Что заставило Джорджа Буша искать в далекой и сырой Москве хеппи-энд для своего трудного президентства?
"На минувшей неделе российские и американские политологи решали задачку из школьной программы - как кратчайшим путем добраться из пункта А в пункт Б? Пришли к однозначному выводу: чтобы максимально быстро попасть из Вашингтона в Ханой, двигаться нужно с востока на запад через Тихий океан. Между тем выяснилось, что в политике эта аксиома работает не всегда. Джордж Буш отчасти повторил знаменитый разворот над Атлантикой, совершенный Евгением Примаковым во время войны НАТО против Югославии. Правда, совсем по иным мотивам. Президент США чуть ли не вдвое удлинил свой маршрут по пути на саммит АТЭС в столице Вьетнама ради встречи с президентом России. За уверениями представителей американской администрации о техническом характере остановки в Москве нетрудно рассмотреть главное. После провала республиканцев на выборах в Конгресс Бушу остается надеяться лишь на то, что Кремль поможет в изобретении сверхнеожиданной "загогулины", которая позволит его однопартийцам избежать поражения в борьбе за Овальный кабинет.
На нейтральной полосе
События последней недели в российско-американских отношениях отличаются почти шекспировским драматизмом. Начать с того, что теоретически ни Джордж Буш с супругой, ни их многочисленная свита на российскую территорию так и не ступили. Американские представители на полном серьезе, а российские с известной долей сарказма подчеркивали, что президент США и сопровождавшие его лица не пересекали госграницу РФ. "Борт номер один", конечно, приземлился в правительственном аэропорту Внуково-2. Но рабочий ужин состоялся в зале приемов аэропорта, который формально не находится под суверенной российской юрисдикцией, являясь своего рода нейтральной полосой. Меню, кстати, состояло исключительно из блюд русской кухни, включая квашеную капусту и малосольные огурцы, что, видимо, должно было засвидетельствовать дружеский характер встречи.
Вместе с тем проблемы в подмосковном аэропорту обсуждались самые что ни на есть животрепещущие. На это, в частности, указывает тот факт, что, когда в СМИ появились санкционированные утечки о встрече Буша и Путина в Москве, в российской столице на высшем уровне принимали секретаря совбеза Ирана Али Лариджани, который считается куратором национальной ядерной программы. В былые времена сам факт визита в Москву иранского чиновника такого ранга был бы расценен Вашингтоном по меньшей мере как недружественный шаг. На этот раз ничто не нарушило идиллии. Буш излучал неподдельную радость от встречи со своим "российским другом". Будто и не было размолвок по поводу российского членства в ВТО. Никто не вспоминал о проблемах Украины, Грузии и Молдавии. Не звучали привычные пассажи об "энергетическом шантаже" и "отходе от демократических принципов", с одной стороны, и о "двойных стандартах" - с другой.
Мимика и жесты
В чем причина такого разворота в отношениях? После унижения, которое принесли Бушу-младшему последние выборы в Конгресс США, он отправился в Москву за помощью и сочувствием. Путин не раз был для Буша палочкой-выручалочкой: то позвонит в трагический день 11 сентября, то поддержит всемирную антитеррористическую кампанию, то просто вспомнит президента США добрым словом (не секрет, что даже в узком кругу российский президент отзывается об американском коллеге с большой теплотой). И сейчас Буш не теряет надежды, что "русский друг" великодушно предоставит ему фору на международной арене, чуток подыграет, дабы вернуть утраченный политический капитал. Вероятно, именно ради этого президент США и пренебрег имиджем лидера единственной сверхдержавы и, сделав огромный авиакрюк, отправился на переговоры с Владимиром Путиным. Прихватив в качестве подарка долгожданное для Москвы согласие США на вступление России в ВТО.
Ради встречи с президентом России Джордж Буш чуть ли не вдвое удлинил свой маршрут по пути в столицу Вьетнама на саммит АТЭС (Фото: АЛЕКСЕЙ ДИТЯКИН)
В Кремле этот жест явно оценили. Во всяком случае некоторые высокопоставленные лица в Кремле подчеркивали: то, что мы в самый последний момент получили от американцев билет на посадку в "поезд ВТО", - исключительно заслуга Джорджа Буша, и никого больше.
К слову, ожидалось, что Вашингтон сделает этот подарок накануне июльского саммита "большой восьмерки" в Санкт-Петербурге. Но из-за "небольших деталей" России так и не дали насладиться ролью хозяйки саммита по полной программе. Кремль так разобиделся на такое вероломство, что тут же "дал утечку": дескать, проживем и без вашего ВТО. По мнению большинства экспертов, сменить гнев на милость и ускорить завершение переговоров по данной проблеме администрацию Буша вынудили именно внутренние проблемы - победа демократов на выборах в Конгресс. Если бы Белый дом протянул еще немного с вручением подарка, то Джорджу Бушу, если пользоваться терминологией игры в подкидного, пришлось бы попросту оставить эту козырную шестерку себе "на погоны". А теперь - долг платежом красен...
Тень отца Буша
Но не только мрачные шекспировские пророчества - "Вниз! Вниз, король! - дорогой униженьяЙ" - заставили президента США искать счастливую голливудскую развязку своего президентства в далекой и холодной Москве. Сорок третий президент США никогда не скрывал, что при всем уважении к своему отцу - сорок первому американскому президенту - он пойдет своим путем. "Папочка" (так родные называют Джорджа Буша-старшего) в начале 1990-х освободил Кувейт от саддамовских войск, но не решился пойти на Багдад. Буш-младший, имея в отличие от отца не один, а два президентских срока, обещал избавить Ирак от "ненавистного диктатора" - и обещание свое выполнил. Он, правда, мечтал сделать Ирак демократическим, но вот тут его ждало полное разочарование. Мечта вдребезги разбилась в кутерьме багдадского беспредела и кабинах для голосования в Вирджинии (именно в этом штате демократы получили необходимый голос для завоевания большинства в Сенате). Отправив в отставку Дональда Рамсфелда - заклятого папиного врага, Буш-младший фактически согласился принять отцовское политическое кредо.
Правда, "возвращение в семью" он продемонстрировал еще накануне выборов в Конгресс, приняв как должное назначение Джеймса Бейкера - доверенного лица отца его бывшего госсекретаря - главой независимой комиссии по изучению ситуации в Ираке. Основные выводы известны уже сейчас. Мудрый Бейкер попытался придать рекомендациям комиссии такую окраску, чтобы они смогли удовлетворить самую взыскательную публику - от победивших демократов, которые ратуют за принципиально новый подход к разрешению иракской проблемы, до ближних и дальних союзников Вашингтона. В частности, комиссия предложила возобновить контакты с режимами из бушевской "оси зла" - Тегераном и Дамаском. Эту же идею на днях озвучил и британский премьер Тони Блэр.
Насколько осуществима эта революционная задумка, покажет будущее. Пока потенциальные переговорщики выдвигают свои условия для начала диалога - далекие от какого-либо компромисса. Но он возможен: и Белый дом, и его ближневосточные оппоненты все еще держат дипломатическую дверь приоткрытой. В этой коллизии возрастает роль посредника, способного как минимум усадить непримиримых противников за стол переговоров, а как максимум - помочь договориться. И в Вашингтоне прекрасно понимают, что в этой ситуации Москва как никто другой подходит на роль третейского судьи.
Уходящая натура
Тут уместен вопрос: "А что взамен, господа?" Россия не раз предлагала Западу сыграть роль посредника в налаживании контактов с одиозными режимами на Ближнем Востоке. Но часто слышала в ответ, что Москва затеяла "плохую игру". Хотя в отношении ядерной программы Ирана наши позиции с Вашингтоном мало чем разнятся. Просто в Кремле считают, что в этом вопросе нельзя загонять Иран в угол. Поэтому, если уж Запад созрел для "нового подхода" в разрешении иракского кризиса, Москва хотела бы сыграть в нем (как и в других мировых делах) роль хотя бы равноправного партнера. А не утешаться ролью кордебалета, которому к тому же в конце представления предлагают убрать за солистами.
Формально Джордж и Лора Буш не пересекали российскую границу. Владимир и Людмила Путины встретили их на нейтральной полосе (Фото: АЛЕКСЕЙ ДИТЯКИН)
Но не только это соображение заставило президентов срочно искать встречи друг с другом. "О чем оба лидера будут в первую очередь говорить в Москве и Ханое?" - поинтересовался накануне переговоров корреспондент "Итогов" у высокопоставленного чиновника из администрации президента России. "Это и ситуация в Ираке и Афганистане. Это и вопрос о введении санкций в отношении Ирана. И проблема санкций в отношении "Рособоронэкспорта" и "Сухого". Но глобально мы будем говорить о поддержании стратегической стабильности наших отношений", - последовал ответ.
Чего греха таить, победа американских демократов, не скрывающих разочарования от нынешней политики Белого дома в отношении Москвы и намеревающихся выяснить, "кто потерял демократическую Россию", создала угрозу этой самой стратегической стабильности. И сегодня двум лидерам уже не до мелких склок.
Очевидно, что именно сейчас для Путина и Буша настал момент истины. Важно уже не только соблюсти статус-кво, помогая прийти в Белый дом человеку, способному соблюдать преемственность в двусторонних отношениях. Обоих лидеров, похоже, волнует совсем другой вопрос: кем они останутся в учебниках истории? Безответственными людьми, которые воздвигли между Россией и США новый железный занавес, или же лидерами, сумевшими посмотреть дальше мимолетных политических амбиций и сиюминутных интересов? И в этом плане взгляды президентов США и России, похоже, полностью совпадают. Быть может, общими усилиями им действительно удастся придумать неожиданно элегантный финал для своей уходящей эпохи?
ХРОНИКА
Этапы великой дружбы
Самые важные встречи президентов России и США:
- 16 июня 2001 года. Любляна (Словения). Первая встреча Владимира Путина и Джорджа Буша. Президент США начал с заявления, что НАТО будет расширяться вне зависимости от того, нравится это России или нет. Однако в ходе саммита Буш, посмотрев, по его выражению, в глаза российскому коллеге, разглядел там близкого по духу политика;
- 21 октября 2001 года. Шанхай (Китай). Первая встреча лидеров двух стран после терактов 11 сентября. Путин выразил поддержку США в проведении антитеррористической операции в Афганистане. Буш в ответ поддержал кандидатуру России при вступлении в ВТО;
- 13-15 ноября 2001 года. Вашингтон, Нью-Йорк и ранчо Буша в Техасе (США). Президент США объявил о сокращении ядерных арсеналов с 7 тысяч до 1,7 тысячи боеголовок в следующем десятилетии. Президент РФ также пообещал сократить ядерный арсенал России на две трети. Буш пообещал уничтожить барьеры, препятствующие российским компаниям работать в США;
- 1 июня 2003 года. Санкт-Петербург (Россия). Стороны обменялись ратификационными грамотами по подписанному ранее договору о сокращении стратегических наступательных потенциалов. Встреча проходила в момент кризиса двусторонних отношений: Россия отказалась поддержать военную операцию США в Ираке, а американские законодатели не стали рассматривать вопрос об отмене печально известной поправки Джексона - Вэника;
- 19-21 ноября 2004 года. Сантьяго (Чили). Путин выступил за проведение международной конференции по Ираку. Буш в частном порядке поднял вопрос о приверженности российского президента демократии. Итоги президентских выборов на Украине привели к серьезному кризису в отношениях России и США. Уже после саммита Белый дом дал понять Москве, что США не считают постсоветское пространство сферой исключительно российских интересов;
- 24 февраля 2005 года. Братислава (Словакия). В ходе встречи двух президентов был подписан всего один документ - договор об усилении контроля над переносными зенитно-ракетными комплексами;
- 6-8 июля 2005 года. Глениглс (Великобритания). Встреча "большой восьмерки" была омрачена терактами в Лондоне. По существу, работой первого дня саммита руководили президенты США и РФ, поскольку хозяин саммита - британский премьер Тони Блэр - был вынужден вылететь на место трагедии;
- 15-17 июля 2006 года. Санкт-Петербург. Накануне саммита "восьмерки" ряд видных политиков США обвинили Москву в отходе от демократических принципов, "энергетическом шантаже" своих соседей и призвали Джорджа Буша отказаться от поездки в Россию. Тем не менее глава Белого дома приехал на встречу и ожидаемого скандала не произошло.
ЧТО ПОЧЕМ
Джексона веником
Среди всех партнеров по многолетнему переговорному марафону о присоединении России к ВТО американцы оказались самыми упертыми. Торговый оборот между двумя странами не так уж велик, что отчасти и осложняло возможности Москвы отбиваться от требований Вашингтона. Ну разве что можно было пригрозить запретом на импорт в нашу страну "ножек Буша". Что российское правительство не раз и делало. Зато у американцев аргументы есть на все случаи жизни.
В двусторонних переговорах с Россией наиболее острыми оказались позиции по сфере услуг, в том числе финансовых, и интеллектуальной собственности. Они были фактически согласованы полгода назад, но протокол тогда так и не подписали. Однако было ясно, что американцы готовы отказаться от требований открывать в России филиалы иностранных банков. В ответ Москва согласилась увеличить квоту на зарубежный капитал в банковском секторе с нынешних 25 до 50 процентов. Удалось добиться взаимопонимания и по защите интеллектуальной собственности, российская сторона приняла для этого законодательные меры и убедила, что порядок в правоприменительной практике будет наведен.
Подписание двустороннего протокола с США, впрочем, не означает, что вопрос с присоединением к ВТО решен. Предстоит еще улаживание взаимоотношений с Грузией, отозвавшей подпись под протоколом, не все гладко и во взаимоотношениях с Молдавией.
Со стороны США теперь логично ожидать отмены так называемой поправки Джексона - Вэника. Ее ввели в 1974 году по чисто политическим причинам, но суть ее в экономических санкциях. Из-за стародавних ограничений на эмиграцию советских евреев все товары, которые экспортируются из нашей страны в США, подлежат обложению дискриминационными пошлинами. И поправка до сих пор формально действует в отношении России, правда, каждый год Конгресс США приостанавливает ее юридическую силу. При этом действующее в рамках ВТО Генеральное соглашение о тарифах и торговле обязывает предоставлять иностранным производителям режим наибольшего благоприятствования, что должно быть применено и к России. Этот режим предполагает снятие всех ограничений на трансграничное перемещение товаров, исключение дискриминации по месту их происхождения. "
23.11.2006
Александр Чудодеев, Алексей Дитякин (фото), Константин Угодников Итоги