Любое сложное производство, а особенно такое опасное, как горнодобывающее, требует компетентности и неукоснительного соблюдения производственной и технологической дисциплины. Коллегиальность на стадии принятия управленческих решений и строгое единоначалие при их осуществлении. Иначе нельзя – любая расхлябанность или ошибка топ-менеджера приводит к огромным убыткам или, того хуже, человеческим жертвам.
"ПРИШЛА ЕЛЕНА ПРЕКРАСНАЯ…
"По такому принципу работают все крупные успешные корпорации мира. До недавнего времени так работала АЛРОСА, что позволяло компании занимать лидирующие позиции в алмазодобывающем бизнесе. Но сейчас тонко настроенный механизм управления компании начал давать сбои. Топ-менеджеры АЛРОСА с запозданием реагируют на рыночную конъюнктуру или, что еще неприятнее, принимают ошибочные решения. Осложняется финансовая ситуация, а лавинообразный рост кредиторки принимает неуправляемый характер. Нарастают проблемы и на самом добывающем производстве.
Но самое больное место в АЛРОСА – диверсификация производства. На этом направлении, я считаю, у компании полный провал. Вместо планомерной работы она, как бездомная, буквально шарахается из стороны в сторону, не зная, куда приткнуться. От нефтедобычи в Анголе или газа в Якутии до янтаря в Калининграде. Подписана куча договоров и протоколов намерений по всему миру, а ясной, просчитанной программы диверсификации пока не видно.
Это направление в компании возглавляет начальник Управления диверсификации деятельности и обращения корпоративных ценных бумаг АК «АЛРОСА» Елена ПРЕСНОВА. Елена Афанасьевна – матерый чиновник с большим опытом работы. Она достаточно долгое время работала в Минфине РФ, где с 1994 по 2005 год трудилась в должности заместителя начальника Департамента оборонного комплекса и правоохранительных органов. Незадолго до ухода из министерства получила звание «Заслуженный экономист РФ». Вроде бы блестящий послужной список. Казалось бы, такой работник – ценное приобретение для любой компании. Если бы не одно маленькое но…
Я думаю, безупречную репутацию финансистки портит один маленький эпизод, связанный с уголовным делом бывшего руководителя Финансово-экономического управления (ФЭУ) Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ (ФАПСИ) Валерия Монастырецкого.
Как пишет газета «Версия», в сентябре 1994 года Монастырецкий, собираясь в командировку в Германию, пригласил с собой заместителя начальника Департамента оборонного комплекса Минфина России Елену Преснову. Тратить на даму свои личные средства генерал не собирался и организовал поездку за счет средств ФАПСИ. При этом он будто бы ввел в заблуждение гендиректора этого ведомства Александра Старовойтова, убедив его в том, что участие Пресновой в переговорах с фирмой «Сименс» ну просто совершенно необходимо. Все полученные на командировку средства, в том числе и деньги, потраченные на авиабилеты для Пресновой, были списаны по смете.
Но на этом генерал не успокоился и в июне 1995 года, вновь отправляясь в Германию, захватил с собой Елену Афанасьевну, отметив в рапорте на имя начальства, что её присутствие на переговорах с представителями фирмы «Сименс-Никсдорф» крайне желательно и уже согласовано с руководством Минфина. В результате чиновница вновь прокатилась за рубеж за счет средств силового ведомства, которое любезно оплатило ей авиабилеты как туда, так и обратно.
Во время суда государственный чиновник, заместитель начальника Департамента оборонного комплекса Минфина России, пояснила, что по приглашению генерала она действительно пару раз летала за рубеж, но то были сугубо «частные поездки». В одну она отправилась, находясь на больничном, а для другой время выкроила за счёт отгулов. В Германии она в основном отдыхала и только один раз приняла участие в банкете по случаю подписания какого-то договора. Все только личное и никакого бизнеса…
…И ЗАВАЛИЛА ДИВЕРСИФИКАЦИЮ
Потом Елена Преснова пришла в АЛРОСА. И начались разборки. В компании Преснова стала курировать дочерние общества, и уже в июне 2005 года со скандалом был уволен гендиректор дочернего предприятия «АЛРОСА-Авиа» Юрий Ценин.
Как утверждал один из членов совета директоров «АЛРОСА-Авиа», увольнение гендиректора прошло с нарушением законодательства. «Два члена совета покинули заседание в знак протеста против увольнения Ценина, так что решение принималось только представителями мажоритарного акционера. Однако в протоколе заседания значится, что он был снят с должности единогласно. Это может стать основой для судебного иска», – заявил он газете «Коммерсантъ».
Дальше – больше. Практически сразу внимание Елены Афанасьевны привлекла деятельность дочернего ЗАО «Гостиницы АЛРОСА». И, как утверждают очевидцы, довольно быстро этот интерес из чисто служебного перерос в сугубо меркантильный.
Поначалу она попыталась просто внедрить близкие ей фирмы в деятельность гостиниц. Естественно, что расценки этих фирм превосходили все допустимые рамки. Никаких возражений и ссылок на экономическую неэффективность предложенных контрактов Елена Афанасьевна не принимала.
Не сумев договориться с директором ЗАО, госпожа Преснова поступила по-другому: она просто оформила у президента Компании доверенность на представление интересов в ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» на хорошо знакомого ей человека. На некого Лобжанидзе – заместителя управляющего делами Представительства АК «АЛРОСА» в Москве.
Одновременно Елена Афанасьевна реанимировала старое алросовское дочернее предприятие «ЛОТТА», куда директором назначила сотрудника своего отдела Гогаева, а себя лично – представителем единственного акционера. Отныне она стала полностью контролировать «ЛОТТА». Получив доверенность, Лобжанидзе своим решением № 01-01/08 от 11 августа 2005 года предписал директору «Гостиниц АЛРОСА» заключить договор на управление строительством гостиницы в Санкт-Петербурге с этим самым ЗАО «ЛОТТА».
На такие мелочи, как отсутствие у «ЛОТТА» строительной лицензии, штата дипломированных строителей, налаженных связей с подрядчиками и поставщиками, новые хозяева не обратили ни малейшего внимания. Не заметили они, что с появлением ЗАО «ЛОТТА» родная дирекция по строительству осталась без работы. Зато особо обратили внимание на стоимость услуг «ЛОТТА» – она составила 170 тысяч долларов.
Понимая, что с такими работниками много не наработаешь, 18 августа 2005 года руководитель «Гостиниц АЛРОСА» пишет письмо Александру Ничипоруку с просьбой снять с него ответственность за сроки и качество строительства, а также за объем финансирования строительных работ. Кроме подконтрольных фирмочек, Преснова с Лобжанидзе расставляли своих людей и на другие лакомые места. Например, по решению Лобжанидзе, вопреки уставу и закону, директором гостиницы в Москве исполнительный орган должен был назначить некую госпожу Решетняк. При этом никто даже не задумался над тем, имеет ли новоявленный директор опыт работы и соответствующую квалификацию. Для новой команды было важно лишь, что на нужных местах – свои люди.
Постепенно аппетиты новой команды АЛРОСА, активно занимающейся «диверсификацией» непрофильных активов компании, выросли еще больше. Можно сказать, до непомерных размеров. 27 октября 2005 года Лобжанидзе обязал генерального директора ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» подписать договор на строительство трансформаторной подстанции с фирмой «Русь» по цене, в полтора–два раза превышающей рыночные цены. На просьбу дать по этому поводу письменное указание, Лобжанидзе просто взял и завизировал договор. И он генеральным директором был подписан.
После этого руководство ЗАО «ЛОТТА», видимо, окончательно осмелев, начало предоставлять на подпись генеральному директору гостиницы ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» такие документы, что даже если бы на них расписался акционер – подписать их исполнительному органу «Гостиницы» было просто невозможно. По той простой причине, что если бы эти документы были подписаны, то обоим директорам – «Гостиниц» и «ЛОТТА» – грозила уголовная ответственность.
Далее Лобжанидзе предпринял попытку устранить неугодного директора и предложил руководителю «Гостиниц» уволиться «по добру, по здорову», иначе он «накопает на него очень много». На что был дан ответ, что у акционера и так есть право в любой момент расторгнуть договор с директором, но с выплатой компенсации, а если уйти по собственному желанию, то «копать» они не перестанут.
После чего в ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» начались проверки, имеющие одну цель – возбуждение уголовного дела в отношении руководителя. Еще до этих печальных разговоров и событий генеральный директор «Гостиниц» пытался разрешить ситуацию: он написал еще одно письмо на имя президента АК «АЛРОСА» Александра Ничипорука, правда, на этот раз с конкретной просьбой – ограничить финансовые и моральные запросы Пресновой и Лобжанидзе до разумных пределов.
Однако никто ничего так и не предпринял. Например, вице-президент компании Семен Назаров, видя, что творится, в дела Лобжанидзе предпочел не вмешиваться. Возможно, Семен Николаевич посчитал, что за решениями Лобжанидзе стоят Преснова и Ничипорук, поэтому доказывать что-то и спорить бесполезно. Да и небезопасно. Дескать, они могут подготовить и подписать у президента компании любой документ. Законный или незаконный неважно, лишь бы он отвечал их интересам.
Что мы имеем сегодня?
Сегодня генеральный директор ЗАО «Гостиницы АЛРОСА» уволен решением № 01-01/04 от 1 марта 2006 года Лобжанидзе, который по случаю присвоил себе полномочия прокурора и федерального судьи. Вот так, за считанные месяцы, во вполне успешном гостиничном бизнесе началась свара, которая неизвестно когда и неизвестно чем еще закончится…
ЭПИЛОГ
На мой взгляд, перед нами – банальная картина разворовывания дочерних активов предприятия, граничащая с откровенным произволом и беззаконием. Становится понятным хаотичная диверсификационная политика АК «АЛРОСА», ведь ею занимаются люди, у которых, как мне кажется, на уме только одно – желание набить собственные карманы. Не до компании тут. Не до диверсификации." "