Почему фермеры не спешат торговать на рынках Москвы
Места для «отечественного производителя», расчищенные чиновниками, на многих сельхозбазарах пустуют
На московских рынках все больше пустых прилавков. Борьба чиновников за низкие цены и торговлю российских фермеров выкосила армию торговцев: мигранты с рынков ушли, а крестьяне продавать сами не спешат. Мы попытались выяснить: кто же все-таки займет места ушедших торговцев и упадут ли цены на продукты?
"«Мафии» конец!
На столичных сельхозбазарах будто мор - армия торгующих резко поредела. На Ленинградском, Выхинском и Черемушкинском рынках многие палатки заперты, некоторые прилавки полупустые, с рук на улице продают все меньше.
- Нелегалов чиновники разогнали, - радуется дородная тетушка у входа на Люблинский рынок. - «Мафии» конец! Цены вниз пойдут...
Но ожидания москвички не оправдались. Действительно, среди торговцев все чаще попадаются русские. Но стоимость продуктов не изменилась.
Грабительские цены - главная беда продуктовых рынков Москвы. По официальным данным, оптовая стоимость овощей и фруктов в последнее время снижается, а розничная - прет вверх. Виной всему приезжие с Кавказа и среднеазиатских республик, которые оккупировали рынки и не дают торговать производителям (подробнее об этом мы рассказывали в «КП» от 27 июля 2006 года в материале «Перекупщики в июле на лук с морковкой цены вздули»). Управы на «торговую мафию» до последнего времени у властей не было.
Но в октябре чиновники услышали стенания москвичей. Юрий Лужков издал постановление, предписывающее до 50% торговых мест на городских рынках освободить для фермеров. А федеральные власти и вовсе поправили миграционное законодательство под девизом - торговать должны только местные! Премьер-министр Михаил Фрадков подписал постановление, которое с 1 января 2007 года сводит число торговцев-иностранцев алкоголем и медицинскими препаратами в розничных точках до нуля. А до 1 апреля чиновники лишат работы всех иностранных мигрантов на рынках, уличных лотках и в киосках.
Где найти 60 тысяч продавцов?
Московские чиновники взялись исполнять приказы городских и федеральных властей с редкостным рвением. В мэрии признают, что многие рынки заполнены торговцами сейчас всего на 20 - 40%.
- Я с ужасом думаю, что будет, если из нашей сферы уйдут грузины, таджики, узбеки, азербайджанцы, - жаловался на днях руководитель департамента потребительского рынка и услуг Москвы Владимир МАЛЫШКОВ. - Где я в Москве найду столько людей? У меня сегодня не хватает 60 тысяч человек для работы. Причем для работы не директорской, а именно низкооплачиваемой и «черновой».
В последнее время чиновники изгоняли с рынков нелегальных работников из стран СНГ. В ходе рейдов выяснилось, что у многих нет разрешений на торговлю, медкнижки либо просроченные, либо купленные, регистрации в Москве нет вовсе. А теперь и законопослушные мигранты окажутся в торговых рядах персонами нон грата.
- Я вообще не считаю, что мы кого-то должны выдворять с рынков, - противится миграционным решениям Владимир Малышков. - Я даже категорически против. Азербайджанцы, люди с юга, всегда были в этой сфере. Но надо поставить все с головы на ноги, заставить продавцов соблюдать законы и платить налоги.
Возродят потребкооперацию
Казалось, как только места на рынке освободятся, туда хлынут российские фермеры. Но они не торопятся занимать освободившиеся прилавки. Даже с учетом того, что городские власти предоставляют 50-процентную скидку при аренде торгового места.
- Производитель не от хорошей жизни на рынок едет. Да, у меня появилось «окошко» в три дня, я привез картошку, - рассказывал подмосковный фермер Василий, сидя на борту «бычка» на Люблинском рынке. - Но у хорошего фермера нет свободного времени разъезжать по городам. Работа в хозяйстве есть всегда: летом - в поле, зимой - на ферме.
Дело не только в отсутствии времени. Чтобы торговать на рынке, необходимо иметь медицинскую книжку и документы, подтверждающие качество товара и ведение фермерской деятельности.
- Мне приходится тратить уйму времени на собирание справок, а не на саму работу. А мне некогда, - рассказывает Василий.
Столичные чиновники наконец-то и сами догадались, что производство и торговля - совсем не одно и то же. Руководство Департамента потребительского рынка и услуг разослало письма в региональные администрации Центрального федерального округа - зазывали фермеров на московские рынки. Результаты плачевные. Из зарезервированных 2088 мест для фермеров заняты в настоящее время от 20 до 40%. И на большее рассчитывать пока не приходится.
Но если «Магомед не идет к горе, то гора идет к Магомеду». Чтобы накормить москвичей, столичные чиновники готовы создать торгово-закупочные кооперативы, представители которых будут ездить по близлежащим регионам и закупать продовольствие. Но когда эта схема заработает - непонятно. И насколько она будет эффективной, тоже не ясно. Более конкретных планов чиновники пока не оглашают.
А пока приезжие торговцы маскируются под местных
- Хозяин у меня таджик. Без местной прописки, - призналась нам на Черемушкинском рынке пенсионерка баба Валя. - Нанялась к нему торговать недавно за 500 рублей в день. Он все бумаги по купле-продаже оформил на меня. Так что если какая проверка - у меня все документы в порядке. А случись что, он на мое место другую москвичку найдет. На пенсию, сынок, жить тяжело.
Решение изгнать инородцев из торговли обеспокоило правительства стран СНГ. Президент Азербайджана Ильхам Алиев, например, создал специальную госкомиссию по решению миграционной проблемы. Но цель чиновников не вернуть на родину уехавших на заработки, а интегрировать их в российское общество.
- Возвращение из России оставшихся без работы соотечественников приведет к большому социальному взрыву в Азербайджане, - обосновывает решение своего правительства Хикмет ГАДЖИЗАДЕ, бывший посол Азербайджана в России. - У нас и без того достаточно высокий процент безработных, а появление дополнительно целой армии лишившихся в России работы азербайджанцев приведет к негативным последствиям.
В ответ на упреки, что азербайджанцы отправляют 1 миллиард долларов на родину, уходя от уплаты налогов в России, где зарабатывают немалые суммы, бывший дипломат советует по этому поводу не переживать.
- Работающие в российских городах наши соотечественники тратят там немалые средства на жилье, питание и другие сферы жизнедеятельности. То есть азербайджанцы приносят России огромную пользу, оставляя здесь две трети заработка - около 2 миллиардов долларов - и отправляя своим семьям на родину всего лишь треть заработанного совсем нелегким трудом.
«Местные» против приезжих
- Голубушка, откуда картошка? - С Тамбовщины. Сама вырастила...
А в России мигрантов шерстят все кому не лень. Например, шесть тысяч активистов движения «Местные» прошерстили рынки двух десятков городов Московской области. Цель рейда - проверить возможность равного доступа продавцов на рынки. Молодые люди помогали разместиться в торговых рядах фермерам и проверяли у торгующих сертификаты на продукцию. Там, где совсем не показывали сертификатов, активисты выставляли пост с табличками, что эта продукция может быть небезопасна для здоровья.
- Такое поведение членов движения «Местные» не понравилось другим торговцам с рынка, среди которых было немало нелегальных мигрантов. Естественно, мы не могли остаться безучастными, - рассказывал лидер движения «Местные» Сергей ФАТЕЕВ.
Милиция задержала 86 участников драки. Из них около трех десятков являются активистами нашего движения.
Причем с каждым днем рать желающих «отрекламироваться» на модном вопросе множится. Но при внимательном рассмотрении оказывается, что мигранты домой не едут, а цены не падают. Так кто выиграл от миграционной реформы?
Александр ЗЮЗЯЕВ
МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА
Евгения СЕРОВА, руководитель Аналитического центра «Агропродовольственная экономика»: Крестьяне перепродадут квоты
- Лужков пытается сбить цены на городских рынках. Но квотирование торговых мест для фермеров ничего не даст. Сельхозпроизводитель должен пахать, а не стоять всю неделю за прилавком. Чем закончится эксперимент? Фермеры сшибут лишнюю копеечку: продадут свою квоту перекупщикам, которые до сих пор стояли на рынках. Дополнительную «накрутку» торговцы заложат в стоимость продуктов, а это значит, что цены поднимутся.
Известно, что рынки подконтрольны этническим группировкам. Но «запрет на профессию» тоже ничего не даст. Властям нужно бороться не с иностранцами, а с монополизмом. А для этого необходимо использовать Уголовный кодекс и антимонопольное законодательство.
В Европе с монополизмом на рынках борются еще одним действенным методом. Разумеется, в Париже есть стационарные рынки, где в любой день можно купить овощи и фрукты. Но раз в неделю на городских площадях открываются ярмарки, где торгуют продуктами местные производители. Цены на таких ярмарках ниже. И под них не требуется выделять Красную площадь.
ВЗГЛЯД ИЗНУТРИ
Сергей АРТАМОШИН, замдиректора Преображенского рынка: Продавать картошку станет проще
- Квотирование мест для фермеров и сокращение числа торговцев-иностранцев на самом деле ударило по некоторым столичным рынкам. Но не по всем. У нас, например, и раньше работали минимум кавказцев. Сокращение 3 - 4 торговых точек - не проблема. Тем более что мы заключаем договоры о партнерстве с фермерами.
- То есть фермеры все-таки едут торговать в Москву?
- Очень мало. Им нужно своей работой заниматься, а урожай выгоднее сдать кому-нибудь оптом.
Но зимой некоторые сельхозпроизводители все-таки вывозят продукцию на городские ярмарки и рынки.
- Туда, куда раньше их не пускала «базарная мафия»?
- Да, и хорошо, если решения правительства переломят ситуацию с доступом на рынки. Проблема с этим была. Я сам езжу по хозяйствам, нередко слышу: пытались торговать на рынке, но им не дали. Это не сказки, такие случаи на самом деле происходили. Теперь, наверное, сельхозпроизводителю торговать на самом деле будет проще.
ВЗГЛЯД С 6-го ЭТАЖА
Чиновники «побазарили»...
Кто спорит, наводить порядок на рынках и дать бой базарной мафии давно было пора. Но ведь опять все уходит в «свисток». В общем, хотели как лучше...
Конечно, можно сказать, что прошло мало времени и все наладится. Но уже сейчас видно: одних с рынков спешно изгоняют, а другие-то не спешат торговать вместо них. Нет у нас столько бабушек с зеленью, которая, кстати, большую часть года завозится в столицу все теми же кавказцами. Неудивительно, что где-то рядом с картошкой и мандаринами бабушки разложили вязаные носки или китайский ширпотреб. Но места расчищали же не для такой торговли?! Сами фермеры отнюдь не кинулись толпами на рынок. Во-первых, их не так много и они не так сильно процветают, чтобы завалить столичные базары своей сельхозпродукцией. Если подсчитать, чья картошка на рынках, то окажется, что больше всего выращено агрофирмами типа «Белой дачи».
Во-вторых, ну не фермерское это дело - стоять за прилавком. По крайней мере в течение всего года. Селяне сами открыто заявляют, что им проще нанять посредника или торговца. Ведь для того чтобы подмосковный фермер занял место для «отечественного производителя», нужно оформить столько справок и разрешений на право свободной торговли, потратить на обход чиновников столько времени, что даже 50-процентная скидка при оплате базарного места не привлекает. Для облегчения этого «процесса» чиновники пока ничего серьезного не сделали. Разве что разослали в регионы циркуляры. Никаких идей, кроме как возродить сельхозкооперацию, у них не родилось. Один из ответственных за рынки чиновников мэрии открыто признается, что не знает, кем заполнить «пустоты» в торговых рядах.
Создается впечатление, что чиновникам просто выгодно вот так «побазарить», чтобы через полгода на рынках воцарились былой монополизм и высокие цены. Тем более что на носу предновогодние праздники и цены явно попрут вверх, окончательно зарубив на корню идею цивилизованного рынка, на котором должно торговать «коренное население». Кстати, это тоже вопрос, какое население в той же Москве считать коренным, чтобы отправить его торговать картошкой и бананами?"
Николай ЕФИМОВИЧ, редактор отдела экономики «КП»
Еще на эту тему "Ведомости":
Круговорот ненависти
30.11.2006, №226 (1753)
"Россияне горячо поддерживают объявленную правительством и поддержанную президентом чистку продовольственных и вещевых рынков от иностранных торговцев и перекупщиков. Об этом свидетельствуют предоставленные “Ведомостям” результаты последнего опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Но вот что интересно. Поддерживая кампанию (“безусловно положительно” к ней относятся 38%, “скорее положительно” — 37%, итого 75%), граждане не ждут от нее кардинального улучшения ситуации на рынках. Самое оптимистичное ожидание, что изгнание иностранцев обогатит российских крестьян (так считают 48%). При этом лишь 11% респондентов готовы занять освободившиеся рабочие места. Нет у граждан и особых иллюзий по поводу того, что вслед за иностранцами с рынков исчезнут высокие цены, хамство, обман и скверное качество товаров. Цены на продукты и товары, по мнению 40% россиян, не изменятся, а по мнению 26%, повысятся; 49% уверены, что ассортимент и качество товаров останутся прежними; 25% считают, что изгнание иностранцев приведет к дефициту и сокращению ассортимента. Кроме того, только треть опрошенных ВЦИОМ полагают, что чистка улучшит межнациональные отношения и снизит преступность; 27% придерживаются противоположного мнения; 30% считают, что оба показателя не изменятся.
Чем объясняется поддержка кампании по очистке рынков, при том что ясных улучшений для себя граждане от нее не ждут? Население, вероятно, бессознательно поддерживает мероприятия власти. Само присутствие представителей других национальностей в сфере торговли (равно как в общественном питании и на транспорте) вызывает недовольство 54% респондентов, по данным сентябрьского опроса ВЦИОМ.
Не имеющее рациональных основ недоверие и враждебность обывателей к инородцам следовало бы смягчать, а не использовать. Можно было бы объяснить гражданам, что негативное отношение к китайцам, уроженцам Закавказья и Средней Азии (ограничение на въезд которых, по данным “Левада-центра”, поддержали бы 41%, 42% и 23% опрошенных соответственно) обернется, например, и против дружественных украинцев.
Игра на национальных чувствах в многонациональной и поликонфессиональной России смертельно опасна. Стремясь поддержать популярность власти, государство, по сути, реализует идеи ксенофобов — вводятся запреты на профессии, чиновники пускаются в наукообразные рассуждения о введении процентных норм для проживания мигрантов. Да, это популярно и дает выигрыш в краткосрочной перспективе: вспомним, что даже во Франции разжигание антимигрантских лозунгов принесло в 2002 г. лидеру французских националистов Ле Пэну 17% голосов и выход во второй тур президентских выборов. Однако удовлетворение части требований ксенофобов не успокаивает, а, наоборот, разжигает их аппетит и вызывает новый виток ненависти к инородцам.
Раскрутить круговорот ненависти в России сейчас легче легкого. По данным ФОМ, 52% респондентов одобрили бы сегодня выселение некоторых национальных групп из пределов своего региона (в 2002 г. таких было 44%, а в апреле 2006 г. — 42%), против выступают 31% (40% и 42%), 17% не определились с ответом. При этом местные борцы с чужаками не склонны делить их на обладателей российских паспортов и владельцев миграционных карт. Они бьют не по документам.
По данным ВЦИОМ, наибольшую неприязнь вызывают у россиян иноплеменники в правоохранительных органах, образовании и медицине (68%, 63% и 61% соответственно). Если начать потакать этим настроениям, то России не избежать новых запретов на профессию. Правда, тогда придется окончательно забыть об улучшении имиджа страны, возвращении соотечественников, притоке необходимых рабочих рук и, как следствие, о росте экономики.""