С Альбиона в Москву прислали полицейских, знакомых с «российской спецификой»
" Ни милиция, ни собственная охрана не уберегли британское посольство от радиоактивного заражения.
Работа следователей Скотленд-Ярда, которые в понедельник прибыли в Москву расследовать гибель экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, покрыта тайной.
- До окончания следствия никаких комментариев мы давать не будем, - тоном, не терпящим возражений, заявили «КП» в британском посольстве в Москве.
Дело доходит до абсурда. Никто точно не знает даже, а сколько именно экспертов приехали из Лондона. Кто-то говорит - трое, другие уверены, что не менее девяти. Как нам стало известно из информированных источников, всего сыщиков - 13, а провести свое расследование «шерлоки холмсы» планируют максимум за две недели.
Первым на «прием» к англичанам, которых по пятам сопровождают коллеги из российской Генпрокуратуры, попал Дмитрий Ковтун - партнер Андрея Лугового, встречавшегося в Лондоне с отравленным Литвиненко.
Потом очередь должна была дойти и до самого Лугового, который, правда, еще вчера находился на обследовании в одной из столичных клиник. По словам его адвоката Андрея Ромашова, врачи не возражали против такой встречи, да и сам Луговой был готов дать свидетельские показания. Тем более что западная пресса уже успела «окрестить» его одним из главных подозреваемых.
- На мой запрос представители британской стороны, в том числе сотрудники Скотленд-Ярда, сказали, что господин Луговой проходит в качестве свидетеля, - сообщил Ромашов.
Однако назначенная на среду встреча с Луговым сорвалась. Полицейским из Скотленд-Ярда велели подождать, пока Луговой закончит все необходимые процедуры в клинике. Этот процесс затянулся настолько, что встреча британских специалистов с «подопечным» состоится, по словам помощника Лугового, лишь сегодня.
После прихода свидетеля посольство «зафонило»
Корреспондентам «КП» удалось узнать подробности пребывания англичан в российской столице.
Офицеров Скотленд-Ярда 52-летнего Алена Слейтора и его молодого коллегу Пола Эвера направили в Россию сразу после того, как стало известно, что Андрей Луговой, возможно, является одним из основных фигурантов в деле об отравлении Александра Литвиненко. Как только стало известно о смерти Александра, он неожиданно появился в посольстве Великобритании в Москве.
Как сообщили нам в диппредставительстве, Луговой пожелал видеть самого посла. Но сумел побеседовать лишь с его заместителем. Уходя, Андрей Константинович оставил в посольстве все свои координаты на случай, «если с ним решит побеседовать британская полиция».
Как стало известно вчера, английские эксперты обнаружили в помещении посольства следы радиации.
Их выбрали за «великий и могучий»
- Ален Слейтор - наш опытнейший сотрудник, - сообщили «КП» в центральном отделении Скотленд-Ярда. - Ему отдали предпочтение, потому что он знаком со спецификой работы в России и с российскими гражданами. К тому же он владеет русским языком. Такими же характеристиками обладает и его младший коллега Пол Эвер, хотя он служит в одном из районных отделений.
Как стало известно «КП», британские офицеры остановились в отеле при посольстве Великобритании и в тот же день провели несколько встреч с московскими коллегами.
А В ЭТО ВРЕМЯ
Скарамелла покинул больницу
Итальянца Марио Скарамеллу, который также проходит по «делу Литвиненко» в качестве свидетеля, врачи выписали из больницы «Юниверсити колледж». Сам итальянец накануне пугал, что получил дозу облучения, превышающую смертельную аж в пять раз.
- У него нет никаких симптомов радиационного отравления, - поставили диагноз лондонские эскулапы.
Марина СЕРГЕЕВА, Шамиль ДЖЕМАКУЛОВ, Иван АЛЕКСАНДРОВ Фото АП.
ПАРАЛЛЕЛИ
Он охранял еще и Ивана Рыбкина
Как раз во время его загадочного исчезновения в Киеве
Неожиданные подробности всплывают вокруг главного подозреваемого по делу об отравлении экс-сотрудника ФСБ Александра Литвиненко Андрея Лугового.
Оказалось, он занимался охраной не только лондонского эмигранта Бориса Березовского и экс-главы российского правительства Егора Гайдара, также угодившего в загадочную историю с отравлением, но и бывшего кандидата в Президенты РФ Ивана Рыбкина.
Об этом заявил сам Рыбкин и добавил, что с Луговым был прекрасно знаком, а офицеры его охранного предприятия бывали даже у него дома.
Причем с Луговым у Рыбкина был договор в 2004 году, когда в России шла избирательная кампания по выборам президента.
Напомним, что именно во время той предвыборной гонки с Рыбкиным приключилась странная история. Сначала он исчез где-то на Украине и его искала чуть ли не вся Россия. Уже шли слухи, что Рыбкина, возможно, нет в живых. Однако спустя несколько дней история превратилась в смешной водевиль. Рыбкин нашелся. Но ничего вразумительного объяснить не смог и был весьма заторможен. Звучали предположения, что Рыбкина могли отравить. Либо он съел что-то не то.
Ольга КОРОТКОВА
НЕСТЫКОВОЧКА
Вячеслав СОКОЛЕНКО, товарищ и партнер Андрея Лугового: С Литвиненко я не встречался
Соколенко утверждает, что ездил в Лондон только для того, чтобы посмотреть футбол. Фото: АП
Британская пресса утверждает, что в роковой для Литвиненко день - 1 ноября - он встречался в гостинице «Миллениум мэйфэйр» с тремя россиянами: Андреем Луговым и его деловыми партнерами Дмитрием Ковтуном и Вячеславом Соколенко. Говорится, что якобы именно на этой встрече беглый подполковник мог быть отравлен.
Мы дозвонились до Соколенко, и вот что он сообщил:
- К той встрече 1 ноября я не имею никакого отношения. Меня на ней просто не было. И бизнеса у меня в Лондоне нет никакого. Я впервые за последние 10 лет выбрался в Лондон на футбол, и всего-то. Причем мы с Луговым - с ним я хорошо знаком - давно планировали эту поездку.
Прилетели мы 31 октября, и на нашем самолете, я знаю, были болельщики ЦСКА, они тоже на матч собирались. Вечером я поехал встретиться со своими знакомыми. Чем Андрей в это время занимался, я не знаю. На следующий день Луговой поехал по делам, а мы с его супругой пошли на экскурсию. И только потом мы с Андреем отправились на футбол. Ковтуна с нами не было.
Уже в Москве я прошел обследование на содержание в организме полония-210. Ничего не нашли.
Артем АНИСЬКИН.
ЗВОНОК В МИД
Это расследование - не политический вопрос
Как сообщили «КП» источники в российском МИД, англичане «делали заходы», чтобы втянуть наших дипломатов в расследование гибели Литвиненко. «Однако наша позиция заключается в том, что это не политический вопрос и МИД здесь ни при чем, - подчеркнул источник. - Поэтому они замыкаются исключительно на Генпрокуратуре».
- Определенную помощь англичанам мы все же оказали. Например, когда на днях приезжали три специалиста из Лондона, проводившие дезактивацию британского посольства, мы решали вопросы, связанные с провозом через границу предназначенного для этого оборудования. Но это чисто техническая помощь, - сказал нам сотрудник МИД.
КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР
Вчера вечером Скотленд-Ярд официально признал смерть Александра Литвиненко убийством.
НАУЧНЫЙ ПОДХОД
Эмиссар чеченских боевиков в Англии Ахмед ЗАКАЕВ: Саркофаг с телом Литвиненко нельзя вскрывать шесть с половиной лет
По грубым оценкам ученых, в организм жертвы было введено около 50 микрограммов полония-210
А в США уже продают такие сувениры. Кофейная чашка с надписью «Опасно. Радиоактивные материалы. Содержит раствор полония-210».
На днях Ахмед Закаев в интервью радио «Свобода» заявил, что тело Александра Литвиненко было выдано родственникам в специальном опечатанном саркофаге. Дабы устранить возможность радиоактивного загрязнения тех, кто будет прощаться с покойным. Причем, по словам тех же неназванных специалистов, рассказавших про саркофаг, радиационная угроза будет сохраняться в течение шести с половиной лет. Мол, именно такой срок распечатывать его нельзя.
Эта первая упомянутая в СМИ зацепка, по которой, пусть и очень грубо, можно оценить количество изотопа полония-210, попавшего в организм Литвиненко.
По просьбе «КП» эти расчеты провел старший научный сотрудник Института химической кинетики и горения СО РАН кандидат физико-математических наук Сергей ПАЩЕНКО:
- У нас есть четыре исходные цифры.
Предположим, британские эксперты предупредили родственников, что саркофаг можно открыть, когда радиоактивный фон тела Литвиненко не будет превышать средний фон - 15 микрорентген/час.
Известно среднее содержание полония-210 в организме взрослого человека - 1 нанограмм.
Мы также знаем период полураспада этого изотопа - 138 дней (время, за которое его количество уменьшается вдвое).
И «опасный» срок, который отмерили британские эксперты, - 6,5 года.
На основании этих данных легко подсчитать, что сейчас в его теле содержится примерно 50 микрограммов изотопа полония-210 (1микрограмм - миллионная доля грамма. - Ред.) В пятьдесят тысяч раз больше, чем у взрослого здорового человека.
Такое количество этого изотопа вполне можно было добавить в чай или кофе. Или даже... вдохнуть в легкие, если, например, курить отравленную сигарету. Например, из пачки, в которую был добавлен полоний-210.
Повторю, что это очень грубая оценка, в которой не учтено множество факторов.
- Могло ли такое количество полония-210 стать причиной смерти Литвиненко?
- Никогда на людях эксперименты с этим изотопом не ставили. Но опыты с животными проводили. На основании полученных данных можно уверенно сказать, что человек весом 80 килограммов умер бы в течение трех-четырех недель, если бы в его организм попало от 1 до 1000 микрограммов полония-210. Наш результат в эту оценку попадает.
Андрей МОИСЕЕНКО
Сколько это стоит
Единственная организация в мире, открыто торгующая полонием-210, - американская фирма United Nuclear, работающая под контролем Национальной комиссии США по контролю за распространением ядерных материалов.
У компании имеется свой ядерный реактор, на котором она производит различные радиоактивные изотопы по заказу лабораторий, институтов и университетов на территории США.
После скандала с отравлением Литвиненко компания поместила на своем сайте (http://www.unitednuclear.com/) текст, содержание которого сводится к следующему. Да, мы производим и продаем полоний-210. Но, во-первых, мы не имеем возможности продавать его за пределы США. Во-вторых, методика производства такова, что понадобилось бы 15 тысяч наших стандартных «порций» (вместе они составляют примерно 1 микрограмм. - Ред.) этого изотопа. Общей стоимостью около миллиона долларов. И такой крупный заказ обязательно вызвал бы подозрение наших кураторов из федерального правительства.
А в-третьих, есть множество других радиоактивных материалов, которыми можно было бы проще и быстрее отравить жертву. А обнаружить их следы в организме, наоборот, сложнее.
Из заявления United Nuclear следует, что минимальная цена яда по официальным расценкам, была бы около миллиона долларов. Но, по расчетам Сергея Пащенко, количество изотопа было больше. Значит, речь идет о десятках миллионов долларов. И, возможно, британская газета Guardian, опубликовавшая сведения от своих источников, что цена убийства была около 30 миллионов долларов, близка к действительности.
Получается, что Литвиненко ввели дозу, заведомо превышающую смертельную. Затратив на это миллионы или даже десятки миллионов долларов, которые можно было бы сэкономить. Непонятно, зачем это было нужно.
Возможно, следователи Скотленд-Ярда сознательно запутывают общественность, говоря о полонии-210. Может, Александр Литвиненко все-таки был отравлен каким-то другим веществом? "