Странную гибель мэра Новгорода Александра Корсунова вначале списали на его помощницу, затем – на неизвестного, а потом – в архив. Странно, что архив пока еще не сгорел…
"
Загадочные происшествия в Новгороде вещь не такая уж редкая. Правда, разборки в стиле чикагских гангстеров там, как и везде, поутихли еще в середине девяностых. Однако криминальных загадок от этого не убавилось. Напротив, новгородцы уверены, что теперь в области «не стреляют, а обставляют устранение неугодных так, чтобы некриминальная версия, была основной. Это удобно и областным властям и правоохранительным органам». В этом разрезе чрезвычайно любопытными представляются обстоятельства гибели мэра Новгорода Александра Корсунова, жизнь которого трагически оборвалась 8 сентября 2002 года. И хотя результаты расследования объявлены, уголовное дело прекращено, в официальную версию жители города, любившие своего мэра не верят до сих пор - слишком много вопросов осталось висеть в воздухе…
Официальная версия трагедии полна странных деталей. Во всяком случае, разнобой в обстоятельствах и подробностях присутствовал весьма серьезный. Итак, 8 сентября 2002 года вернувшийся из Череповца руководитель городской администрации Александр Корсунов проводил дочь на поезд Новгород-Москва, отправляющийся в 21:10. Разместив дочь в купе, мэр решил отдохнуть – вскоре ему самому предстоял дальний перелет в Париж. На базу администрации в деревню Шарматово он поехал, по всей видимости, прямиком с вокзала. В 22:15 сотрудники базы отдыха сообщили о его гибели. Прибывшая на место ЧП бригада «Скорой помощи» констатировала мгновенную смерть «от множественных переломов рук, ног и шейных позвонков» (запомните этот момент). Согласно официальному следствию: «невольной виновницей смерти стала помощница мэра Елена Бельдиева. В тот момент, когда владелец "шестерки", Александр Корсунов, полез за чем-то в багажник, госпожа Бельдиева, сидевшая на водительском кресле, зачем-то включила заднюю передачу, и нажала на педаль газа. Машина придавила мэра к стене, и тот в итоге скончался». Новгород был потрясен случившимся, а подозрительные странности начались на следующий день.
В понедельник, 9 сентября, трагическую новость о гибели новгородского мэра передали все центральные средства массовой информации. Местные СМИ тоже «отметились», однако, со ссылкой на федеральные информационные агентства. В то время как центральные издания пестрили различными версиями, новгородские – отмалчивались, осторожно дожидаясь информации свыше. Оказалось, первое, что сделал губернатор Новгородской области Михаил Прусак, так это запретил всем местным СМИ (а подконтрольных ему в Новгороде – абсолютное большинство) публиковать какие-либо сведения по делу о гибели мэра, кроме официально одобренной информации. А таковой не поступало, поэтому, с подачи властей, возник информационный вакуум. Но кое-какая информация все же просочилась. Нестандартно в данной ситуации повел себя еженедельник «Волхов», который версию о произошедшей трагедии газета выловил аж на псковском сайте, и сообщила об имевшем месте инциденте, когда «некий неизвестный мужчина сел за руль джипа, принадлежавшего Корсунову, и пытался его угнать. Мэр якобы бросился в погоню, но тот остановился и резко сдал назад, сбив Корсунова на землю. От полученных травм глава администрации скончался. Приехавшая вслед за этим милиция оформила удобную версию с «шестеркой». Все туманные сообщения о джипах и «шестерках» - лишь для отвода глаз.
Важно добавить, что место происшествия на следующее утро оказалось чисто прибранным расторопным персоналом базы отдыха. А обвиненная правоохранительными органами Елена Бильдиева, получила основания очень опасаться за свою жизнь. Довольно подозрительным показался и тот факт, что Прусак, предложение депутатов городской думы объявить траур по погибшему, воспринял в штыки. Кстати, и во время похорон Михаил Михайлович хранил по истине гробовое молчание – прощальное слово над могилой мэра так и осталось непроизнесенным.
Следом появились утверждения, о том что, Корсунов на обочине дороги возился с колесом своей «шестерки» и случайно попал под колеса проходившей машины. И только неделю спустя после смерти Александра Корсунова власти определились. В программе «N-Бюро» Новгородской государственной телерадиокомпании «Славия» впервые официально была приоткрыта завеса над тайной гибели мэра. Однако версия о несчастном случае, виной которому стала помощница мэра Елена Бельдиева, так и осталась приоритетной в ходе следствия. По факту гибели было возбуждено уголовное дело по статье 264 ч. 2 УК РФ ("Нарушения правил дорожного движения при эксплуатации транспортных средств, повлекшие смерть человека"). Другие версии, якобы за несостоятельностью, отпали. Новгород город компактный и слухи в нем распространяются молниеносно. В частности версия о том, что гибель мэра – не трагическая случайность, а заранее спланированная акция по устранению главы Новгорода, среди горожан стала основной.
Для полного понимания случившегося, необходимо знать роль погибшего мэра в политической жизни Великого Новгорода, который до определенного момента исполнял роль своеобразного буфера между двумя группировками новгородской политической элиты. Одну из группировок, естественно, возглавлял областной губернатор Михаил Прусак, другую – хозяин ряда крупных предприятий и почетный гражданин города Тельман Мхитарян. В свое время Корсунова выдвинул именно Мхитарян, и до одного времени Корсунов был удобен и Прусаку.
До тех самых пор, пока его не стали вполне заслуженно считать политиком федерального уровня – по России Корсунов имел немалый авторитет благодаря активной работе на посту президента Союза городов Центра и Северо-Запада. То есть, мэр стал составлять серьезную конкуренцию обоим лидерам, и даже попытался вести свою игру с губернатором в обход Мхитаряна, хотел сколотить свою группировку, но не успел. Масла в огонь подливает и информация о том, что за несколько дней до гибели в отношении Корсунова в Москву ушла бумага, в которой указывалось, что Корсунов имеет все шансы сменить Прусака на посту губернатора. До выборов главы региона оставалось около года и Корсунов по всем параметрам наступал Прусаку на пятки. Но вернемся к ходу расследования гибели мэра, точнее неофициальной его части.
Следует отметить, что версия об убийстве звучит не менее убедительно, поскольку в деле до сих пор остаются непонятными весьма существенные моменты. Прусак конечно в регионе начальник, но, как выяснилось, не для всех. Вопреки его запретам, профессионалами все же был проведен ряд негласных опросов и экспериментов, результаты которых противоречат официальной версии. Известно, что работало несколько разных групп, но вопросы возникли одинаковые. Как удалось выяснить: во-первых, «характер травм и переломов свидетельствует о том, что Корсунова раздавили, неоднократно проехав по телу. Он абсолютно весь был переломан!» Помните, врачи "Скорой помощи", работавшие по вызову на месте происшествия, сообщили: мэр скончался мгновенно от множественных переломов рук, ног и шейных позвонков. Можно ли такие повреждения получить при случайном наезде, да еще и при утверждении следствия что Корсунова «вдавило в стену…». Сюда же не вписывается траектория движения машины с места старта к месту соприкосновения с телом. Промашка: некоторые очевидцы показали, что тело лежало в стороне, сбоку от здания. Допустим, Корсунов стоял там, где его и обнаружили. Но если двигаться по этой траектории, которая легла в основу официальной версии, машина непременно упирается в угол здания. В противном случае машина совершила фантастический маневр, который в принципе невозможен». Второе любопытное обстоятельство: чуть в стороне от места происшествия свидетели отметили наличие следов крови, но на них почему-то никто не обратил внимания. Третье: утверждается, что при экспертизе из отчета выпали следы асфексии (удушения). Дело в том, что неподалеку от места происшествия был обнаружен важный предмет – поясок, кем-то брошенный в траву, но он вопреки правилам не попал в протоколы осмотра места происшествия. Предположим, что поясок мог кто-то обронить накануне и не имеет отношения к происшествию. Но порядок подписания результатов экспертного исследования тела тоже настораживает. Согласно имеющимся данным, заключение о смерти подписал лишь один человек, который и проводил исследование. Власти не допустили присутствия посторонних глаз. Лишние свидетели тут были явно ни к чему? Массу нелицеприятных вопросов можно задать и по другим направлением следствия. Огромное число свидетелей, да и она сама, утверждают, что секретарь мэра Елена Бельдиева была всегда абсолютно равнодушна к автомобилям, не имела водительских прав, и никогда не садилась за руль - ни при каких обстоятельствах.
Мнение эксперта только усиливает сомнения: «Порядок включения задней скорости у «шестерки» для несведущего человека не так-то прост. Надо выжимая левой ногой сцепление, одновременно перевести рукоять коробки передач на нейтралку, затем рукоять притопить, и лишь после этого включить заднюю скорость. Это надо уметь, автоматизм достигается годами и приходит с опытом». Могла ли как утверждается, пусть даже нетрезвая Бельдиева совершить такие непростые для новичка действия, при условии, что никогда ранее не садилась за руль? Также не было доказательств, что Елена Бельдиева садилась на место водителя – на руле не обнаружено ее отпечатков пальцев, а по результатам микроисследований на водительском сиденье частичек ее одежды не найдено. Довольно загадочным выглядит и тот факт, что на теле погибшего нет следов протектора, хотя Корсунов был обнаружен лежащим поперек салона «шестерки». Согласитесь, что при росте мэра в 174 см и при ширине салона автомобиля где-то в 130 см, на теле должны были остаться следы шин. И, повторимся, характер переломов и повреждений погибшего (позвоночник сломан в нескольких местах!) никак не вяжется с предполагаемой причиной гибели. Вопросы, вопросы, вопросы…
Между тем, «Всю правду об этой трагедии не узнает никто, в том числе и я», - так заявил однажды журналистам Анатолий Фомченков – адвокат Елены Бельдиевой, которой было предъявлено обвинение в неосторожном управлении транспортным средством, повлекшим за собой смерть Александра Корсунова. Похоже, Анатолий Васильевич был прав, поскольку дело по факту трагической гибели мэра Великого Новгорода прекращено в связи с примирением сторон.
Журналистам и здесь удалось проследить любопытную цепь событий. В понедельник, 14 апреля 2003 года, адвокат Елены дает интервью, в котором весьма убедительно и аргументировано, утверждает о невиновности своей подзащитной. 15 апреля появляется очередное (третье) ходатайство вдовы погибшего.
16 апреля дело прекращают за примирением сторон.
Любопытно здесь то, что телесюжет с интервью Анатолия Фомченкова, взятым 14 апреля, выходит в эфир в программе «N-Бюро» 21-го, только в следующий понедельник, как бы постфактум.
В свою очередь Елена Бельдиева так же недвусмысленно заявила - в гибели мэра она не виновата. А по логике вещей, примирение сторон, из-за которого прекращено дело, могло наступить лишь в том случае, если обвиняемая сторона признает свою вину, а пострадавшая её (обвиняемую сторону) прощает. В данной ситуации такой ничего подобного нет. Пострадавшая прощает ту, которая виновной себя не считает. Где же логика? Однако все согласились. Вздохнули с облегчением сотрудники следственных органов – им можно было поставить очередную «галочку» о проделанной работе. (Хотя это юридический нонсенс: примерение сторон по статье УК об убийстве не влечет за собой прекращения уголовного дела.) Устало вздохнула супруга покойного – не будут выворачивать наизнанку факты из личной жизни погибшего. Перевели дух представители областных властных структур – меньше разбирательств, меньше вопросов. Считать гибель мэра нелепой случайностью сегодня удобно многим, даже если на деле все обстояло иначе. Скорее всего, правда об этой трагедии теперь навсегда сгинет в архивах прекращенных дел.
"
06.12.2006
Сергей Максимов, специально для журнала «Компромат» журнал «Компромат»