"Публичный спор между министром финансов Алексеем Кудриным и главой Счетной палаты Сергеем Степашиным о том, нужно ли проверять деятельность Банка России, получил неожиданное продолжение. На сайте Минфина вчера было опубликовано официальное сообщение, где говорится о причинах, по которым ведомство г-на Степашина не может заняться ревизией ЦБ. «В настоящее время комплексную проверку соблюдения банковского законодательства в Банке России проводит Генеральная прокуратура с участием представителей правоохранительных органов, Минфина России и «Росфинмониторинга», -- говорится в пресс-релизе министерства, посвященном результатам прошедшего 6 декабря заседания Национального банковского совета. Другие проверки, счел НБС, целесообразно проводить лишь после завершения нынешней.
Формулировки в сообщении Минфина звучат сенсационно: прокуратура никогда комплексно не проверяла, соблюдает ли регулятор российской банковской системы банковское законодательство. Даже расследование обстоятельств кризиса 1998 года не имело такого статуса (напомним, что это расследование длилось несколько лет, а единственным виновным был признан замначальника ГУ ЦБ по Москве Александр Алексеев; по большинству эпизодов дело было закрыто).
В самой Генпрокуратуре «Времени новостей» вчера подтвердили связь проверки с убийством в сентябре первого заместителя председателя Центробанка Андрея Козлова. По данным источников газеты в ЦБ, следственная бригада, пришедшая на Неглинную после этого преступления, с тех пор не получала никакого «усиления». Однако вопрос о том, зачем Минфин подчеркнул комплексность проверки, да еще неделю спустя, остается. Вчера в ведомстве Алексея Кудрина получить комментарии не удалось.
Противостояние между Сергеем Степашиным и Алексеем Кудриным началось после того как в прошлую среду НБС, возглавляемый министром финансов, отказал Счетной палате в праве проверять Центробанк. Г-н Кудрин сначала объяснял решение НБС техническими причинами -- мол, предложение, поступившее от аудитора, было неверно составлено. В ответ глава Счетной палаты заявил, что «все было по закону», и напомнил, что еще в ноябре отправил президенту Путину письмо, где объяснял необходимость проверить деятельность Центробанка в связи с убийством в сентябре первого заместителя председателя ЦБ Андрея Козлова. Последующие заявления министра о том, что в дальнейшем НБС может разрешить Счетной палате проверить банковского регулятора, видимо, не удовлетворили г-на Степашина. Не исключено, что это и стало причиной появления вчера более подробных объяснений.
Вполне возможно, что, публикуя вчера заявление о комплексной проверке ЦБ Генпрокуратурой, Минфин преследовал цель всего лишь несколько охладить служебное рвение Счетной палаты, дав понять, что Банком России уже занимаются самые главные проверяющие ведомства. Между тем вряд ли в Минфине не отдавали себе отчета в том, что подобная огласка может бросить тень на деятельность и авторитет Центробанка. Это прекрасно понимают и в ЦБ. Вчера сотрудники Банка России в неофициальных беседах выражали «удивление» и «сожаление» в связи с появлением пресс-релиза Минфина. «На сайте ЦБ давно размещен пресс-релиз об итогах заседания НБС. Непонятно, зачем министерству нужно было выпускать свое сообщение спустя почти неделю после события», -- недоумевает собеседник газеты в ЦБ. Еще одна причина для беспокойства сотрудников ЦБ -- то, как именно Минфин объясняет деятельность Генпрокуратуры и других ведомств в Банке России. Ведь речь идет о «комплексной проверке соблюдения банковского законодательства в Банке России». «Одно дело, когда после убийства Андрея Козлова к нам пришли человек 30 из Генпрокуратуры расследовать обстоятельства гибели первого зампреда. Другое дело -- комплексная проверка», -- говорит собеседник газеты.
От официальных комментариев Банк России вчера отказался.
Как известно, сразу же после гибели г-на Козлова президент Путин провел экстренную встречу с банкирами и представителями правоохранительных органов, на которой распорядился создать межведомственную рабочую группу под кураторством Генпрокуратуры для усиления борьбы с преступлениями в банковском секторе. Примечательно, что недавно генпрокурор Юрий Чайка объявил о раскрытии убийства Андрея Козлова, пояснив, что исполнители преступления задержаны. Однако по существу дело до сих пор не раскрыто -- правоохранительные органы ищут заказчиков убийства, поэтому работа Генпрокуратуры в ЦБ продолжается. Участвуют в проверке, как это следует из заявления Минфина, и все те ведомства, которым Владимир Путин поручил бороться с преступлениями в банковской сфере.
«Пока мы проверяем только банковский надзор, которым руководил Андрей Козлов, -- рассказал «Времени новостей» источник в Генпрокуратуре. -- Впрочем, не исключено, что проверки будут продолжены и в отношении других направлений деятельности ЦБ». Помимо надзора за банками ЦБ также обладает такими функциями, как проведение кредитно-денежной политики, эмиссия наличных денег и организация наличного денежного обращения, управление золотовалютными резервами, установление правил бухгалтерского учета для кредитных организаций, осуществление валютного регулирования и валютного контроля. Отметим и то, что Центробанк является основным акционером Сбербанка, который планирует провести IPO на российском и международном рынке в феврале следующего года. Это размещение должно стать одним из самых значительных событий на рынке.
Как рассказали газете в ЦБ и Генпрокуратуре, неизвестно, как долго продлится нынешняя проверка. По словам члена НБС Анатолия Аксакова, проверка головного офиса ЦБ и его территориальных управлений ведется уже давно и связана она исключительно с убийством г-на Козлова. «Конечно, это заявление (Минфина. -- Ред.) может косвенно повлиять на репутацию Центробанка, однако я думаю, что авторитет регулятора не пострадает», -- ответил он на вопрос "Времени новостей".
По мнению главы Ассоциации российских банков Гарегина Тосуняна, многие силовые ведомства сейчас испытывают к ЦБ «очень нездоровый интерес». «Проверки Центробанка, -- сказал г-н Тосунян "Времени новостей", -- не вызывают у нас особой поддержки. АРБ считается одним из основных критиков ЦБ в банковском сообществе, но мы должны признать, что это одно из наиболее эффективных и хорошо работающих ведомств в России. А такие проверки, «под соусом Генпрокуратуры» вряд ли пойдут на пользу регулятору».
В то же время очевидно, что и без того не слишком крепкие политические позиции Банка России с проверкой Генпрокуратуры могут еще более ослабнуть.
В последний раз Генпрокуратура расследовала дело, связанное с ЦБ, весной прошлого года. Тогда депутаты Госдумы попросили прокуратуру выяснить причины утечки баз данных о банковских проводках. Возможно, эта информация была либо украдена, либо передана мошенникам из ЦБ. Позднее, правда, выяснилось, что большинство данных недостоверны. А результаты той проверки так и не были объявлены."