Просят руководители “Газпрома” у совета директоров
"Руководители “Газпрома” предлагают совету директоров еще раз обсудить вопрос о материальном поощрении топ-менеджеров монополии и ее “дочек”. На опционную программу они просят 0,02% акций концерна стоимостью $55 млн, а на бонусы по итогам 2006 г. — $18 млн. Сегодня сотрудники “Газпрома” помимо зарплаты получают премии по итогам года, к юбилейным датам и за выполнение особо важных заданий. Но разовые поощрения не устраивают руководство монополии, которое давно пытается ввести систему бонусов и опционов по западному образцу. Полтора года назад они предлагали совету директоров выделить на трехлетнюю опционную программу для топ-менеджеров 0,025-0,06% акций, или 6-14,4 млн штук. Акции тогда стоили $2,86 — по этой цене участники опционной программы могли бы выкупить их в 2008 г. И отлично на этом заработали бы: с тех пор акции “Газпрома” подорожали в четыре раза и сейчас в РТС стоят $11,5. Но чиновники посоветовали “Газпрому” уменьшить аппетиты.
Теперь монополия просит на опционы только 0,02% акций (5,5 млн штук), рассказал источник, знакомый с материалами к совету директоров. В пятницу этот пакет стоил в РТС $55 млн.
Бумаги предлагается распределить между топ-менеджерами “Газпрома” — Алексеем Миллером, его заместителями, членами правления, начальниками департаментов и гендиректорами дочерних компаний, рассказывает собеседник “Ведомостей”. По его словам, топ-менеджер сможет выкупить акции по $8,8, для чего получит от “Газпрома” трехлетний процентный заем под залог этих бумаг. Вернув заем, менеджер сможет распоряжаться бумагами — например, продать часть пакета “Газпрому” по рыночной цене. Если же за три года бумаги подешевеют, концерн обязан будет их выкупить по начальной цене. По словам источника, знакомого с материалами к совету директоров, количество акций для каждого руководителя предлагается рассчитать на базе его зарплаты. Так, Миллер через три года может выкупить 318 179 акций (0,00134%) за $2,8 млн — это две его годовые зарплаты. Сейчас у него акций “Газпрома” всего на $740. Заместителям Миллера отводится по 119 317 акций — $1,05 млн, или зарплата за полтора года, членам правления и гендиректорам “дочек” — 85 227 акций стоимостью $750 000 (полторы годовых зарплаты), а начальникам департаментов и советникам председателя правления — 45 454 акции за $400 000 (годовая зарплата).
Если завтра совет директоров одобрит предложения “Газпрома”, руководители компании получат не только опционы.
“Газпром” хочет поощрять ключевых сотрудников еще и ежегодными бонусами в размере 90-110% годовой зарплаты. По итогам этого года монополия предлагает выплатить сотрудникам 483 млн руб. ($18,2 млн), говорит источник, близкий к совету директоров “Газпрома”. Это больше, чем выплатила менеджерам за 2005 г. в виде краткосрочных бонусов англо-голландская Shell — $14,7 млн.
Годовой бонус менеджера “Газпрома” будет состоять их двух частей: корпоративной и индивидуальной, зависящей от личного вклада сотрудника в успех компании, рассказывает источник, знакомый с материалами к совету директоров. Для Миллера предлагается только общекорпоративный годовой бонус, у его заместителей и членов правления “Газпрома” 80% составит корпоративная часть и 20% — индивидуальная, для руководителей департаментов и их заместителей, а также помощников и советников Миллера предлагается 75% на 25%, для гендиректоров “дочек” — 60% на 40%, а для начальников управлений и казначейства в департаментах — 50%.
“Включать в бонус индивидуальную часть разумно только для менеджмента среднего звена, чей личный вклад можно учитывать отдельно от общего, — считает старший консультант по системам вознаграждения Pynes & Moerner Екатерина Варга. — Для топ-менеджеров это не подходит, ведь результат их работы — это успехи компании в целом”. С этим соглашается чиновник профильного ведомства.
Предложения “Газпрома” сопоставимы с бонусами в международных корпорациях, отмечает Варга. По данным Dow Jones, в 2005 г. бонус предправления и главного исполнительного директора ExxonMobil Рекса Тиллерсона составил $1,25 млн, а за 2006 г. — $2,8 млн. Бонус первого вице-президента ExxonMobil Стюарта Макгилла в 2005 г. — $1 млн, в 2006 г. — $2,15 млн. По данным отчета BP, бонус ее исполнительного директора Джона Браунa в 2005 г. — 1,75 млн фунтов стерлингов ($3 млн).
Впрочем, ряд топ-менеджеров “Газпрома” не дождались системы поощрений и купили его акции: Александру Ананенкову принадлежит пакет на сумму $19 млн, Богдану Будзуляку — на $12 млн, Кириллу Селезневу — на $6 млн, Константину Чуйченко — на $2 млн."