Почему не посадили мэра Пятигорска, убившего в аварии пятерых человек
Игорь Тарасов говорит, что момента аварии просто не помнит.Суд по делу неожиданно завершился примирением сторон
"В понедельник (об этом «КП» рассказала вчера) судили Игоря Тарасова - бывшего мэра Пятигорска, по вине которого погибли пять человек.
Тарасов на посту главы Пятигорска был всего месяц, карьера его закончилась 23 августа этого года, когда он, руля TOYOTA LAND CRUISER-100, врезался в «девятку». Его джип на скорости 130 километров в час вылетел на встречную полосу. Трое пассажиров «Жигулей» погибли на месте, двое скончались в больнице на следующий день. Тарасов с места аварии уехал, оставив тяжелораненых на дороге. Следователи нашли его спустя несколько дней в больнице краевого центра с сотрясением мозга, поломанными ребрами и поцарапанным лицом. В больницу его привез мэр Ставрополя, который якобы случайно в 2 часа ночи проезжал мимо места ДТП.
Сам Тарасов тогда сказал «Комсомолке», что об аварии ничего не помнит - потерял сознание в момент удара. И добавил, что водитель он опытный, в себе уверен и заинтересован в том, чтобы следствие как можно быстрее разобралось в случившемся.
Пресса тогда много писала о том, что мэр с места аварии сбежал, оставив тяжелораненых умирать на дороге. Все были уверены: градоначальника накажут по всей строгости. Да и сам мэр после той ночи добровольно покинул пост.
Тарасову предъявили обвинения по статье «нарушение Правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц».
На оглашение приговора в этот понедельник Игорь Тарасов приехал в сопровождении нескольких широкоплечих парней. В зале суда было немноголюдно - только родные пострадавших, сам Тарасов, его защита. Итог неожиданный: уголовное дело прекращено!
Потом выяснилось, еще на стадии предварительных слушаний родственники погибших сами подали ходатайство о прекращении уголовного дела.
- Тарасов принял деятельное участие в нашей судьбе, показал себя порядочным человеком и загладил причиненный вред, - сказала на суде Ольга Гуркова. У нее в той катастрофе погибли муж, сын и невестка.
В общем, стороны договорились, и мэр каждому из потерпевших - в счет возмещения ущерба - выплатил материальную помощь. Поэтому, мол, родные и примирились с подсудимым.
Как платил Тарасов?
Однако, когда мы напрямую спросили у Игоря Тарасова об этой помощи, выяснилось, что она оказывалась не напрямую деньгами.
Ольга Гуркова (в центре) потеряла по вине мэра мужа, сына и невестку. Фото: Фото Николая РЫБАЛКИНА.
- Вы же не желаете мне зла? Если нет, тогда ничего у меня не спрашивайте, - сразу же пошел в наступление Игорь Тарасов, когда корреспондент «КП» позвонила ему и попросила прокомментировать ситуацию. - Я сейчас нуждаюсь в поддержке, а каждое сказанное мною слово может быть использовано против меня. Поэтому я ни-че-го не скажу. Рано еще.
- Но тем не менее из разных источников звучит разная информация. Кто говорит, вы заплатили по миллиону рублей за каждого погибшего, кто говорит, что всего три миллиона. Но вы-то уж наверняка знаете настоящую сумму?
- Ничего комментировать не буду. Это неэтично. Могу сказать, что материальная помощь не означает, что я пришел к родственникам погибших и положил на стол стопку денег. Нет. С момента той трагической аварии мы постоянно встречались, я всячески им помогал. Газ провели людям, лекарства ребенку покупали. Но разве об этом надо говорить? Почему я всем это должен рассказывать?
Как выяснилось, буквально сразу же после выхода из больницы Тарасов поехал к потерпевшим. По его словам, ему хотелось хоть как-то помочь этим людям, поддержать их.
- Я сам не так давно потерял отца, поэтому что значит терять близких, знаю, - кричал нам в трубку Игорь Тарасов.
- А сколько все-таки было денег в итоге?
- Скажу так: и не 3, и не 5 миллионов. Я уже устал от вранья, столько на меня в последнее время вылили грязи. А истинную подоплеку аварии знают 2 - 3 человека.
А прокуратура не согласна
- Примирение сторон не означает, что Тарасов не виноват, - объяснил нам его адвокат. - Но и судимым его теперь называть тоже нельзя.
Тарасов, кстати, вины своей не признал.
Адвокат пояснил: только потому, что не помнит столкновения.
Заседание шло меньше часа с 15-минутным перерывом. Почти рекордные сроки для дела, в котором 5 погибших!
Пока суд совещался, родственники погибших разговаривали с Тарасовым, который ходил с непроницаемым лицом. А потом уехали на иномарке.
Гособвинитель категорически не согласен с исходом дела. На суде он даже требовал от суда отказать родственникам погибших в их ходатайстве о том, чтобы не преследовать Тарасова.
- Это дело получило большой общественный резонанс, - заявил представитель обвинения Сергей Блинников. - И если суд согласится простить экс-мэра, прокуратура обжалует его решение.
Так оно и вышло. Уже на следующее утро прокуратура Ставропольского края внесла кассационное представление.
- При рассмотрении уголовного дела суд должен был учитывать не только то, что стороны помирились, но и степень общественной опасности содеянного и целесообразность освобождения Игоря Тарасова от наказания, - заявила во вторник пресс-секретарь Cтавропольской краевой прокуратуры Татьяна ЕВТУШЕНКО. - На это мы обращали особое внимание, однако суд не только проигнорировал мнение гособвинителя, но и не указал его позицию в своем постановлении.
Наталья КОРНИЕНКО, Ольга ГАВРИЛОВА («КП» - Ставрополь»)
ЛИЧНОЕ ДЕЛО
Игорю ТАРАСОВУ 36 лет. Он коренной ставрополец. Окончил Ставропольский гостехуниверситет, Северо-Кавказскую академию госслужбы и Российскую академию госслужбы при Президенте РФ. Кандидат политических наук.
С 1997 по 2000 год работал в правительстве Ставропольского края - сначала консультантом хозяйственного отдела, а затем советником главы правительства края. С 2001 по 2006 год работал в правительстве Чеченской Республики. Одно время был руководителем аппарата президента и правительства Чечни. Последняя должность - советник Рамзана Кадырова.
Награжден орденом Дружбы, медалью «За укрепление боевого содружества», имеет благодарности Президента РФ.
В июле 2006 года Тарасова выбрали мэром города Пятигорска.
ИЗ ДОСЬЕ «КП»
Аварию с губернатором Евдокимовым тоже пересматривали
В августе 2005 года разбились губернатор Алтайского края Михаил Евдокимов, его водитель и охранник. Водитель губернаторского «мерса» попытался обогнать «Тойоту», но на чудовищной скорости задел ее. Машина вылетела с трассы. Суд признал виновным в ДТП водителя «Тойоты» Олега Щербинского. Его приговорили к 4 годам колонии-поселения, хотя в деле фигурировали 4 схемы ДТП, по трем из них выходило, что виновником аварии был водитель Евдокимова. Как написала тогда «Комсомолка», Щербинский был виноват, потому что остался жив... После приговора по стране прокатилась волна митингов в поддержку Щербинского, благодаря которой Олега полностью оправдали, восстановив справедливость.
МНЕНИЯ
ПРОТИВ
Другие сидят - и это правильно
Совершенно странное решение. У нас огромное число водителей, случайно наехавших на пешеходов, сидит за «убийство по неосторожности». Даже если пешеходы сами попадали под колеса по собственной неосторожности.
Так чем мэр лучше? При чем тут откупился он или нет? Выходит, если кто-то не сможет родственникам выплатить «отступные» - иди в зону, а есть кошелек - гуляй свободно?
Наказание зоной - это еще и моральное искупление. И в этом смысле, даже если все родственники написали заявление о том, что претензий не имеют, человек должен нести наказание.
Пять убитых, да еще и оставленных умирать без помощи - это...
Мне кажется, для суда здесь не может быть вариантов. Убийца должен сидеть в тюрьме.
Максим АЛЕКСЕЕВ, журналист
ЗА
Все равно никого не вернешь
Мне кажется, решение было правильным. Все равно никого не вернешь. Ну посадили бы мэра, при заработках в колонии он бы всю жизнь выплачивал компенсации в год по чайной ложке.
Конфисковать имущество, из этого делать выплаты? Но имущество наверняка записано не на него, как это часто бывает, так что родные погибших вообще ничего бы не получили: и людей нет, и денег.
Виктор БЕРЕЖНОЙ, юрист
МНЕНИЕ ЦЕРКВИ
Дьякон Андрей КУРАЕВ:
Мы возвращаемся во времена язычества?
- Христианское прощение здесь ни при чем. Много веков назад между князем Владимиром и православными епископами произошел конфликт. Князь Владимир ратовал за отмену смертной казни за убийство, а епископы были против. Казалось бы, позиция князя Владимира более правильная с точки зрения христианства, потому что она гуманная. Однако это не так - гуманизм здесь ни при чем. Просто князь Владимир хотел сохранить языческие обычаи, согласно которым за убийство можно откупиться вирой - то есть штрафом, который выплачивает убийца родным убитого. То есть, имея деньги, убийца остается безнаказанным. История с бывшим мэром Пятигорска возвращает нас во времена язычества.
МНЕНИЕ ЮРИСТА
Генри РЕЗНИК, адвокат: Наказание тут на усмотрение родственников
- Ничего удивительного в том, что суд прекратил дело, нет. Если, конечно, перемирие между экс-мэром Игорем Тарасовым и родственниками погибших было достигнуто не под дулом пистолета.
Преступление, которое совершил экс-мэр, относится к разряду неосторожных, предусмотренных статьей 264 Уголовного кодекса РФ. Согласно части 3 этой статьи, «за нарушение Правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, повлекших по неосторожности смерть двух или более лиц», Игорю Тарасову могло светить до семи лет лишения свободы. Однако совершенные по неосторожности преступления всегда квалифицируются как преступления «не тяжкие» или «средней тяжести». А в этом случае закон предоставляет право самим потерпевшим или же, как в нашем случае, их родственникам решать: добиваться сурового наказания преступников или же требовать от них материальную компенсацию.
И таких преступлений, не являющихся тяжелыми, когда потерпевший может примириться с подсудимым, много. Например, кража или грабеж. Ведь с сугубо житейской точки зрения потерпевшему лучше все-таки получить возмещение вреда, чем просто моральное удовлетворение от того, что его обидчик отправился на нары.
И вообще принцип публичности, неотвратимости наказания не абсолютен. А нравственная плоскость и плоскость правовая - это две большие разницы.
Кирилл АНТОНОВ.
Фото: Рис. Сергея САВИЛОВА.
ВОПРОС ДНЯ
Что важнее - деньги или справедливость?
Юрий СКУРАТОВ, экс-Генпрокурор РФ:
- По определению справедливость важнее. Но Россия пока не живет по этим законам. Так что у нас главнее - деньги.
Отец Александр, настоятель Преображенского храма п. Запрудня Московской области:
- Справедливость - прежде всего. Земной суд за деньги, может быть, и можно купить, но Божий суд неподкупен. И его решения гораздо важнее, чем те, что принимает суд земной.
Вячеслав МАЛЕЖИК, певец и композитор:
- Еще спрашиваете! Сегодня и к жизни человека можно пришлепнуть ценник. Родственники продали жизни своих дорогих людей.
Алексей НИЛОВ, актер, Санкт-Петербург:
- Все важно: для кого-то - справедливость, для кого-то - деньги. Не нужно эти вещи противопоставлять.
Павел КРАШЕНИННИКОВ, председатель Комитета Госдумы по законодательству:
- Главнее справедливость, но не деньги. Тем более в такой ситуации. Примирение сторон было бы возможно, если бы не было пяти трупов. Фемида не должна закрывать глаза на пятигорскую историю.
Людмила МАШАУКОВА, домохозяйка, Волгоград:
- Два «отморозка» убили моего сына, предлагали мне деньги, я отказалась. Хорошего адвоката нанять не смогла, а у них - целый отряд, и они получили условные сроки. Отстоять справедливость без денег тоже нельзя...
Андрей ФРОЛОВ, водитель с 20-летним стажем, Ярославль:
- Если у человека есть деньги, чтобы откупиться, то почему бы и нет? Родственникам же не под дулом автомата деньги всовывали - сами согласились.
Георгий ПРЯХИН, писатель:
- Наверное, в наше время важнее деньги. В поисках справедливости уже никто не умирает - ее тоже можно купить. По согласию сторон.
Юрий КОКУСЕВ, член правления Контраст банка:
- Хотя некоторые и говорят, что деньги - это «рубленая свобода», без совести и справедливости «купюрная воля» теряет нравственность, а значит, и смысл.
Владимир, читатель сайта WWW.KP.RU, Тюмень:
- За преступление нельзя откупаться, зло должно быть наказано. Чикатило, я думаю, тоже бы постарался найти денег за каждого им убитого.
Уважаемые читатели!
Что вы думаете об этой трагической истории? Нам очень важно ваше мнение. Звоните по телефону (495) 257-57-57 или оставьте свои отзывы на нашем сайте."