Информационная справка о коммерческой и инвестиционной политике ОАО «Акрон»
"
«К настоящему времени в агрохимическом комплексе России складывается нездоровая ситуация, умышленно инициируемая определенными силами и направленная на извлечение односторонних неоправданных коммерческих выгод….
Восьмипроцентная щедрость
«…Видимым признаком являются всплески «осенней» активности перед договорной компанией, когда на поставщика апатитового концентрата организуется мощное давление через органы исполнительной власти и прессу. Не станет исключением и текущий год, когда полностью ориентированный на китайский рынок фосфорсодержащих удобрений ОАО «Акрон» начнет очередную компанию борьбы за российского сельхозпроизводителя. Снова и снова, как на заезженной пластинке, будут повторяться одни и те же тезисы, призывы «обуздать зарвавшегося монополиста», восстановить «справедливое» распределение прибыли между производителем сырья и переработчиком, обеспечить страдающего от недостатка удобрений российского сельхозпроизводителя, обвинения в росте цен на продукты первой необходимости, которые напрямую связаны со стремлением заложить сверхприбыль в сырьё - апатитовый концентрат. Многолетняя практика показывает, что ничего нового в сценарий внесено не будет, поэтому имеет смысл разобрать подоплеку активных действий под флагом радения за интересы отечественного производителя.
Начнем с самого главного: является ли главный радетель ОАО «Акрон» на деле активным поставщиком фосфорсодержащих удобрений на внутренний рынок? Статистика и характер действий руководства так называемого холдинга, в который входят два производителя однотипной продукции, свидетельствуют об обратном. Доля предприятий холдинга на внутреннем рынке фосфорсодержащих удобрений составляет незаметные 4%; доля фосфорсодержащих удобрений, реализуемых на внутреннем рынке, в валовом выпуске холдинга также составляет незначительную долю (4%). При этом у холдинга есть все предпосылки и необходимые условия для успешной конкуренции на внутреннем рынке: более десятка региональных баз хранения, ликвидные марки удобрений, упаковка в различную тару, финансовые возможности предоставления покупателям гибких условий оплаты. И все эти ресурсы не используются по совершенно тривиальной причине: руководство холдинга не имеет реального интереса к развитию проблемного внутреннего рынка, на котором нужно нести риски и прикладывать усилия для продвижения продукции. Статистика поставок селу фосфорсодержащих удобрений показывает, что в 2002 году предприятия холдинга резко и неадекватно ситуации на внутреннем рынке снизили объемы поставки в несколько раз (для сравнения: 2001г. - 230 тыс.т, 2002г. - 69 тыс.т фосфорсодержащих удобрений).
При этом другие производители аналогичных удобрений, например, Кирово-Чепецкий химический комбинат, не только сохранили, но и увеличили объемы поставок фосфорсодержащих удобрений на внутренний рынок (2001г. - 132 тыс.т, 2002 г. - 250 тыс.т). Гораздо проще, заложив часть основных производственных фондов, получить кредит в банке, пусть и под значительный процент, который будет оплачивать предприятие, и страховать таким образом валютную выручку. На начало 2-го кв. 2003 года предприятиями холдинга взято краткосрочных кредитов на 1949.6 млн. руб., ежегодные выплаты по кредиту составляют около 400 млн. руб., что соответствует 43 % от фонда оплаты труда работников холдинга в 2002 году. Таким образом, в сегменте фосфорсодержащих удобрений руководство холдинга рассматривает внутренний рынок по остаточному принципу как прикрытие для проведения атак на поставщика сырья - ОАО «Апатит», а с 2002г. - управляющую им компанию ЗАО «ФосАгро АГ». Для сравнения с политикой и позициями ОАО «Акрон» на внутреннем рынке интересны действия компании ФосАгро относительно реального обеспечения российского сельхозпроизводителя фосфорсодержащими удобрениями. С учетом специализации именно в этом сегменте производства компания ФосАгро имеет значительную долю поставок фосфорсодержащих удобрений на внутренний рынок: около 20% от общего объема производства. За счет продуманной и целенаправленной маркетинговой и сбытовой политики компании постоянно наращивает объемы поставок на внутренний рынок: в 2002 году российскому сельхозпроизводителю поставлено 665 тыс. т фосфорсодержащих удобрений, прирост относительно 2001 года составил 18%. В данном случае есть все основания говорить о приоритете внутреннего рынка в политике компании.
Непрофильные заезды
Но вернемся к действиям руководства ОАО «Акрон»: декларируя заботу о российском сельхозпроизводителе, акционеры компании принимают решение о приобретении 58% пакета акций китайского предприятия RedSun с инвест условиями на $28 млн., которых так не хватает, по утверждениям руководства холдинга, на текущие нужды российских предприятий. В 2002 году инвестиции ОАО «Акрон» увеличились ($12 млн. в 2000 г., $15 млн. в 2001 г., $23 млн. в 2002 г.), однако значительно изменилась их структура, если в 2000 и 2001гг. весь объем был направлен в производственные фонды, то в 2002 г. на эти цели было выделено только $6 млн., а основной объем инвестиций был потрачен на финансовые вложения в непрофильные активы, такие как Московский конный завод. Недофинансирование предприятий не замедлило сказаться на экологической обстановке на предприятии, так в 2002 году количестве выбросов в атмосферу на ОАО «Акрон» значительно увеличилось в сравнении с 2001 г., несмотря на сохранение объемов производства продукции.
В опубликованном еженедельном журнале «Эксперт» рейтинге крупнейших компаний России холдинг «Акрон» привел данные по объему реализации в размере $460 млн., в то время как по российской отчетности оборот двух российских предприятий, входящих в холдинг ОАО «Акрон» (Новгород) и ОАО «Дорогобуж» составляет $317.8 млн. При этом их балансовая прибыль составляет 885 млн. руб., что составляет 79 % от приведенной в рейтинговой таблице. Очевидно, что в объем реализации включена часть зарубежных зависимых обществ, которые являются центрами накопления прибыли холдинга. Простой анализ схемы реализации удобрений «предприятие - панамские оффшоры -конечный покупатель» и неполучение рыночной цены производителем. Индикации цен, публикуемые в еженедельных специализированных изданиях Fertilizer Week и др. свидетельствуют, по меньшей мере, о недополучении выручки и соответственно прибыли, относительно показываемой в балансах холдинга. На возврат этих ресурсов и должны быть направлены усилия акционеров, если ситуация действительно становится угрожающей для устойчивости базовых предприятий холдинга. Вместо этого центр активности переносится на силовое давление и выбивание преференций у поставщика. При этом для обсуждения ОАО «Акрон» предлагает заведомо абсурдные варианты заключения долгосрочного (10 летнего) договора на поставку апатитового концентрата с фиксированными объемами и ценами, которые ставят поставщика в заведомо ущербное и кабальное положение. Хотя бы с точки зрения формальной логики: ОАО «Апатит» не имеет аналогичных договоров со своими поставщиками и не может управлять издержками, связанными с внешними удорожающими факторами. Справедливый отказ от обсуждения заведомо абсурдного договора трактуется представителями ОАО «Акрон» как «ухудшение позиций российского производителя на рынке капитала и его возможностей по привлечению долгосрочных заемных средств». Это типичный и характерный пример извращения реального положения дел, взятый на вооружение акционерами и руководством ОАО «Акрон».
Запах серы
Но иезуитская политика и на этом не заканчивается и проявляется и в текущей деятельности. В конце декабря 2002 г. ОАО «Акрон» заключает договор с ЗАО «ФосАгро АГ» на поставку апатитового концентрата в полном технологическом объеме потребления и через 2 недели извещает об отказе от почти полумесячного объема без обоснования причин. Снижение объемов потребления апатитового концентрата произошло и в феврале 2003г. Эти факты свидетельствуют о полном пренебрежении и игнорировании интересов производителя апатитового концентрата, что характеризует ОАО «Акрон» как ненадежного партнера с гипертрофированными собственными интересами и непредсказуемыми действиями. При этом компания претендует на признание соответствующей западным корпоративным стандартам, неотъемлемой частью которых является порядочное и предсказуемое поведение в отношениях с партнерами.
В бизнес сообществе компании, использующие для достижения своих узкокорыстных интересов силовые методы и вовлекающие в коммерческие споры государственные органы, являются персонами нон грата. Замкнутость и противопоставление себя всему остальному миру, характерные для политики ОАО 'Акрон", в конечном счете, приводят к самоизоляции и деградации. Выбор политики и позиции компании по отношению к другим является прерогативой акционеров, но только до тех пределов, пока это не затрагивает интересы других. К счастью, этих других в агрохимическом комплексе России на текущий момент больше - это компании, нацеленные на разностороннее развитие всех составляющих бизнеса - от производства до социальной инфраструктуры - ФосАгро, Еврохим, Уралкалий. Вот в этом, на наш взгляд, и заключается суть конфликта: с одной стороны, консервация на достигнутом уровне и стремление любой ценой, прежде всего, за счет других, удержать личные акционерные дивиденды; с другой стороны, ответственность за обеспечение внутреннего рынка минеральными удобрениями, подтверждается конкретными реальными действиями, открытая позиция для развития и корректное отношение к партнерам.
С сожалением можно констатировать, что к объективным трудностям российского агрохимического комплекса добавляются еще и инспирируемые «бизнесменами» - нерезидентами, рассматривающими производство как дойную корову и источник благополучия по западным стандартам. Однако следует помнить, что бизнес сообщество четко определяет истинные мотивы поведения и действий каждого участника и способно четко разграничить декларации и мотивы. Это проявляется и в отношении мажоритарного акционера ОАО «Акрон»: созидатели здесь в России с ее спецификой и проблемами, он - там, в санаторной Швейцарии с неотличимыми выходными и буднями. Цель созидателей - стабильная внутриэкономическая и социальная ситуация в стране, рост доходов сельхозпроизводителей и доходов населения, цель акционера ОАО «Акрон» - сохранение привычного уровня акционерного дохода. Диаметральная разница в целях лишает эту персону морального права учить и наставлять тех, кто действительно работает на благо России.»