Бывший гендиректор «Мосэнерго» возглавил энергетический комплекс «АвтоВАЗа»
"Уволенный после прошлогодней майской энергоаварии в Москве гендиректор «Мосэнерго» Аркадий Евстафьев, как стало известно «Времени новостей», теперь работает председателем комитета по энергетике при совете директоров «АвтоВАЗа». Эту информацию подтвердил пресс-секретарь председателя совета директоров автозавода Иван Скрыльник. Он, кстати, добавил, что г-н Евстафьев уже работает в компании около двух месяцев, и указал, что убитый на днях гендиректор «Итера-Самара» Александр Самойленко уволился с поста главы «АвтоВАЗэнерго» в начале октября, до прихода в компанию бывшего гендиректора «Мосэнерго». Источники «Времени новостей» полагают, что г-н Евстафьев будет создавать в Тольятти крупную энергосбытовую компанию, которая теоретически может покуситься на бизнес «Самараэнерго», который считается подконтрольным нынешнему члену правления РАО «ЕЭС России» Владимиру Аветисяну.
Г-н Евстафьев теперь отвечает за оптимизацию энергозатрат «АвтоВАЗа» и снижение издержек в энергетической сфере, влияющих в том числе на стоимость автомобиля. При этом, как заявил г-н Скрыльник, «должность эта скорее совещательная -- г-н Евстафьев должен будет предлагать лишь свои проекты и видение решения проблем совету директоров на рассмотрение». При этом г-н Евстафьев, по его словам, «имеет богатый опыт и является компетентным в сфере электроэнергетики».
«Богатый опыт» г-на Евстафьева заключается прежде всего в скандалах, к которым он оказывался причастным. Он был советником Анатолия Чубайса, когда тот работал в Госкомимуществе в 1992 году, и в дальнейшем оставался его соратником. В 1996 году в разгар президентской предвыборной кампании он стал известен благодаря громкому делу с выносом из Кремля «коробок из-под ксерокса». В 1997 году фамилия Евстафьева попала в «дело писателей», и он был обвинен в незаконном получении гонораров за работу над книгой «История приватизации в России». А в марте 2002 года его обвинили в мошенничестве с кредитами для фонда «Гражданское общество». Эти дела, однако, были закрыты. В 2000 году он был назначен заместителем гендиректора «Мосэнерго», а когда РАО «ЕЭС России» добилось с помощью судебных приставов и ОМОНа отставки гендиректора столичной компании Александра Ремезова, г-н Евстафьев возглавил «Мосэнерго». В апреле прошлого года, когда «Мосэнерго» разделилось на 14 частей, он стал руководителем подавляющего большинства этих новых компаний. И когда 25 мая разразилась авария на подстанции «Чагино», именно г-н Евстафьев был определен виновником произошедшего.
В отставку он ушел после слов Владимира Путина: «Какие предварительные выводы, во всяком случае в публичной сфере, были сделаны руководством РАО «ЕЭС» и «Мосэнерго»? Я с удивлением услышал рассуждения по этому поводу руководства «Мосэнерго» -- рассуждения о необходимости резкого, в разы, повышения тарифов на электроэнергию якобы во избежание возможных энергетических кризисов в будущем. Считаю, что это просто шантаж с целью достижения групповых и корпоративных интересов за счет потребителя, фактически за счет всего общества. Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства «Мосэнерго».
После этого имя г-на Евстафьева в публичной сфере появлялось только один раз -- в феврале этого года, когда сообщалось о том, что Генпрокуратура в отношении него завела уголовное дело по неуплате налогов «Мосэнерго» в размере 105 млн руб. Впрочем, до сих пор так и не понятно, существовало это налоговое дело на самом деле или нет.
На новом месте г-ну Евстафьеву предстоит «расчистить» энергетическое поле «АвтоВАЗа» от предприятий, которые до прихода на автозавод команды «Рособоронэкспорта» занимались энергоснабжением предприятий и имели непрозрачную структуру собственности. Кроме того, г-ну Евстафьеву предстоит конкурировать с энергетиками областного масштаба: «АвтоВАЗ» сдержал свое обещание пятилетней давности и с 1 января решил отказаться от услуг «Самараэнерго» (этот бренд носит энергосбытовая компания), в результате чего последняя лишится крупного клиента и, как сообщила пресс-секретарь «Самараэнерго» Ольга Перькова, примерно 10% прибыли. По ее словам, соответствующее письмо было на днях получено энергокомпанией, однако пока выполнить просьбу сложно -- ранее поданная автозаводом заявка на мощность уже включена во все энергобалансы и утверждена госструктурами.
По информации «Времени новостей», «АвтоВАЗ» решил перейти к другому поставщику энергии -- компании «Электросеть», которая, как говорит источник, близкий к энергетикам, была создана структурами завода буквально за недели и стремительно получила статус гарантирующего поставщика. Столь быстрое появление такой сбытовой компании, считает источник, может быть связано исключительно с именем г-на Евстафьева. Пока «Электросеть» покупает энергию у «Самараэнерго», а потому отпускает ее по более высоким тарифам. Однако в будущем, по данным источника, она планирует выйти на оптовый рынок электроэнергии и стать компанией федерального масштаба. Очевидно, что большинство крупных предприятий Самарской области станут клиентами «Электросети», ибо вряд ли кто будет спорить с командой «Рособоронэкспорта» по энергетическому вопросу. Разве что «Газпром», который поставляет газ на областные электростанции и имеет в регионе внучатую компанию «Тольятти-Каучук» (входит в состав СИБУРа).
Появление такого конкурента вряд ли понравится нынешним энергетикам региона, которых традиционно связывают с Владимиром Аветисяном (до назначения членом правления РАО был гендиректором «Самараэнерго», когда она была вертикально-интегрированной, а теперь считается блокирующим акционером ТГК-7 и нынешней сбытовой компании «Самараэнерго»). С ним «Времени новостей» вчера связаться не удалось. Впрочем, г-жа Перькова утверждает, что такая перспектива -- это и есть те самые рыночные отношения, которые являются целью всей реформы российской электроэнергетики, а потому складывающаяся ситуация не является неожиданной. «Мы готовы работать в рыночных условиях, -- говорит она, -- будем сокращать издержки и стараться быть конкурентоспособными».
Вопрос лишь в том, сможет ли Аркадий Евстафьев сделать «АвтоВАЗ» (или скорее «Электросеть») действительно крупным игроком хотя бы на самарском энергорынке."