"На состоявшемся в четверг под руководством вице-премьера Ильи Клебанова заседании комиссии по реформе на железнодорожном транспорте министр путей сообщения Геннадий Фадеев добровольно отказался от двух наиболее амбициозных проектов министерства - строительства моста на Сахалин и железнодорожной ветки в направлении Якутии, а также от кредитов международных финансовых организаций. В целом инвестиционная программа МПС на 2002 год за четверг день "похудела" почти вдвое - со 161 миллиарда рублей до 93 миллиардов. Такое самоограничение железнодорожного ведомства благоприятно скажется на тарифах для грузоотправителей: рост по итогам года составит лишь 29 процентов, хотя ранее МПС предлагало проиндексировать тарифы на 66 процентов.
Итоги заседания правительственной комиссии представил сам министр, сообщивший журналистам, что согласился с "подходами, предложенными Минэкономразвития" и общий объем инвестиционной программы МПС на текущий год составит 93 миллиарда рублей. В этом виде ее, как ожидается, и утвердит правительство 24 января.
Оппоненты предыдущего главы Министерства путей сообщения Николая Аксененко напрямую увязывали сокращение объемов инвестиционной программы с замедлением темпов роста тарифа на перевозку грузов. Эта идея нашла поддержку и в правительстве, которое в декабре установило максимальный предел роста услуг естественных монополий в 2002 году - 35 процентов.
Геннадий Фадеев естественно тоже принял эту точку зрения, объявив о параллельном снижением объемов инвестпрограммы и сокращении индексации тарифов. По словам министра, после индексации в январе на 14 процентов они вырастут в 2002 году еще дважды: в марте на 11 процентов и в августе-сентябре еще на 4. Всего- на 29 процентов за год.
Сокращение инвестиционной программы произошло главным образом за счет отказа МПС от реализации двух мегапроектов. Речь идет, в частности, о строительстве мостового перехода на Сахалин. Комментируя это решение, министр сообщил, что у МПС нет средств даже на разработку ТЭО проекта, не говоря уж о его реализации. Ранее, впрочем, руководство МПС утверждало, что сахалинский проект поддерживается лично Владимиром Путиным. Не исключено, что он еще будет реализован, если государство найдет источники его финансирования, пояснил Геннадий Фадеев. Ранее Министерство путей сообщения, кстати, получило принципиальное согласие ЕБРР на выдачу кредита в $250 миллионов на реализацию расширенного варианта инвестпрограммы.
Кроме того, МПС отказалось от проекта разработки Эльгинского угольного месторождения, которое должно было - согласно прежним заверениям руководства министерства - решить энергетические проблемы Дальневосточного региона."