За что «Лукойл» преследует доцента кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского госуниверситета Романа Юшкова. И почему сыну министра Трутнева выделили землю в природоохранной зоне. Расследование FLB
" Пермская прокуратура намерена разобраться с активным общественным деятелем руководителем областной природоохранной организации Романом Юшковым. 10 октября во время санкционированного митинга около здания ООО «Лукойл –Пермь» стражи порядка и сотрудники службы безопасности нефтяной компании бросились отнимать у Юшкова емкость с собранными в местной реке нефтепродуктами. В результате четких и слаженных действий «лукойловская» «речная нефть» оказалась не на отечественном или зарубежном товарных рынках, а на «блюстителях» народного спокойствия. Теперь Юшкова хотят привлечь к уголовной ответственности по ст.319 УК РФ ("оскорбление представителей органов власти").
Медико-геноцидные опыты Алекперова
Таких ребят, как Юшков, доблестные «лукойловцы» на заре капитализации и централизации компании, как говорится, «давили, как котят». Года три-четыре назад на их писк внимания бы не обратили. А сегодня наплевательски относиться к их критике нельзя. Президент распорядился жестко бороться с нарушениями в природоохранной сфере. В то время, когда иностранные нефтедобытчики на Сахалине ведут себя словно «свиньи», ох, как не хочется отечественному производителю углеводородного продукта услышать в свой адрес такие же эпитеты. Конечно же, не из уст президента. Да пусть даже со стороны общественных структур. А то ведь «аполитичные» экологи сегодня совершенно не правильно толкуют слова «нефть». Современный, казалось бы, человек, доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы Пермского госуниверситета Роман Юшков не знает, что нефть – это природный ресурс, доход от продажи, которого оседает в кармане, а уверен, что это природный ресурс, неправильная добыча и разработка которого убивает все живое. Удивительная жизненная позиция, бросающая тень на ум, честь и совесть господ из «Лукойла».
А ведь все так красиво. И природа красива, и официальные сайты нефтяной компании, со страниц которых «Лукойл» позиционируется, как организация, соблюдающая международные нормы и стандарты в охране окружающей среды. В 1999 году компания даже стала победительницей ежегодного конкурса "Лучшие российские предприятия" в номинации "За эффективную экологическую политику". За два года до этого, в 1997 году жителей деревни Павлово, что в Ординском районе Пермской области первый раз постигла экологическая катастрофа. Расположенные вокруг деревни предприятия «Лукойла» залили нефтью местную речушку Тураевку так, что всякая необходимость в бурении скважин отпала. Нефть, как уголь стало возможным добывать открытым способом. После этой аварии жители деревни Павлово стали все равно, что собаки известного российского медицинского светила. На них «Лукойл» извращается в новых экологических преступлениях. Жители деревушки, которых осталось около ста человек, вследствие загрязнения нефтепродуктами воды, почвы, воздуха испытывают перепады давления с кровотечениями из носа, сильнейшие головные боли, головокружение, горечь во рту, болезненные ночные судороги, закостенение мышц во сне, ухудшение памяти, мышления, речи, зрения. Медики констатируют у «павловцев» острые формы заболеваний печени, желудочно-кишечного тракта, дети падают в токсические обмороки, у женщин происходят выкидыши. Смертность в деревне превышает общую по району в два раза… Что ж, результаты опытов Алекперова, впечатляют.
Не зря, значит, первый вице-президент компании Равиль Маганов в конце тех же 90-х гг. обозначил главную природоохранную задачу холдинга (см. официальный сайт): «Мы ставим перед собой цель: за несколько лет, отпущенных на воплощение программы, сделать так, чтобы «Лукойл» по уровню природоохранной деятельности встал в один ряд с ведущими мировыми компаниями». Сегодня можно с уверенность сказать, что амбициозные цели достигнуты. «Лукойл», действительно, стоит в одном ряду с теми мировыми компаниями, которые уничтожают природу Сахалина. Две аварии на предприятиях вблизи Павлово в 2002 году и в мае 2006 года, не помешали «Лукойлу» получать дипломы экологических конкурсов и называть себя одной из лучших компаний, заботящихся о чистоте природы. Видимо, имелась в виду природа Африки или Австралии. В Павлово же закрыли школу, сняли с должности руководителя поселковой администрации, отстаивающей права своих односельчан. Как пишет местная пресса, «иного диагноза, как ОРЗ для «павловцев» не существует». Хотели расселить жителей деревни из «лукойловской нефтяной калужины», да, говорят, уже согласованную программу Алекперов не подписал. Да и правильно, наверное. Скоро и так все жалобщики помрут, а прецедент последствиями чреват…
Край голубых рек с сероводородными берегами.
Так что «решать» экологические проблемы в «Лукойле» привыкли. Роман Юшков, активный пермский критик медико-геноцидных опытов Алекперова, наверное, впервые столкнулся со столь открытым пролоббированным административным давлением. Причина, по которой «прессуют» Юшкова власти, как и нефть в деревне Павлово, лежит на поверхности. 24 сентября 2006 года экологи вывезли журналистов и представителей природоохранных структур в район другой локальной экологической катастрофы. В Кунгурском районе очередной жертвой ООО «Лукойл – Пермь» стала река Каменка, протекающая по территории Кокуйского нефтяного месторождения. Сероводородное загрязнение реки, вследствие токсичных нефтяных выбросов с примесью химических реагентов, повлекло гибель водоема. На берегах голубой реки начальник отдела в Управлении экологической безопасности ООО «Лукойл-Пермь» Николай Шафран, заявил, что «ситуация управляемая». Кем управляемая, было ясно и раньше. Ведущий специалист отдела надзора в сфере лесного хозяйства и землепользования Пермского управления Росприроднадзора Вячеслав Петров признал, что за «безобразие» на Каменке ООО «Лукойл-Пермь» будет привлечён к административной ответственности. Будет ли?
Дело в том, что усилиями «Лукойла» не только река Каменка и Тураевка в Пермском крае радикально голубого цвета. Как сообщают экологические организации, «в пределах Кунгурского и Ординского районов сильнейшему загрязнению нефтью и используемыми при её добыче химреагентами подверглись также реки Кормиловка, Чураковка, Веслянка, ручьи Захаровский, Ромашков, Кокуйский, Полуденный - все эти водоёмы на сегодня находятся в цепях нефтеотстойников». Такова реальная экологическая политика «Лукойла».
Месть – блюдо с нефтяным соусом!
10 октября 2006 года, в день юбилейных празднований ООО «Лукойл – Пермь», жители Павлова решили напомнить нефтедобытчикам, что еще живы. Около здания компании люди провели санкционированный митинг. Мероприятие попытались сорвать сотрудники охраны компании. Роман Юшков хотел продемонстрировать собравшимся и журналистам нефть, собранную рядом с домами «павловцев». Емкость зачем-то попытались отнять. Может быть, «стражи порядка» думали, что нефть взята не из реки из трубопроводов «Лукойла»? В ходе свалки и неразберихи углеводородное сырье Алекперова вылилось на экспроприаторов. Сразу же после этого в областной прокуратуре по факту «несанкционированного поливания нефтью» затеяли проверку. В правоохранном ведомстве уверены, что поливать нефтью представителей власти и сотрудников службы безопасности «Лукойла» нельзя. А жителей деревни Павлова, наверное, можно.
Что интересно, следователь проводивший проверку, не нашел состава преступления в действиях Юшкова, за что был отстранен от дела «государственной важности». Сотрудник Ленинской прокуратуры Рустем Дарипов, как следует из заявления облпрокуратуры, провёл проверку «очень предвзято, в интересах Р.А.Юшкова». Провести проверку в интересах «Лукойла» поручено следователю Абибулаевой. Вы сомневаетесь, что необходимые признаки преступления будут найдены? Тогда «ЛУКОЙЛ» идет к вам!
В комментариях информагентству «Regnum», Юшков не скрывает, что попытка возбуждения уголовного дела против него связана с жесткой политикой экологической организации в регионе в отношении природоохранных нарушений нефте-газодобывающей компании: «Я думаю, что это просто месть. Что-то же они должны сделать. Оснований для возбуждения уголовного дела нет. Хотя для меня не принципиально будет уголовное дело или нет. Ничего серьезного не случится, максимум дадут полгода условно».
Что удивительно, возбуждение уголовного дела против эколога «на руку» самому главному российскому защитнику окружающей среды – министру природных ресурсов РФ Юрию Трутневу. Как известно, свою трудовую деятельность он начинал в Перми. Местные экологи, во главе с Юшковым, активно рассказывают об истинном отношении самого богатого члена правительства к окружающей среде своего края. 23-летний сын Трутнева Дмитрий в микрорайоне Старые Водники, рядом с известным в Перми «святым источником», приобрел под застройку отличный земельный участок на живописном камском берегу площадью 48 соток. Земля, на которой Трутнев-младший уже вырубил особо ценные породы деревьев, как сообщают экологи, находится в природоохранной зоне. Критика действий человека, который обязан защищать природу, а не уничтожать ее, ни к чему не привела. Разве что могла способствовать попыткам возбуждения против Юшкова уголовного дела.
Что ж, бывает и такое, что простой доцент кафедры биогеоценологии и охраны природы (не правда ли, несерьезно звучит) может «вставлять палки в колеса» компании с мировым именем. В середине октября, буквально через неделю после инцидента с «поливанием нефтью», комиссия Росприроднадзора во главе с Митволем вылетела в Коми, где проверила работу «лукойловских» предприятий. Конечно же, Митволь отправился в Коми не по указанию Юшкова. Тем не менее, по результатам инспекции Росприроднадзор заявил, что намерен отозвать лицензии на 12 участков “Лукойла” в этом регионе. В пресс-релизах министерства говорилось о многочисленных экологических нарушениях, выявленных комиссией на «лукойловских» месторождениях. В частности о загрязнении нефтью реки Колва, незаконной вырубке леса, строительстве буровых вышек без оформления необходимых разрешений, некачественной рекультивации земель. На фоне зафиксированных экологических преступлений, руководству компании, конечно же, необходимо показать, что в пермских события виноваты общественные деятели и экологические организации. Для этого и задействованы сегодня все административные ресурсы области…А может, все-таки заставит доцент Юшков исправлять олигархов свои «свинства»?
Алексей Крутилин, спец.корр. Пресс-центра «Приговор» специально для FLB
Как экологи принесли «речную нефть» к офису «Лукойла»
Роман Юшков, руководитель группы "Зеленая Эйкумена" roman@prpc.ru
«Мы уже привыкли к тому, что выборы и все, что с ними связано, - это сфера грязи, если не назвать жестче. По мере приближения к ним нечто начинает хлюпать под ногами и издавать дурной запах все более ощутимо. А иной раз и заливает в сапоги. Мы привыкли к этому, как к объективному злу, и перестаем реагировать. Не обращая внимания на то, что в этой же субстанции барахтаются и наши юные. Иногда с удовольствием барахтаются.
10 октября мы, экологические активисты, проводили митинг у стен здания ООО "Лукойл-Пермь" на Ленина, 62. Точнее, мы помогли организовать и провести этот митинг жителям деревни Павлово Ординского района. Им очень захотелось выразить свое отношение к хваленой лукойловской "социально ответственной" политике применительно к их деревне. И именно в момент, когда "Лукойл" пышно празднует свое 15-летие и в город прилетели всевозможные московские нефтяные VIP.
Поддержать прибывших в Пермь павловцев прибыли и активисты из Юго-Камска - поселка, вынужденного уже 4 года массово отказываться от водопроводной воды из-за сотен тонн солярки, попавшей в питьевой пруд после аварии на лукойловском нефтепроводе, и инициативная группа с Паркового, возмущенная посягательствами ПНОСа на Балатовский лес, и члены нескольких пермских общественных организаций. Несмотря на то, что уведомление на митинг было подано в полном соответствии с требованиями законодательства, "Лукойл" активно возражал против его проведения и требовал его отмены, ссылаясь на свои праздничные торжества. Мы с павловцами, разумеется, не отказались от задуманного, и мероприятие состоялось. На всем протяжении оно проходило довольно конфликтно, лукойловская служба безопасности и милиция мешали нам, а под конец вообще спровоцировали свалку. В итоге нефть, собранная в Павлово и привезенная, чтобы быть продемонстрированной журналистам, оказалась на физиономии начальника службы безопасности "Лукойл-Пермь" и фуражках милиционеров. Но речь не об этом.
Новоиспеченные "кришнаиты" на митинге
Главной и мерзейшей интригой митинга стала организованная и хорошо подготовленная провокация против него. Ее сценарий определялся следующим обстоятельством. В пермском микрорайоне Балатово в преддверии выборов в Законодательное собрание столкнулись интересы действующего депутата, члена СПС Ильи Неустроева, и директора "Лукойл-ПНОС" Владимира Жукова. Провокаторам была поставлена задача продемонстрировать журналистам и широкой публике, что назначение организованного нами митинга - вовсе не выступить в защиту павловских детей, в крови у которых булькают лукойловские нефтепродукты. Их задачей было показать, что наш митинг - это, якобы, предвыборная раскрутка депутата Неустроева.
Сначала среди митингующих появились коротко стриженые ребята в розовых юбочках. Они должны были изображать кришнаитов. Так они и объясняли любопытствующим журналистам: "Мы - кришнаиты". Правда, парней плохо проинструктировали - ни один член Общества сознания Кришны так не представляется, они называют себя вайшнавами. Мало того, ребята в юбках раздавали брошюрки "Совершенствование йогой". Связь между Кришной и йогой очень натянутая, но главным было то, что на брошюрках были наклеены стикеры "Союза правых сил".
Это, однако, была лишь первая часть представления. После "кришнаитов" на площадке напротив здания "Лукойл-Пермь" появилась группа молодых людей с большим и добротно сколоченным деревянным транспарантом. На нем, конечно же, было написано: "Голосуйте за Неустроева!".
Максим Воробей (слева) и Александр Пустовой в деле, под прикрытием СБ "ЛУКОЙЛА"
Нетрудно предположить, что эта гениальная разработка рождалась стратегами из пиар-подразделений "Лукойла". Достаточно сообразить, кому было выгодно дискредитировать наш митинг. Примечательно еще и следующее. Организаторы мероприятия неоднократно обращались к милиции, присутствующей там в изобилии, с просьбой удалить с митинга людей, которые действуют вопреки заявленным целям мероприятия и не подчиняются его организаторам. Удалить в полном соответствии с законодательством. Реакция на наши требования была нулевой. Более того, когда мы, организаторы, пытались выставить провокаторов с митинга своими силами, милиция при поддержке лукойловской службы безопасности… защищала и прикрывала их!
Кандидат в депутаты Неустроев подал жалобу в облизбирком на незаконное использование его имени и бренда СПС. Очень возмущены и кришнаиты. "Это малограмотное театральное представление! - говорит президент Пермского общества сознания Кришны Денис Лядецкий. - Хотя бы получше изучили нашу культуру и атрибутику, прежде чем спекулировать на нашем образе…"
Вот такая история. Отличная разве что тем, что жертвой грязных предвыборных игрушек оказались на этот раз не конкуренты по выборам, а далекие от выборных пермских страстей павловцы - люди, занимающиеся защитой жизней своих детей. И это особенно гадко. В целом же практика довольно обычная по используемым черно-пиаровским средствам. Традиционно такая деятельность остается в Перми безнаказанной. Хотя четко подпадает под действие статей 5.8 и 20.2 Кодекса об административных правонарушениях. Пострадавшие иногда пишут заявления, но никого из нарушителей милиции, как на грех, не удается выявить.
В нашем случае, уважаемая милиция, есть одно новое обстоятельство. Мы провели собственное расследование и узнали имена, места учебы и даже номера сотовых телефонов наших политически активных молодых людей. Они оказались студентами нефтяного колледжа, института культуры и, что лично мне особо горько, классического университета. И все эти сведения мы передали в милицию вместе с фотографиями. С главным координатором пролукойловского антимитинга автору этих строк удалось встретиться и поговорить. Максим Воробей учится на 5 курсе института культуры на специальности "Менеджер по туризму". Известен в некоторых кругах как рок-музыкант. Я пытался объяснить этому служителю муз, что он организовал не просто мелкую шалость, а настоящую, весьма масштабную подлость. Похоже, что безуспешно. Максим стоит на том, что он сделал лишь то, что ему заказали. Занимается этим не первый раз. Он просто зарабатывает деньги, какие к нему претензии? "Как же вы можете после этого петь и музицировать, Максим?" - спросил я его на прощание. Он, кажется, не очень понял, в чем проблема.
Его главный помощник, Александр Пустовой, - тот самый, который на митинге давал в телекамеры интервью от имени СПС, - встречаться со мной отказался. Ему некогда, у него ужасно плотный график. Еще бы - он учится в том же институте культуры сразу на двух специальностях: на 5 курсе как менеджер по культуре и на 2-м - сольному пению. Остается надеяться, что на встречу с милицией время у него найдется. И у милиции на него - тоже. Уважаемые правоохранители, мы с нетерпением ждем ваших действий.»