В России набирает силу неонационалистический угар. Мало того - он, судя по всему, поддерживается из Кремля. Почему?
"Жить в России становится все страшнее и страшнее. Если не верите - спросите Марата Гельмана. Его картинная галерея совершила крупную ошибку - выставила картины грузинского художника, причем как раз тогда, когда грузины оказались в опале у власть предержащих. На прошлой неделе десять человек в масках разнесли галерею буквально на куски - как характеризует их сам жестоко избитый Гельман, это были 'не вандалы и не хулиганы с улицы, а высокопрофессиональные и опытные боевики, выполнявшие свою работу'.
Можете спросить еще историка и музейного работника Александра Панова, на которого напали (ничего при этом не взяв) после того, как он выступил с публичным осуждением преступления, совершенного против Гельмана. Можете спросить обычных грузин, которые все чаще и в больших масштабах становятся жертвами вымогательств со стороны полиции и нападений со стороны скинхедов. Да вот хотя бы 24-летний Ираклий Букия, диспетчер автомойки.
- Мы, иммигранты, в России всегда были людьми второго сорта, - говорит он. На прошлой неделе, когда его избили в московском метро, он не стал вызывать полицию, зная, что этим наживет еще больше проблем. - Я знаю, что государство на стороне коррумпированной полиции и скинхедов.
Иммигрантов избивают на улицах, интеллигенция, которая это осуждает, сама становится жертвой насилия - в общем, жить в России становится все страшнее и страшнее. Однако президент Владимир Путин будто ничего не замечает. На встрече в Финляндии с лидерами европейских стран он сразу обрубил все попытки поставить ему это на вид. Когда министры из ЕС завели разговор о коррупции в его стране, он парировал: ''Мафия' - это не русское слово'. А относительно вопроса об ухудшающейся ситуации с правами человека в России и об убийстве журналистки-правозащитницы Анны Политковской он намекнул, что ее смерть могли организовать те, кому хотелось дискредитации Кремля.
Путин все-таки осудил волну антигрузинского насилия в стране, хотя с самого начала этих выступлений был нем как рыба. И все же сам он, судя по всему, все больше и больше склоняется к национализму: в одном из своих недавних выступлений он заявил, что 'в законопослушной стране не место этническим бандам' и нелегальным иммигрантам. А недавно он потребовал, чтобы 'для защиты интересов коренного русского населения' этническим русским выделялась определенная квота мест на открытых продуктовых рынках, которые традиционно контролируют иммигранты с Кавказа. Эта агрессивная риторика не прошла незамеченной. Тональность высказываний президента, по словам главы неправительственной организации 'Гражданская помощь' Светланы Ганнушкиной, чутко уловили 'чиновничество и силовые ведомства'.
- Националистические движения, растущие по всей России, воодушевляются словами Путина.
Расизм в России - ни для кого не новость. Однако никогда еще в последнее время он не был санкционирован на таком высоком уровне. За последний месяц, по сведениям президента Конгресса национальных объединений России Владимира Хомерики, было депортировано более тысячи грузин. Он утверждает, что налоговики или инспекторы муниципальных служб добрались почти до каждого предприятия, которыми владеют грузины. Участились проверки документов у людей неславянской внешности.
Организация Human Rights Watch утверждает, что количество насильственных актов против них тоже выросло, хотя в связи с тем, что деятельность многих НПО после введения новых правил была приостановлена, дать точные цифры не представляется возможным. В прошлом году только в Москве за нарушение иммиграционных правил было оштрафовано более 300 тысяч человек. В этом же году, утверждает 'Гражданская помощь', таких во много раз больше. По словам Букии, за прошедший месяц его били как скинхеды, так и полиция:
- Из-за них мы живем как на войне, не выходя из бомбоубежищ.
Самый лучший барометр новых общественных настроений - националистическая неправительственная организация под названием 'Движение против нелегальной иммиграции', считающая себя самой мощной НПО в России - 20 тысяч членов и представительства в 15 регионах.
Ее общественная история началась в прошлом году с поддержки русской женщины Александры Иванниковой, убившей таксиста-армянина якобы за то, что тот пытался ее изнасиловать. Тридцатилетний лидер ДПНИ, аккуратный невысокий адвокат Александр Поткин, взял себе псевдоним Белов - от русского слова, соответствующего нашему 'white'. О нем недавно узнала вся страна: после октябрьских беспорядков в российском городе Кондопонге (так в тексте - прим. перев.), когда десятки 'нерусских' вынуждены были бежать в страхе за свою жизнь, а предприятия и рестораны, которые им принадлежали, были сожжены и разграблены, он выступил по национальному телевидению:
- Молодые люди с Кавказа на дискотеках избивали и насиловали русских девушек, - заявил он. - И жители Кондопонги не пожелали терпеть в своей среде преступников.
Хотя роль возглавляемой Беловым группировки в событиях в Кондопонге непонятна, ее кредо просто, как день.
- Россия - для русских! - заявил он корреспонденту Newsweek в стильном московском кафе. - России для работы не нужны иммигранты. Русские могут сами со всем справиться, без всяких иностранцев. Они нам здесь не нужны.
Особенно большой зуб у него вырос почему-то на иммигрантов из Таджикистана.
- Они распространяют инфекции и насилуют русских девушек, - а еще он обвиняет их в торговле героином и в том, что они 'убили сто тысяч русских'.
По словам Белова, в России его поддерживают очень многие, 'включая успешный средний класс, управленцев из таких компаний, как 'Газпром', а также студенчество и даже журналистов'. Хотя это, скорее всего, продукт его воображения: на этой неделе, 4 ноября, когда националисты соберутся праздновать День народного единства, его слова пройдут серьезную проверку.
- Это будет наш день, - утверждает Белов. - На улицах Москвы будет пять - десять тысяч наших людей!
Недавно Белов стал помощником депутата Думы Андрея Савельева от националистической фракции 'Родина'. Он добавляет, что среди его сторонников - высокопоставленные офицеры полиции и Службы безопасности.
Таких, как Гельман - а он не только продавец картин, но и известный политолог, - очень беспокоит то, что по его мнению, неонационализм становится политическим мейнстримом.
- За последние полгода ситуация в России кардинальным образом изменилась. Националисты чувствуют, что правительство целиком и полностью на их стороне, они чувствуют, что пришел их час. Они думают, что их поддерживают все - общественное мнение, полиция и суды.
И если поднимающуюся волну национализма не остановить до весны, когда начнется кампания по выборам в парламент, предостерегает Гельман, 'эти группировки начнут свою кампанию с опасно высоких рейтингов'.
Гельман не понаслышке знает, как опасно разыгрывать националистическую карту. В 2003 году, во время последних выборов, он был главным консультантом в группе прокремлевских, как он их сам называет, 'политтехнологов', организовавших псевдооппозиционную партию, чтобы отобрать у сильной Коммунистической партии голоса избирателей, настроенных на протест против власти. Партии дали имя 'Родина' и поставили ее на платформу чистого национализма.
Трюк сработал - сработал даже слишком хорошо. На выборах 'Родина' набрала 9,7 процента голосов, благодаря чему превратилась из 'потемкинской' оппозиции в реальную угрозу. Увидев это, ее лидер, развязный и самодовольный Дмитрий Рогозин, попытался сбросить ярмо, навешенное на него людьми Путина, и вырваться на свободу - но был сбит на взлете: в прошлом году 'Родине' запретили участвовать в московских муниципальных выборах.
Сегодня главный вопрос - до какого момента Кремль будет играть на потенциале политического национализма, который он может использовать, в частности, на выборах 2007 года для захвата большинства в Думе. Этот фактор важен и сам по себе, но в преддверии следующего года его важность возрастает многократно: ведь именно эта Дума будет формировать повестку дня для преемника Путина, к которому перейдет власть в стране в 2008 году.
Пока что президент, судя по всему, стремится усидеть на двух стульях сразу. На прошлой неделе, во время 'прямой линии' с телезрителями всей страны, он сказал, что ему 'больно' говорить об экстремизме в России, и что с ним надо 'разбираться быстро и решительно'. Однако в то же время он выступает за интересы 'этнических русских' и проводит неприкрыто прорусскую внешнюю политику - что явно нравится избирателям и не в последней степени формирует его нынешний 80-процентный рейтинг.
Дело в том, объясняет российский романист грузинского происхождения Григорий Чхартишвили (более известный под творческим псевдонимом Борис Акунин), что этот новый национализм никак не направлен против самого Путина. Напротив:
- Играя в ксенофобские игры, Путин хочет набрать дополнительную популярность. Вот увидите, наверняка на марше российских шовинистов [4 ноября] кто-нибудь будет нести портреты Путина, - однако, по его словам, опасность есть, и заключается она в том, что национализм может выйти из-под контроля. - Если власть в самом ближайшем будущем не дистанцируется от российского национализма, она не сможет его контролировать.
Самой известной жертвой насилия, проистекающего, скорее всего, из вновь сформировавшегося климата, который искусствовед Александр Панов называет 'климатом варварства' - Анна Политковская. Незадолго до ее смерти ее имя появилось в списке 'врагов России', составленном Николаем Курьеновичем, депутатом ультранационалистической Либерально-демократической партии Владимира Жириновского и членом комитета Государственной Думы по безопасности. Также в списке фигурирует и имя Гельмана.
Курьенович отрицает участие в убийстве Политковской и нападении на Гельмана. Однако, по его словам, для русских 'пришло время подняться с колен и освободить Россию от иностранных оккупантов'.
После этого уже неудивительно, что убийцы Политковской так смело пошли на свое злодеяние - особенно когда с публичными угрозами в ее адрес выступил приближенный Путина премьер-министр Чечни Рамзан Кадыров, назначенный на этот пост Кремлем. Судя по последней информации, не исключено, что ее смерть была организована людьми лейтенанта Сергея Лапина, бывшего офицера ОМОНа (российских сил специального назначения), который в марте прошлого года, после того, как репортаж Политковской пролил свет на его участие в убийстве десятка мирных жителей Чечни в январе 2001 года, был приговорен к 11 годам тюрьмы.
Есть сведения, что Политковскую угрожали убить двое других офицеров полиции, также замешанные в этом деле и сейчас скрывающиеся от следствия - майор Александр Прилепин и подполковник Валерий Минин. По словам источника в федеральной прокуратуре России, не пожелавшего говорить официально, недавно этих двоих выследили в из родном городе Нижневартовске, что в Сибири, в Ханты-Мансийском регионе, и теперь они - 'главные подозреваемые' в совершении этого убийства.
Россия, после развала империи пережившая период нищеты и унижения, купается в нефтяных деньгах и упивается новообретенной уверенностью в своих силах. То, что за всем этим следует волна восстановления национальной гордости - совершенно естественно. Путин постарался сделать все, чтобы он, именно он и никто другой, собрал все плоды национального возрождения. Так зачем же очертя голову бросаться в националистические игры? Простой народ получил стабильность и экономическое благосостояние, которого не было у прошлого поколения. Обладая такой властью, такими деньгами и такой популярностью, руководству страны совершенно не обязательно дополнительно укреплять свои позиции за счет преследования грузин или высылки иммигрантов.
Кремль, судя по всему, превращает национализм в валюту российской политики. Однако она может оказаться очень опасным оружием.
Кирилл Ельцов, ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 30 октября 2006"
31.10.2006
Оуэн Мэттьюс (Owen Matthews), Анна Немцова, 30 октября 2006 ("Newsweek", США)