслуги, публичное и непубличное использование Бориса Ельцина, обработка западной политэлиты, создание в российском общественном мнении мифа о фантастической успешности своей деятельности на госпостах.
Козыри: огромный опыт интриг, связи на Западе, контроль над значительными финансовыми потоками, значительное влияние в российских СМИ.
Слабые места: основательно подмоченная еще в ельцинские годы репутация, отсутствие силового прикрытия.
Что думает Путин?
Одни наблюдатели считают, что президент стал заложником борьбы внутри своего окружения. Он действительно искренне пытается прекратить раздрай, но это оказывается невозможным. Сторонники противоположного мнения указывают на всем известную манеру Путина добиваться своих целей чужими руками. По этой версии, нынешний конфликт президента вполне устраивает. Мол, ВВП хочет ослабления влияния старой ельцинской команды, но при этом жаждет оставаться над схваткой.
В самом конце прошлого года Путин громко стукнул кулаком по столу.
Говорят, на одном из кремлевских заседаний президент в жесткой форме потребовал прекратить выплескивать в прессу внутренние разборки. И подытожил: “Чудаки вы все!”
Рассказывают и еще об одном эпизоде. Говорят, Татьяна Дьяченко пыталась отстоять интересы родственника — крупнейшего “алюминщика” Олега Дерипаски (он женат на дочери Юмашева) — в разговоре с Путиным. Причина была в том, что вступление России во Всемирную торговую организацию существенно ударило бы по бизнесу Дерипаски. Квинтэссенцию состоявшегося разговора можно выразить в двух словах, сказанных якобы ВВП: “Неприкосновенным останется только дедушка!”
Но все это отнюдь не значит, что конфликт будет исчерпан в ближайшее время. Ведь ясно, что, если Волошина и возглавляемую им — не прописанную в Конституции — администрацию “уберут”, придется менять и другие ключевые фигуры — например, в правительстве. Главная проблема — кем заменить Касьянова, человека “железного Стальевича”... А подбор новых кадров такого уровня — это большая проблема. Так что до мира в российских коридорах власти еще очень далеко. "