В деле Александра Литвиненко вместо таллия появился таинственный любитель чая
"Дело об отравлении в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко обрастает новыми детективными подробностями. Между тем самому пострадавшему становится все хуже и хуже.
Поскольку врачи подозревали, что Александр Литвиненко был отравлен таллием, главной интригой расследования было выяснение путей попадания этого тяжелого металла в организм политэмигранта. Подозревали, что яд мог быть подсыпан в пищу или питье Литвиненко кем-то из тех, с кем больной общался незадолго до госпитализации. Вчера со слов самого бывшего фээсбэшника следователи Скотланд-Ярда узнали, что 1 ноября, в день проявления симптомов отравления, Литвиненко встречался не только с итальянцем Марио Скарамеллой (это было уже известно), но и с двумя приезжими из России.
Как сообщила вчера лондонская «Таймс», добывшая информацию о ходе бесед полицейских с больным, одного из гостей, Андрея Лугового, Литвиненко знал еще во время работы в КГБ (так в статье «Таймс». -- Ред.). Луговой, тоже бывший сотрудник ФСБ, ранее был судим по делу о попытке побега бывшего первого заместителя генерального директора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвинявшегося в хищениях. На этот раз он якобы приехал в Британию наниматься в охранную службу одного из российских олигархов. На встречу Луговой пришел вместе с каким-то товарищем, назвавшимся Владимиром. Тот, по словам Литвиненко, был немногословен, но несколько раз предлагал вместе выпить чаю. Этот таинственный Владимир также намеревался стать телохранителем кого-то из осевших в Лондоне русских богачей.
Больше ничего из Литвиненко следователям вытянуть не удалось: больной устал, и полиции пришлось покинуть клинику. В ночь на четверг состояние пациента ухудшилось -- как сообщили врачи, у него случился приступ острой сердечной недостаточности. Литвиненко поместили в реанимацию и подключили к аппарату принудительной вентиляции легких. Кроме того, врачам пришлось отказаться от предварительного диагноза отравление таллием. По словам директора клиники Джеффа Беллингана, «причиной такого состояния г-на Литвиненко не был тяжелый металл вроде таллия». Он также отмел вероятность использования радиоактивных материалов (эксперты утверждали, что такое поражение могли вызвать нестабильные изотопы таллия). Определить точную причину заболевания бывшего фээсбэшника врачи пока не в состоянии.
Напомним, что очередной скандал, связанный с Литвиненко, начался 1 ноября этого года, когда он почувствовал себя плохо и его поместили в лондонскую клинику. Странные симптомы (в частности, выпадение волос) позволили предполагать отравление тяжелыми металлами, например, тем же таллием. Информация об этом случае в СМИ попала 11 ноября, а еще через неделю этим делом заинтересовался Скотланд-Ярд. Когда информацию по делу запросил госдепартамент США, тема отравления бывшего кадрового сотрудника ФСБ вышла на первые страницы западных газет. Марио Скарамелла, с которым Литвиненко также общался перед госпитализацией, утверждает, что демонстрировал последнему некий список лиц в Италии и России, которые должны быть ликвидированы. В этом списке, полученном итальянцем, по его словам, по электронной почте, было и имя Литвиненко.
Александр Литвиненко стал известен в 1997 году, еще будучи в штате ФСБ. Тогда он публично заявил, что эта спецслужба готовит план физического устранения влиятельного в то время олигарха Бориса Березовского. Вскоре Литвиненко уволили из органов. Против него несколько раз возбуждались уголовные дела, в частности по обвинению в превышении должностных полномочий. В 2000 году Литвиненко оседает в Великобритании, где получает статус политбеженца.
Имя Литвиненко с тех пор еще много раз всплывало в СМИ: он регулярно делал попытки разоблачить ФСБ, заявляя о причастности этой спецслужбы к различным злодеяниям, например к взрывам многоквартирных жилых домов в Москве в 1999 году. А буквально накануне отравления анонсировал возможность сообщения неких сведений, которые могут пролить свет на убийство в Москве 7 октября 2006 года обозревателя "Новой газеты" Анны Политковской. "