Скотленд-Ярд не исключает, что экс-подполковник ФСБ создавал ядерную бомбу для террористов
"Чем дальше раскручивается «дело Литвиненко», тем запутаннее становится сюжет. Любой детектив на его фоне просто отдыхает. И британский Скотленд-Ярд, чьи следователи должны были вчера вылететь в Москву, того и гляди запутается в версиях, как муха в паутине.
Во-первых, с каждым днем увеличивается число людей, получивших дозу полония-210. Вслед за итальянцем Марио Скарамеллой еще один фигурант в этом деле - российский коммерсант Андрей Луговой - утверждает, что тоже схватил дозу радиоактивного вещества.
Во-вторых, с той же скоростью, с какой полоний расползается по Европе, растет и число фигурантов в этом деле. Так, бывший офицер КГБ Юрий Швец, проживающий сейчас в США, якобы передал ФБР какие-то важные документы, касающиеся расследования, и даже назвал американцам имя убийцы. Впрочем, скорее всего, таким образом еще один перебежчик просто решил попиариться на «популярной» нынче теме. Дескать, все уже выступили, а я еще - нет.
Куда любопытнее выглядит расследование британской газеты Sunday Express. Издание считает, что в этом деле «наследили» арабские террористы. По ее сведениям, Литвиненко, возможно, занимался производством «грязной ядерной бомбы». Его итальянский компаньон Марио Скарамелла утверждает, что еще в 2000 году Литвиненко руководил операцией по контрабанде ядерных материалов из России в Швейцарию.
Спрашивается, для кого он ее делал? Sunday Express предполагает, что возможным заказчиком бомбы была «Аль-Каида». Ведь не случайно же незадолго до смерти Литвиненко принял ислам и не скрывал своих симпатий к чеченским террористам. К тому же, по некоторой информации, после 2003 года, когда его перестал спонсировать Березовский, беглый подполковник крайне нуждался в деньгах. Почему бы не продать ядерный заряд «Аль-Каиде»?
Другая британская газета - The Guardian утверждает, что Литвиненко и сам был ходячей «полониевой бомбой». Якобы после вскрытия в его организме нашли «гигантскую» дозу полония, способную убить 100 человек, причем ее стоимость - 40 миллионов долларов. Правда, с учетом цен на этот элемент получается, что полония внутри Литвиненко было более полукилограмма. Но в таком случае перебежчик должен был умереть практически мгновенно, а не мучиться три недели.
Кстати, такие деньги вполне могли быть у БАБа, с которым, как утверждает Mail on Sunday, Литвиненко последние месяцы находился в ссоре. А еще - у бен Ладена. Так, может быть, это он убрал экс-сотрудника ФСБ как отработанный материал?
Максим ЧИЖИКОВ
А В ЭТО ВРЕМЯ
Записку экс-подполковнику подбросил лжечекист
Совсем недавно в деле отравления Литвиненко появился новый фигурант. Якобы бывший его сослуживец по ФСБ Евгений Лимарев (в Интернете он фигурирует и под фамилиями Лиманов и Холодов) подготовил для Литвиненко записку. Ту самую, которую экс-подполковнику передал 1 ноября в лондонском суши-баре итальянец Марио Скарамелла. В ней говорилось, что российские спецслужбы планируют ряд покушений на Литвиненко, Березовского, самого Скарамеллу и других.
Об авторе мало что известно. Но «КП» удалось узнать, что начинал Лимарев на Белгородчине: в 1992 году работал переводчиком на сахарном заводе в глубинке, в поселке Волоконовка. Что, признаться, довольно необычно для выпускника МГИМО.
Есть и еще одна странность: проработал переводчик ровно три дня... Зато за это время, как нам рассказали на заводе, успел слетать с руководителем в Швейцарию на переговоры.
А спустя некоторое время завод «круто попал на деньги». Предприятие отправляло сахар клиенту, а тот расплачивался с посреднической фирмой, которая имела счет в швейцарском банке. Сам завод не получил ни копейки. Доступ к счету имел директор и... переводчик. За два года завод недополучил более полумиллиона долларов США.
По этой же схеме пострадал и еще один завод Белгородчины - Алексеевский.
Когда сотрудники УВД завели по этим фактам уголовные дела и начали расследование, Лимарев уже благополучно развивал личный бизнес в Швейцарии. Как нам удалось узнать из неофициальных источников, Лимарева объявляли в розыск, но не нашли. Дело закрыто за истечением срока давности.
Кстати, местные фээсбэшники ставят под сомнение возможность самой работы Лимарева на российские силовые структуры. Когда он засветился на Белгородчине, ему стукнуло 27 лет. До этого момента он учился в аспирантуре МГИМО. После спешно уехал за границу.