У отечественного, да и у европейского, читателя, как у собаки Павлова, выработалась устойчивая реакция на определенные имена сильных и богатых мира сего. Пароль – отзыв. Вопрос – ответ. Абрамович – «Челси». Вексельберг – яйца Фаберже.
В «Азбуке олигархов», появившейся в СМИ в 2006 году, характеристика российского бизнесмена Виктора Вексельберга начинается именно с яиц: «V - Vekselberg/Вексельберг. Независимо от того, сколько добра он наживет, нефтяной и металлургический магнат Виктор Вексельберг, похоже, обречен остаться в памяти как «парень, который купил яйца Фаберже». В 2004 году этот самый патриотичный из олигархов потратил 50 млн фунтов (90 млн долларов) на приобретение второй крупнейшей в мире коллекции российских пасхальных яиц Фаберже. Заявленная им цель была альтруистичной - он хотел вернуть их на родину, чтобы каждый россиянин мог восхищаться собственным культурным наследием… В 1994 году он , как пишет газета «Бизнес & Балтия» ( 31.05.2006) провел первое агрессивное поглощение в России, однако главным источником его сказочного богатства является нефть. Он - крупный акционер англо-российского совместного предприятия ТНК-ВР. Славится своим относительно скромным образом жизни, хотя, конечно же, у него есть частный самолет. Он женат и имеет двоих детей»
Те, кто еще внимательнее следит за культурной жизнью Родины, не могли не отметить еще одного знаменательного события, связанного с Вексельбергом – возвращения в Россию архива известного мыслителя-эмигранта Ивана Ильина. Стоило президенту Путину процитировать его труды в ежегодном послании, как архив покойного философа выкупил у библиотеки Мичиганского университета, как писала пресса, «за смешную сумму в 60 тысяч долларов некто Виктор Вексельберг».
Побольше бы таких ревнителей культурных ценностей… Правда, пессимисты – не переводятся они почему-то в России – печатно усомнились в альтруистической подоплеке дела. И принялись выяснять – как же это вышло, что великая и могучая путинская Россия оказалась сама не в состоянии выкупить из-за границы архив философа. Выяснилось ни много ни мало, что с такой просьбой, если верить публикациям, к культурному бизнесмену обратился сам полпред президента в ЦФО Георгий Полтавченко, который занимался возвращением архива Ильина, и государству была оказана «определенная финансовая помощь».
Почитаем дальше комментарии тогдашней прессы, например, газету «Жизнь» (07.06.2006) : «Кто такой Вексельберг? Пятый или шестой в списке миллиардеров. Пару лет назад у него были проблемы с прокуратурой. Сейчас нет. А совсем недавно претензии ему предъявила Счетная палата. Она обвинила Вексельберга в нанесении государству ущерба в 15 миллиардов рублей. Вкратце суть такова. Во время приватизации завода цветных металлов (на Урале) оборотный фонд драгоценных металлов не был включен в имущество предприятия. То есть он не подлежал приватизации и по закону должен был быть возвращен государству. Но это не архивы Ильина, и потому государство по сей день кусает локти, вспоминая о 33 тоннах драгоценных металлов, неизвестно куда пропавших... Счетная палата, подсчитав ущерб, нанесенный государству, решает передать дело в ФСБ и Генпрокуратуру. Пусть, мол, ищут 33 тонны казенного золота и платины.
Но ровно на следующий день глава СП Степашин делает маленький подарок В. Вексельбергу. Дескать, никаких претензий у государства к нему больше нет. Вчера были. Сегодня - нет. И так совпало, совершенно случайно конечно же, что этот сюрприз от Степашина миллиардер получил аккурат в день своего рождения. И, согласитесь, какой же он должен быть свиньей, чтобы после этого отказаться помочь государству в реституции (возвращении) архива русского мыслителя! У государства что, нет 60 тысяч на реституцию архивов русского философа? Но государство просит 60 тысяч у Вексельберга. И теперь его не тронь. И теперь свиньей окажется уже налоговый инспектор, что справедливо потребует от Вексельберга возместить ущерб государству.
- Вы что! - топнет ногой миллиардер. - Какие еще налоги!? Я архивы любимого философа Путина вернул на родину!»
Как бы то ни было, именно «культурные достижения» Виктора Вексельберга формируют в последнее время его массовый имидж. А ведь есть достижения гораздо более впечатляющие. Правда, из других жизненных сфер…. (Жизнь от 07.06.2006)
«Скромный образ жизни»
Говорят: стиль – это человек. Иногда единичные, но яркие факты, даже какие-то детали из биографии человека говорят гораздо убедительнее подробных досье.
Вот несколько таких деталей о Вексельберге. Журнал «Форбс» числил его на 44 месте в мировом рейтинге богатых людей, оценивая его состояние в 9,7 миллиарда долларов. В российском рейтинге богачей 49-летний Вексельберг занимает пятое место.
Виктор Вексельберг не планирует выходить из состава акционеров ТНК-ВР. Отвечая на вопрос журналиста, не означают ли налоговые претензии к компании желания правительства РФ получить над ней контроль, он сказал «Нет». Выручка холдинга по российским стандартам бухгалтерского учета в 2005 г. составила 703 миллиарда рублей…
В Екатеринбурге рассказывают легенды о «президентском» люксе в пятизвездочном «Атриум Палас Отеле», который стоит более 1500 евро в сутки (1 у.е. = 38 рублей), куда «человеку с улицы заселиться невозможно ни за какие деньги». В этом люксе, рассказывают журналистам, останавливались в свое время канцлер Германии Герхард Шредер и бизнесмен Виктор Вексельберг...
Интересы Вексельберга разнообразны. Чего только о нем не сообщают: то он претендует на угольные шахты в Монголии, то спонсирует футбольный матч Аргентина - Бразилия, то ведет переговоры с митрополитом Климентом о сотрудничестве бизнеса и Русской Православной Церкви в социальной сфере, то вкладывает 4 миллиона долларов в картину о Смутном времени, которую снимают якобы по заказу администрации президента РФ. Добавить к этому Фаберже и Ильина – просто не бизнесмен, а Лоренцо Медичи Великолепный наших дней.
История с географией
Увы, ассоциации – вещь иррациональная и малоуправляемая. При изучении биографии покупателя яиц Фаберже почему-то мне вспоминаются не шедевры титанов эпохи Возрождения, а совсем другое художественное произведение – английская народная песенка. Вот такая:
«Робин Бобин Барабек Скушал сорок человек, И корову, и быка, И кривого мясника, И телегу, и дугу, И метлу, и кочергу, Скушал церковь, скушал дом, И кузницу с кузнецом, А потом и говорит: «У меня живот болит!»
Нет, на здоровье Виктор Вексельберг публично не жалуется. Но раздел «слияния и поглощения» в российской бизнес-истории вряд ли обойдется без упоминания о нем.
Согласно опубликованным версиям бизнес-биографии Вексельберга, он родился в 1957 году в украинском городке Дрогобыче. Учился в школе только на «4» и «5». Окончил не самый престижный Московский институт инженеров транспорта в 1979 году с красным дипломом. Учился в аспирантуре и к началу 1990-х годов дослужился до завлаба.
Зря считают, что все завлабы кинулись в те времена в политику и наворотили таких дел, что и сейчас трудно расхлебать. Завлаб Вексельберг применил свои таланты в экономике. Как рассказывают современники, он основал несколько кооперативов и «не упустил своего шанса. Он по дешевке скупал медь из кабелей, по сто баксов за тонну, и продавал ее в Германию уже по 3000$... На «медные» деньги Вексельберг стал закупать на Западе дефицитные компьютеры и менять их на приватизационные чеки».
К середине 1990-х ваучеров у основанной при участии Вексельберга компании «Ренова» было уже столько, что пришло время приступать к скупке заводов. Начали с алюминиевой отрасли.
Бизнес-империя «Ренова» постепенно приобрела разнообразные активы в машиностроительной, химической, строительной отраслях, в энергетике и финансах. А в 1997 году Виктор Вексельберг стал совладельцем одной из крупнейших нефтедобывающих компаний страны - ТНК.
ТНК, как и следовало предполагать, стала стремиться к расширению активов. В печати до сих пор пересказывают историю, связанную с захватом «Югранефти» в 2001 году. Согласно публикациям, тогда компании «Норекс» в "Югранефти" принадлежало 97,3 процента акций. Остальные попали в распоряжение ТНК. Казалось бы, что можно сделать с тремя процентами акций против 97? А вот что: 29 июня 2001 года в здание «Югранефти» в Нижневартовске ворвались полтора десятка людей, вооруженных автоматами. Через неделю вооруженные охранники захватили и само месторождение нефти. Затем миру был предъявлен «протокол общего собрания акционеров Югранефти», на котором якобы присутствовали и представители «Норекса».
«Протокол» был сфабрикован, так как «Норекс» никогда не присутствовал на собрании» - так было указано в исковом заявлении, поступившем в окружной суд Нью-Йорка, причем среди ответчиков значилась фамилия «постоянного резидента США» Виктора Вексельберга». (По данным СМИ, рассказывавших об этой истории, у Вексельберга есть недвижимость в Соединенных Штатах, «где регулярно появляются и он сам, и его семья - жена Марина Добрынина, дочь Ирина, которая закончила Йельский университет, сын Александр, который учится в Высшей школе Филдстоуна»).
Иск «Норекса» американский суд отклонил. А на суд российский юристы компании не надеялись – не зря же в руководство ТНК входил нынешний глава администрации президента Сергей Собянин. Скандал, тем не менее, вышел нешуточный. И тут-то и пришлись кстати яйца Фаберже. Вексельберг купил их весной 2004 года, когда Счетная палата проверяла законность приватизации ТНК. Тщетно обманутые вкладчики Первого городского банка, пытались доказать, что покупка совершена на деньги, украденные у них, тщетно утверждали, что «ПГБ стал жертвой преднамеренного банкротства. Деньги из него выводились через офшоры и банк «Альба Альянс», совладельцем которых является Вексельберг. Выводились в структуры, аффилированные с ним же». Российский суд отказался наложить арест на яйца Фаберже - Вексельберга.
Большая химия
Затем наступил черед химической промышленности. «Химическая глава» в истории бизнес-империи еще не закончена и пишется, в частности на ТоАзе. Существует специальная структура, управляющая химическими активами - холдинг «Ренова Оргсинтез», разумеется, стремящаяся к их приумножению. Ареной, на которой разыгрываются новые акты бесконечной пьесы слияний и поглощений, стало Нижнее Поволжье, где еще в советские времена была создана большая группа объектов химической индустрии. Когда в стадию завершения вошла сделка по новокуйбышевскому ЗАО «Нефтехимия», акционеры и руководители сразу нескольких компаний отрасли («Волжского оргсинтеза», «Тольяттиазота») стали обвинять «Ренову» в недружественных попытках захвата своих предприятий. В апреле 2006 года СМИ часто писали о том, как ЗАО «Куйбышевазот», спасаясь от недружественного поглощения со стороны «Реновы», вынуждено было преобразоваться из закрытого в открытое акционерное общество. Ранее, в феврале, сменил собственника крупнейший производитель взрывчатых веществ – чапаевское ОАО «Промсинтез». Местные газеты тогда писали, что чапаевская промплощадка стала первым местом в Самарской области, где произошел захват предприятия путем совместных усилий «как бы» государственных и олигархических структур.
На волгоградском ОАО «Химпром» структурам, связанным с Вексельбергом, принадлежит чуть более трети акций. Контрольный пакет находится в собственности государства, но в «Ренове» не скрывают желания его приватизировать.
В результате только за первое полугодие 2006 года среднемесячный чистый убыток «Химпрома» составлял около 24 миллионов рублей. В сентябре потери предприятия дошли до 31 миллиона. Аналитики предсказывали развитие сценария: банкротство и приватизация за бесценок. Ситуация на «Химпроме» дошла уже до того, что ее пришлось расхлебывать федеральным политикам. Заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по безопасности Виктор Илюхин рассказал журналистам газеты «Тверская,13» (16.11.2006) .: «Компанию Вексельберга можно подозревать в подготовке заказного банкротства всей химической отрасли России. Я обратился с депутатским запросом к генеральному прокурору Юрию Чайке о состоянии дел на волгоградском ОАО «Химпром», просил проверить информацию о существовании сговора правительственных чиновников с частными компаниями, контролируемыми Вексельбергом, с целью доведения до банкротства и приватизации по минимальной цене «Химпрома», где государству принадлежит 51 процент акций. Возможно, здесь задействован механизм вывода прибыли на посреднические структуры и увода прибыли от налогообложения. За первое полугодие 2006 г. убыточность «Химпрома» возросла до 140 млн. рублей, а общая кредиторская задолженность в 2005 году выросла на 21 процент и составила 595,6 млн. рублей плюс задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами в 102,6 млн. рублей. Менеджмент игнорирует правила техники безопасности с явным расчетом на то, что авария с крупными человеческими жертвами снизит стоимость предприятия»
Когда «химическая атака» стала принимать такой оборот, аналитики даже стали предполагать, что «в последнее время г-н Вексельберг становится все большей обузой для Кремля. Вексельберг в последнее время получил значительную известность как «черный рейдер», захватывающий химические предприятия Поволжья для построения своей химической империи».
В доказательство обоснованности подобных предположений приводились и факты: Генпрокуратура РФ направила в Федеральное агентство по недропользованию предписание об отзыве у «дочки» ТНК-BP ЗАО «Роспан Интернешнл» лицензии на добычу газа на Восточно-Уренгойском месторождении в Ямало-Ненецком АО. По версии прокуратуры, «Роспан» вел работы на месторождении без лицензии и положительного заключения экологической экспертизы.
Одновременно прокуратура Ямало-Ненецкого автономного округа возбудила уголовное дело в отношении руководителя «Роспана».
Волгоградская прокуратура, со своей стороны, завершила проверку ОАО «Химпром», проводившуюся по поручению Генпрокуратуры РФ по запросу депутата Илюхина. Результат – отменено ранее принятое решение об отказе в возбуждении уголовного дела против руководства «Химпрома» по статьям 196 и 201 УК РФ («преднамеренное банкротство» и «злоупотребление полномочиями», соответственно) и назначена дополнительная проверка предприятия.
Нью-Петербург и остров Джерси
Все это так и не так. Прокуратура, депутаты, экологи, жители Тольятти могут писать важные бумаги, стоять в пикетах на трассах и горбатых мостах, доказывать, разоблачать… А Виктор Вексельберг тем временем вовсе не производит впечатления человека, озабоченного деятельностью прокуратуры или недовольством каких-то там работников волгоградских и тольяттинских заводов. У него совершенно другие масштабы.
Виктора Вексельберга принимает в своей резиденции президент России Владимир Путин. Вексельберг рассказывает президенту о бизнес-проектах в Африке. О строительстве целого нового города-микрорайона в Екатеринбурге, где на площади в 1000 гектаров будут возведены 15 миллионов квадратных метров жилья для 300 тысяч человек. Новый город вырастет вдоль реки, будут в нем каналы и мосты. В нем будет красиво, почти как в Венеции. В беседе президента с Вексельбергом рождается и название - Нью-Петербург. Все это так и нет так. Просто Виктор Вексельберг как никто другой освоил чудеса пиар-технологий. Скажем, в Африку вместе с президентом России ездило несколько десятков российских бизнесменов, но только один из них сделал так (догадайтесь как), чтобы о «его с президентом» визите рассказали журналисты центральных телеканалов. И в итоге у наблюдателей сложилась святочная картинка – неизменный и незаменимый Вексельберг рядом с Путиным. И так далее. Пиар это волшебная палочка-выручалочка в умелых руках.
Во время визита первого зампреда правительства России Дмитрия Медведева в Екатеринбург, где тот инспектировал реализацию нацпроекта «Доступное жилье», Вексельберг специально прилетел в город на несколько часов, чтобы лично показать Медведеву макет будущего микрорайона. В результате, как писали СМИ, Вексельберг имеет «наибольшие шансы получить бюджетные субсидии» - ведь речь о реализации нацпроекта! Виктор Вексельберг рассказывал Владимиру Путину и о планах слияния своей алюминиевой компании «СуАл» с другим алюминиевым гигантом – «РусАлом». Считается, что после интеграции на долю новой компании придется около 12,5% мирового рынка первичного алюминия и 16% производства глинозема. Стоимость новой компании оценивается в 25-30 миллиардов долларов.
В сообщениях СМИ, правда, не говорится, поведал ли Виктор Феликсович Владимиру Владимировичу о деталях. О том, что крупнейшая в мире алюминиевая корпорация United Company Rusal, согласно уже опубликованным данным, получит прописку на британском острове Джерси. Налог на прибыль здесь равен нулю, а судиться можно ездить в Лондон. Сама компания еще не зарегистрирована, зато уже создана управляющая компания для нее - Rusal Global Management B. V. Она зарегистрирована в Нидерландах.
….Послушайте, что я вам скажу, только вам: вот поэтому они и не покупают яйца Фаберже.