Неизвестный передал главному коммунисту всея Руси, картину художника Жерома “Бассейн в гареме”, которую украли из Эрмитажа пять лет назад
"
ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО ФРАКЦИЕЙ КПРФ
Такого нарочно не придумаешь: глава КПРФ Геннадий Зюганов вдруг стал хозяином гарема с голыми одалисками ценой в миллион долларов! Вчера утром неизвестный передал главному коммуниста всея Руси, картину художника Жерома “Бассейн в гареме”, которую украли из Эрмитажа пять лет назад — просто вырезали из рамы средь бела дня. Корреспондент «МК» оказался единственным газетчиком, который наблюдал дальнейшее развитие событий в кабинете Зюганова.
Вчера в 12.00 в приемной Зюганова в Госдуме зазвонил телефон. “У меня пакет, в нем картина, которая, похоже, украдена из Эрмитажа несколько лет назад. Готов отдать ее только лично Геннадию Зюганову, потому что доверяю ему и знаю, что он передаст картину куда следует”, — произнес молодой голос. Секретарша, по ее словам, сначала не знала, что и думать: ведь сколько ненормальных каждый день звонит! Но на всякий случай на встречу с неизвестным откомандировали помощника лидера КПРФ, экс-депутата Александра Куликова и депутата нынешней Госдумы Махмуда Махмудова…
Рассказывает Александр Куликов (он сияет, как именинник, и до сих пор не может поверить, что все случившееся — правда):
— Мы договорились встретиться у станции метро “Театральная”, у выхода к Большому театру. Шли и беспокоились, что возможна какая-нибудь провокация. Подошли к метро, там стояла группа молодых людей и мужчин. Я сказал: “Я от Зюганова, кто из вас звонил?” От группы отделился мужчина средних лет (не такой молодой, как можно было подумать по голосу), полный, с залысинами и прилично одетый. В руках у него был бумажный подарочный пакет с веревочными ручками, весь в розочках. Мужчина сунул пакет мне в руки и куда-то быстро ушел. Мы не заметили куда, потому что не исключали, что в пакете может быть бомба, и были этим озабочены…
Окончательно вскрыли пакет лишь в кабинете Геннадия Зюганова в Госдуме. В нем действительно лежала картина, варварски сложенная вчетверо, отчего хрупкий холст треснул по сгибам. Посмотрели в Интернете на сайте, где Росохранкультура вывесила информацию об украденных произведениях искусства. “Страховая стоимость — 1 миллион долларов… Объявлена в международный розыск…” Ничего себе!
Тут же связались с Росохранкультурой, вызвали экспертов. Когда корреспондент “МК”, узнав о случившемся, прибежал в приемную лидера КПРФ, там не было журналистов, а среди аппаратчиков наблюдалось радостное возбуждение. Как раз в это время эксперты, тоже сияя, вышли из кабинета вместе с его хозяином. Начальник Управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктор Петраков на ходу убирал большую лупу в карман, а под мышкой держал каталог похищенных культурных ценностей. Эксперты уже вызвали бронированный автомобиль с милицейским сопровождением, чтобы доставить шедевр в спецхранилище.
Пройдя в соседнюю комнату, они развернули картину, обложенную газетными листами и упакованную уже в непрезентабельный зеленый пластиковый пакет, на столе рядом со стопкой новых книг лидера КПРФ. Г-н Петраков сказал, что, конечно, искусствоведы выскажут свое мнение, но “с очень большой долей вероятности” картина — “та самая”. Об этом говорят клеймо изготовителя холста, подпись автора с правой стороны и другие признаки…
Картина казалась глянцевой — так гладко наложены краски. Она была чудесна, но сильно повреждена: в пакете нашли кусочки облетевшей краски и холста, похожие на крошки от разноцветного печенья. Чиновник сказал, что уже позвонил директору Эрмитажа Пиотровскому, который “волей судеб оказался в Москве”, и тот “чуть не прослезился”. Еще бы — четыре года идет следствие, и никаких следов, никакой информации! “Нам пообещали премию в 10% от стоимости картины — вот будет подмога нашей партийной кассе”, — пошутил г-н Зюганов. “У вас будет премия — но моральная”, — ответил г-н Петраков. Он очень радовался, что работа по информированию общественности об украденных ценностях (изданный каталог, сайт в Интернете) приносит свои плоды. И пожалел, что государству не выделяют на эти цели ни копейки: каталог помогли издать спонсоры, а сайт Росохранкультура делала на свои.
“Пусть приносят еще, мы будем рады”, — сказал один из сотрудников аппарата фракции КПРФ. После этого г-н Зюганов пошел встречаться с французскими коммунистами, а картину, все в том же непрезентабельном зеленом пакете, эксперты понесли вниз — прибыла наконец бронированная машина…
Позже Геннадий Андреевич поведал прессе, что его соратники готовы дать самые подробные показания следователям, которым отдадут и тот самый пакет с розочками — “ведь на нем могли оказаться отпечатки пальцев неизвестного”.
ИЗ ДОСЬЕ "МК"
Как украли шедевр
Дело старое, но громкое. Коллекция Эрмитажа до кражи располагала пятью полотнами Жана Леона Жерома. Три находились в запасниках, а две — “Бассейн в гареме” и “Смерть Пьеро” — на экспозиции. 22 марта 2001 года неизвестный вор зашел в зал и спокойно начал делать свое черное дело: ни камер наблюдения, ни даже традиционной бабушки-сиделки в зале тогда не было! Сигнализацией тоже “не пахло”... Злоумышленник, не мудрствуя лукаво, просто вырезал холст “Бассейна” из рамы и был таков. Его фоторобот увэдэшники составили по словам одной любительницы искусства, приехавшей в Санкт-Петербург из Сибири. Дама прогуливалась по галереям Эрмитажа со своими детьми и в 14.30 увидела молодого парня. Тот тащил в руке нечто похожее на холст (картина — размером 73,5 на 62 см). Спешно выбежав с главного входа, подозрительный тип ринулся в сторону Невского. Так, картина оценочной стоимостью в 1 миллион долларов растворилась в неизвестности...
Что делать с реставрацией?
Заместитель директора Реставрационного центра им. Грабаря Светлана ВИГАСИНА:
— Разумеется, полотно надо видеть. Навскидку говорить невозможно. Ясно только, что нашему центру эту реставрацию не поручат — мы в процессе переезда. А так — все зависит от состояния. Насколько сильны потертости на сгибах? Может понадобиться даже перенос на новый холст… Обычно реставратор ориентируется в таких случаях на два документа: на описание сохранности и данные экспертизы. На их основе он и продумывает свои дальнейшие шаги. "