"Лидер движения "Вперед, Россия! " Борис Федоров стал миноритарным акционером двух крупных компаний - РАО "ЕЭС России" и Сбербанка. Он утверждает, что купил их акции, чтобы иметь больше возможностей для защиты прав миноритарных акционеров двух компаний-гигантов. Эксперты считают, что теперь Федоров при желании может доставить менеджменту этих компаний массу неприятностей.
Как стало известно "Ведомостям", 29 ноября 2000 г. Федоров купил 10 акций Сбербанка номиналом 50 руб. , а 1 декабря - 100 голосующих акций РАО "ЕЭС России" по 3 руб. за штуку. В обоих случаях акции продало Федорову ЗАО "Объединенная финансовая группа". Доля новоиспеченного акционера ничтожно мала: к примеру, в случае с РАО ЕЭС она составляет 0,00000023%. Но зато теперь Федоров - акционер по крайней мере трех "голубых фишек": ему уже принадлежит некоторое количество акций в еще одной российской "голубой фишке" - "Газпроме".
Акции вряд ли могут принести Федорову коммерческую выгоду, ведь начисляемые на них дивиденды крайне малы, но он на нее и не рассчитывает. Федоров является членом совета директоров РАО ЕЭС и наблюдательного совета Сбербанка. Миноритарные акционеры избрали его в эти органы под обещание защищать их права. Федоров считает, что в качестве акционера ему будет проще выполнить свою миссию. "По российскому законодательству акционер имеет больше прав, чем член совета директоров. В этих компаниях я отстаиваю интересы миноритарных акционеров, и дополнительные права нужны мне для моей работы", - заявил он вчера "Ведомостям".
В Сбербанке не комментируют информацию о появлении Федорова среди акционеров, а в РАО ЕЭС этому даже обрадовались. "Вот и замечательно, мы счастливы за Бориса Григорьевича", - сказал вчера "Ведомостям" член правления РАО ЕЭС Андрей Трапезников.
Радость, однако, может оказаться преждевременной. Как известно, отношения между менеджерами РАО и Федоровым, который выступает категорически против реформирования монополии по предложенному менеджментом сценарию, далеки от идеальных. "Неведомыми путями [предправления РАО ЕЭС Анатолий] Чубайс склонил лидеров правительства к одобрению основных направлений реструктуризации электроэнергетики, наносящих ущерб национальным интересам России", - утверждается во вчерашнем пресс-релизе Федорова.
Эксперты считают, что теперь менеджерам РАО будет гораздо труднее нейтрализовать Федорова, чем когда он был лишь членом совета директоров. "В состоянии войны директору запросто могут не дать материалов к заседанию совета директоров, а предоставить только протокол заседания, - считает сотрудник Ассоциации по защите прав инвесторов. - Ведь в законодательстве четко не прописано, на какую информацию он имеет право". Зато список документов, к которым имеет доступ акционер, есть в законе об акционерных обществах.
Документы, которые акционерное общество обязано представлять акционеру, перечислены в статьях 89 и 91 закона об АО. Это, в частности, устав общества, изменения и дополнения к нему, годовой финансовый отчет, проспект эмиссии акций, документы бухгалтерского учета, протоколы общих собраний акционеров, заседаний совета директоров или наблюдательного совета, ревизионной комиссии (ревизора) и коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) , списки аффилированных лиц и другие документы.
"Конечно, в нормальной ситуации член совета директоров получает значительно больше информации о предприятии, чем рядовой акционер, поэтому нужды становиться акционером у члена совета директоров нет, - считает глава юрфирмы "Ринкон-Гамма" Олег Осипенко. - Но если в компании есть конфликт между миноритарным и основным акционером, то "чужому" директору пригодятся и права акционера". По словам Осипенко, акционер может подать в суд на предприятие или его менеджеров, ущемляющих, как ему кажется, какие-то из его прав. Если иск оформлен правильно, то почти на 100% его примут к рассмотрению. "Известны сотни случаев, когда по иску акционера - физического лица суды запрещали проводить собрания акционеров, - говорит Осипенко. - А иск члена совета директоров суд рассмотрит, только если он касается ограниченного круга вопросов, скажем, если в протоколе заседания совета неправильно указано, как он голосовал". "